УРОК С УЧЕБНИКОМ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
Автор: Марина БАЕВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Пятница 8 мая 2015Классно-урочная система существует уже более 450 лет и является основной формой обучения во многих странах. Но мир меняется, и вместе с ним меняется и подход к преподаванию. В связи с этим снова поднимается вопрос о том, что такое эффективный урок и может ли он быть эффективным одновременно для ученика и для учителя?
настроение: деятельностное
ключевые слова: эффективный урок, УМК издательства «Просвещение», электронное приложение ABBYY к учебнику
город: Москва
С урока начинается учебно-воспитательный процесс;
уроком он начинается, уроком заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль, дополняя и развивая
все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
Д.М. Евсеева в своей статье «Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока» пишет: «Современный эффективный урок — это искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящая к появлению нового качества». Цель современного урока — помочь учащимся овладеть универсальными учебными действиями и метапредметными умениями в ходе образовательного процесса.
Но как применить теорию на практике? Как научить современного ребенка применять те знания, которые он получает в школе, и быть успешным в постоянно меняющемся мире? Мне в этом помогают УМК издательства «Просвещение».
Я работаю учителем английского языка уже 22 года. Все это время я пользовалась УМК издательства «Просвещение», и всегда находила в них что-то, что помогает учителю сделать процесс обучения легче и радостнее.
Для учащихся начальной школы особенно важно, чтобы процесс обучения больше напоминал игру, поэтому я использую УМК «Английский язык» (Верещагина И.Н.). Компоненты УМК «Английский язык» содержат много игр, интересных соревновательных упражнений, ролевых ситуаций, интерактивных заданий разного уровня сложности. Использование игровой формы обучения поддерживает благоприятную атмосферу в классе и создаёт все условия для проведения эффективного урока и первого знакомства учащихся со странами изучаемого языка — Великобританией и США.
В средней и старшей школе продолжается изучение англоговорящих стран. С помощью УМК «Английский язык» дети изучают традиции и обычаи Великобритании, США и Австралии и сопоставляют их с обычаями и традициями своей страны.
В учебниках и учебных пособиях УМК учащимся предлагается поразмышлять над проблемами экологии, узнать об особенностях культуры и искусства других стран, познакомиться с основами религии.
Для меня как для учителя удобно то, что все компоненты УМК логически непосредственно взаимосвязаны между собой и содержат воспитательный аспект. Авторы УМК придерживаются принципа наглядности.
УМК «Английский язык» — это современный академический образовательный комплект, рассчитанный на увлеченного, любознательного ученика, обладающего логическим складом ума.
Еще один УМК издательства «Просвещение», опытом работы с которым мне бы хотелось поделиться, — УМК “Spotlight”.
“Spotlight” — это интерактивный учебный комплект, который хорошо подходит для активных школьников, предпочитающих динамичные уроки с разнообразными заданиями. Авторы УМК предлагают детям поразмышлять над различными ситуациями, приближенными к реальной жизни, обсудить их с другими учениками и сформировать собственные суждения о той или иной проблеме. Выполнение подобных заданий побуждает детей думать и говорить на английском языке. Материал учебника обеспечивает активное вовлечение учащихся в процесс обучения. Изучение каждой темы заканчивается работой над мини-проектом, в процессе которой учащиеся могут использовать полученные знания в реальной речевой ситуации.
УМК “Spotlight” разделяется на модули, которые, в свою очередь, разделены на несколько микротем, каждая из которых включает в себя лексический, грамматический и социокультурный материал для изучения. В рамках каждой темы учащиеся получают все необходимые средства для развития устной и письменной речи с учетом их индивидуальных интересов. Все это позволяет поддерживать высокую мотивацию учащихся.
Все УМК по английскому языку снабжены электронным приложением ABBYY, которое стало для моих учеников хорошим помощником при работе с лексикой как на уроках, так и при самостоятельной работе дома. При использовании электронного приложения ABBYY у учащегося формируются и совершенствуются лексические и грамматические навыки и развиваются метапредметные умения работы со словарем. Все слова, включённые в электронный словарь, снабжены транскрипцией и озвучены носителями языка.
На моих уроках работа с электронным приложением строится следующим образом. На вводном этапе, после организационного момента и сообщения темы и задач урока, учащиеся знакомятся с новой лексикой по теме, которая будет задействована на уроке. На интерактивной доске показывается упражнение из раздела «Знакомство». Ученики прослушивают звучание нового слова и повторяют его за диктором. После этого каждый ученик занимает место за персональным компьютером и тренируется в произношении новой лексики в течение 2–3 минут. Несколько учащихся приглашаются прочитать новую лексику самостоятельно у доски. После фонетической зарядки мы приступаем к основному этапу урока.
Главная задача, которую необходимо выполнить на основном этапе урока — это активное овладение новой лексикой в устной и письменной речи. Учащиеся выполняют упражнения на страницах учебника, уделяя внимание особенностям употребления новой лексики в предложениях, в течение 10–15 минут. Хорошим помощником здесь являются упражнения в разделе «Мозаика», при выполнении которых учащимся предлагается установить соответствие между двумя столбцами слов по принципу «слово-перевод». Также полезны упражнения из раздела «Варианты» на правильный выбор перевода.
На завершающем этапе урока, при подведении итогов, я обычно обращаюсь к разделу «Самопроверка» электронного приложения ABBYY. В заданиях этого раздела подразумевается самостоятельная работа учащегося по выбору правильного перевода только что изученного слова. Самым сложным видом упражнений в приложении являются упражнения из раздела «Написание слова». В специальном поле учащемуся необходимо ввести письменный перевод предложенного слова. На работу отводится 5–8 минут. Как показала практика, не все учащиеся сразу справляются с данным видом работы, поэтому её можно использовать в качестве домашнего задания. При регулярном прослушивании уроков и параллельном выполнении заданий из тетради и учебника повышается эффективность овладения языком. Другой пример использования упражнений из раздела «Написание слова» — проведение словарных диктантов с помощью электронного приложения.
Оценить успехи учеников в области изучения новой лексики мне также помогает электронное приложение ABBYY. Для этого существует раздел «Оценка деятельности учащихся». Ученики часто желают повторить уроки со словарем ABBYY несколько раз, чтобы объективно оценить свои знания.
Общее время работы на уроке со словарем ABBYY составляет около 15 минут, что является нормой в требованиях СанПиНа при работе с компьютером на уроках в школе.
Работу с электронным приложением ABBYY можно разнообразить, так как словарь снабжен настройками обучения. Можно настроить направление перевода, индивидуальный темп изучения слов, количество слов для каждого урока, а также количество правильных ответов, достаточных для того, чтобы слово больше не попадало в упражнения. Также программа позволяет запланировать определенное время обучения и автоматически предлагает начать урок в заданное время. В программе предусмотрена возможность выбора для обучения только тех упражнений, которые учитель или учащийся считает наиболее эффективными для себя. Если учитель понимает, что ученики успешно изучили определенные слова, их можно исключить из урока и уделить большее внимание лексике, которая вызывает у учащихся трудности. Приложение также позволяет изменить дизайн предлагаемого материала.
Работа с УМК «Английский язык» и “Spotlight” даёт хорошие результаты. Благодаря работе с этими изданиями учащиеся становятся призёрами олимпиад и конкурсов различного уровня, с лёгкостью поступают в высшие учебные заведения, профилирующиеся по иностранным языкам, а также успешно ассимилируются в англоговорящей среде.
Для меня современный урок – это урок с учебником издательства «Просвещение».