МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Елена ЕГОРОВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 22 июня 2015Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне.
настроение: позитивное
ключевые слова: высокий эмоциональный уровень, развитие изобретательных и творческих способностей, атмосфера свободного иноязычного общения
город: Минеральные воды, Ставропольский край
Скука на уроке — один из самых неприятных и трудноустранимых недостатков. На начальном этапе иностранный язык хотят учить практически все (хотя есть и исключения) и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляются усталость и скука. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес к учащихся к уроку — задача учителя. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося.
Для этого я стараюсь использовать на своих уроках различные методы:
- словесные;
- наглядные и практические;
- репродуктивные и поисковые;
- методы самостоятельной учебной работы.
Вот несколько таких приёмов.
1. Диалоги
Им необходимо уделять особое внимание, и обязателен творческий подход. Это не механическое заучивание диалога из учебника, а составление на их основе своих диалогов. В начальных классах можно использовать игрушечных животных, кукол, маски, телефонные трубки.
Задания к составлению диалогов могут быть различными:
1) составьте диалог на основе набора обязательных реплик, добавляя другие реплики по смыслу;
2) составьте диалог по картинке;
3) составьте диалог на основе ключевых слов;
4) расширьте имеющийся диалог.
2. Активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания
При изучении темы “Our House. Our Flat” можно предложить учащимся составить чертеж своей комнаты (зала, кухни…) и рассказать о ней. Можно предложить составить проект «Комната моей мечты».
При изучении темы “Food” можно предложить учащимся составить меню завтрака (обеда, ужина…), написать кулинарный рецепт любимого блюда, который зачитывается в классе на уроке, а учащиеся по ходу чтения задают интересующие их вопросы.
При изучении темы “Clothes” можно предложить учащимся доказать, что выбранный ими стиль одежды наиболее удобен; дать совет своим одноклассникам по манере одеваться и доказать свой выбор; предложить соседу по парте составить гардероб к определенному сезону.
Тема “My Family. My Relatives” — самая благодатная для развития творческих способностей учащихся. Им предлагается построить генеалогическое древо своей семьи, используя имена и слова, обозначающие родственников.
При изучении темы “Travelling” учащиеся должны убедить одноклассников, что: 1) путешествие на велосипеде наиболее увлекательно; 2) лучше всего остановиться в палатке на берегу моря; 3) нет ничего лучше, чем провести каникулы дома (в деревне, в Чехии, в Альпах и т.д.)
При изучении темы “Appearance. Character” ученикам предлагается описать внешность различных людей на фото и попытаться определить характер человека по внешности. Карточки с заданиями можно дать на уроке или же как домашнее задание.
В урок по теме “English as an International Language” я включила дискуссию по проблеме “English words in Russian. Is it good or bad for Russian language?”. Учащиеся работали в группах: одна группа доказывала, что этот процесс носит негативный характер для нашего языка, а другая — что он обогащает русский язык.
При изучении темы “Choosing a Career” на уроке была организована служба “Career counselling”. Учащиеся заполняли анкеты со следующими данными:
1) Name;
2) Qualification(s) and/or experience;
3) Preferences;
4) Other information.
Затем, обмениваясь анкетами, учащиеся рекомендовали друг другу различные профессии, обосновывая свои рекомендации полученной информацией.
3. Работа с лексикой
1) распределить слова по категориям. Например, “round” и “square”. Диктуются слова, а учащиеся распределяют их по группам. Подбирать слова и категории можно в зависимости от изучаемого материала и уровня подготовленности учащихся;
2) учащимся предлагается заполнить пропуски в тексте, из которого удалены прилагательные или другие части речи;
3) при изучении степеней сравнения прилагательных используются иллюстрации, рекламные проспекты. Учащиеся сравнивают города, страны, которые они изучили или в которых они побывали, улицы своего города, совершенно непохожие предметы.
4) «придумай ассоциации»: учащимся предлагается записать словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, которые у них ассоциируются с предложенными понятиями и ситуациями, например: “A Scary Story”: “strange noises”, “a dark night”, “a terrible scream”. После этого ребята могут составить небольшой рассказ по этим ситуациям с использованием предложенных ими словосочетаний.
4. При работе с текстом используются репродуктивные и поисковые методы
При пересказе текста ученикам предлагается не только рассказать его от лица главных героев, но и даются творческие задания. Например, после прочтения текста “Hogwarts” скажи, хотел бы ты учиться в этой школе: почему да и почему нет. При работе с текстом в 6 классе “England — a part of the UK” учащимся было предложено убедить родителей посетить Англию, используя материал текста.
При обучении различным видам чтения можно также этот процесс приблизить к условиям реальной жизни, в которой учащимся могут понадобиться данные знания. Умения поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телепрограмму. Учащимся предлагается выяснить, какую передачу, сериал они могут посмотреть, если вернутся из школы в 13 часов, в 15 часов. С помощью похожего приёма извлекается информация из рекламных объявлений. Например, просматривая рекламу различных фирм и компаний, учащиеся выбирают интересующие их услуги, обращают внимание на цены, сроки исполнения, возможные скидки и обосновывают свой выбор определенной фирмы.
Включение в урок злободневных материалов способствует созданию на уроке атмосферы свободного иноязычного общения, мотивации к иноязычной деятельности. Самое главное здесь — проявить интерес к жизни учащихся, учесть их настроение, чувства, увлечения, принять во внимание события, происходящие в классе, в жизни отдельного ученика, в жизни страны.