СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — НОВАЯ ПАРАДИГМА В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ШКОЛЕ, ИЛИ ПОДВОДЯ ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА…
Автор: Андрей МИШИН | Рубрика: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Понедельник 1 июня 2015Дорогие коллеги — учителя иностранного языка, заканчивается очередной учебный год!
Прошли Последние звонки в школах и даже наступили первые дни серьезных испытаний: в России 25 мая стартовал ЕГЭ.
2014/2015 учебный год внес немало существенных изменений в работу учителя иностранного языка.
настроение: творческое
ключевые слова: учитель иностранного языка, системно-деятельностный подход, УМК «Звездный английский», ЕГЭ, устная часть
город: Тверь
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…
Аристотель, 384–322 гг до н. э.
Учителя, работающие в начальной школе, в этом учебном году закончили четырехлетний эксперимент штатного введения Федерального государственного образовательного стандарта в 1–4 классах начального общего образования. Стандарт позволил по-другому взглянуть на урок иностранного языка. Деятельностный подход в обучении стал приоритетом в работе учителя: учебный материал урока распределяется так, что большую часть урока теперь говорит (читает, пишет и слушает) сам ученик. Большое внимание мы стали уделять самостоятельной работе и проектной деятельности.
Конечно, хорошо, когда под рукой есть друг ученика и педагога — грамотный и профессиональный УМК.
И здесь учителям России несказанно повезло: в Федеральном перечне уже не первый год представлена полная, завершенная линия УМК «Английский язык» авторов К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой и др. серии «Звездный английский» (“Starlight”). УМК представлен двумя авторскими коллективами: ведущими учеными-лингвистами и методистами России и британскими авторами издательства “Express Publishing”.
Отличительные особенности УМК:
- это совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в котором нашли отражение современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку;
- отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).
В этом году учителя апробировали учебники данной серии в 7 и 8 классах. Сложилось такое впечатление о данной линейке: УМК “Starlight” —это современные, интересные, разножанровые учебные тексты; это большой объем новой лексики, которая органично вплетена не только в учебные тексты по чтению, но и тексты по аудированию; новые слова повторяются из урока в урок в разделах рабочей тетради и “Vocabulary Bank”, в тестовых заданиях в конце модуля и в разделе “Revision”. Ученики на каждом новом уроке модуля вовлечены в творческий процесс открытий: интересные факты и события, постоянный поиск информации, в том числе с привлечением интернет-ресурсов — все это делает занятия по данным УМК увлекательными и познавательными.
Импонирует подход в обучении грамматике в данном УМК: ежегодно у учителя появляется возможность повторить старые разделы грамматики методом квантирования, так как нет такой установки — полностью изучить (и забыть) Present Perfect в 6 классе, а Conditional Clause в 9 классе; весь материал повторяется из года в год, но каждый новый уровень получает что-то дополнительное, более сложное. При этом УМК содержит обилие разнообразных упражнений, а если и этого не хватает, то учителю поможет сайт издательства «Просвещение», разработанный специально для линейки учебников «Звездный английский», http://www.prosv.ru/umk/»Starlight»: здесь просто кладезь информации и учебных материалов, постоянно обновляющиеся рекомендации ведущих авторов и учителей-методистов, аудиоматериалы, дополнительные ссылки на видеоресурсы и, конечно, бесценный опыт самих учителей-практиков. В течение года учителя опубликовали интересные и творческие разработки уроков, презентации, дополнительные тесты и упражнения к учебнику. Еще раз убеждаешься, сколько славных учителей работает в России!
К данному УМК мы разработали единое тематическое планирование для 5–9 классов, которое можно использовать при подготовке рабочих программ на следующий учебный год. Наше планирование универсально, то есть работает для любого модуля в линейке 5–9 классов, рассчитано на 5 часов в неделю, но при желании легко модифицируется и на 4 часа (хотя, честно говоря, с таким прекрасным УМК лучше работать 5 часов в неделю — эффект будет более ощутимым).
Тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для ____ класса с углубленным изучением английского языка: 34 учебные недели, 5 часов в неделю (150 часов (по 25 уроков на модуль)) — основной курс УМК “Starlight”, 10 часов на диагностику в начале и в конце года: входное и итоговое диагностические тестирования + материал УМК раздела “Starter”, 10 часов резерв*) * резерв на усмотрение учителя: повторение наиболее трудных тем в модулях, защита годовых индивидуальных проектов, организация внеклассного чтения (по книгам уровня A1+ — B2 «Звездное чтение 5–9» http://www.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=40477, которые читаются учащимися в течение года), экскурсии, лингафонный практикум, просмотр и обсуждение фильмов. |
||
№ | Содержание урока с ведущей задачей обучения | Характеристика учебной деятельности |
1. | Модуль _____.
Формирование произносительных и лексических навыков по теме цикла ____. ДЗ: подготовиться к диктанту по словам начала Module ______. |
|
2. | Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе учебного текста (УТ) № 1a
ДЗ: слушать УТ № 1a, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту). |
|
3. | Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, формирование/совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.
ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля. |
|
4. | Совершенствование лексических навыков на основе раздела Vocabulary Bank.
ДЗ: упражнения 1A (далее 2A, 3A по нумерации одного из шести модулей) в рабочей тетради. |
|
5. | Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 2b
ДЗ: слушать УТ № 2b, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту). |
|
6. | Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.
ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля. |
|
7. | Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.
ДЗ: упражнения 1B в рабочей тетради. |
|
8. | Совершенствование навыков чтения и аудирования на основе УТ социокультурной тематики (“Culture Corner”).
ДЗ: подготовиться к диктанту по словам из раздела “Check These Words”. |
|
9. | Развитие навыков письменной и устной речи на основе УТ социокультурной тематики (“Culture Corner”).
ДЗ: выполнить ½ упражнений из РТ раздела 1CD |
|
10. | Развитие навыков диалогической речи по теме модуля (раздел “Everyday English”).
ДЗ: подготовить диалог по плану, предложенному в рабочей тетради 1CD. |
|
11. | Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 3e
ДЗ: слушать УТ № 3e, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту). |
|
12. | Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.
ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля (если необходимо). Вариант: раздел “Think” модуля (УТ № 3e) |
|
13. | Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.
ДЗ: упражнения 1Е в рабочей тетради. |
|
14. | Совершенствование лексических и произносительных навыков по теме модуля на основе УТ № 4f
ДЗ: слушать УТ № 4f, выделить ключевые слова и словосочетания по содержанию УТ, работа со словами “Check These Words” (подготовиться к диктанту). |
|
15. | Обучение чтению с полным пониманием прочитанного, совершенствование лексико-грамматических навыков по теме модуля.
ДЗ: работа с “Vocabulary Bank” по теме модуля (если необходимо). Вариант: раздел “Think” модуля (УТ № 4f). |
|
16. | Совершенствование лексических и грамматических навыков на основе раздела “Vocabulary” и “Grammar Bank”.
ДЗ: упражнения 1F в рабочей тетради. |
|
17. | Совершенствование навыков аудирования с полным пониманием услышанного.
ДЗ: выполнить упражнения 1G в РТ. |
|
18. | Развитие навыков устной речи по теме модуля.
ДЗ: прочитать образец письма из раздела “Writing”. |
|
19. | Развитие навыков письменной речи по теме цикла.
ДЗ: выполнить упражнения (написать письмо, эссе) раздела “Writing” в рабочей тетради. |
|
20. | Совершенствование навыков прагматического чтения на основе аутентичного текста межпредметной направленности (на основе раздела “Curricular”).
ДЗ: подготовить презентацию мини-проекта. |
|
21. | Развитие навыков устной речи. Совершенствование лексико-грамматических навыков на основе раздела “Language Review” / “Language in Use”.
ДЗ: выполнить упражнения из РТ в тестовом формате “Language and Grammar Review” + “Reading”. |
|
22. | Подготовка к контрольной работе по изученному материалу модуля (на основе раздела “Skills”).
ДЗ: выполнить упражнения раздела “Revision” (в конце учебника). |
|
23. | Контрольная работа № 1 по материалу модуля 1 ___________________ |
|
24. | Рефлексия учебной деятельности по изученному материалу модуля и на основе социокультурной тематики (Россия)
ДЗ: подготовить презентацию на основе УТ модуля об интересном месте России (презентация готовится самостоятельно во время изучения модуля, т.е. 5 недель). |
|
В этом году изменился ЕГЭ по иностранным языкам: у нас появилось говорение. Данный раздел выделили даже в отдельный экзамен: 17 и 18 июня вся страна будет говорить на четырех иностранных языках. Весь учебный год мы вели подготовку к данному экзамену: объясняли на примере демоверсии тонкости содержания экзамена, спорили о критериях оценивания, пытались разобраться с технической стороной экзамена (кстати, наконец Федеральный Центр тестирования опубликовал долгожданный тренажер для участников ЕГЭ на сайте официального информационного портала http://www.ege.edu.ru/ru/main/speaking/). Работы хватило всем: и учителям, и детям, и родителям, и чиновникам! Надеемся, что экзамен пройдет успешно, ребята покажут свои сильные стороны и все будет замечательно.
Напомним, что устная часть экзамена этого года включает в себя 4 задания со свободно конструируемым ответом:
1) задание 1 базового уровня сложности — чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
2) задание 2 базового уровня сложности — условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
3) задание 3 базового уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
4) задание 4 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).
В помощь учителям и ребятам мы совместно с издательством Просвещение подготовили и издали в 2015 году специальное пособие по устной части экзамена: «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». Цель данного пособия — помочь учащимся ознакомиться с содержательной и организационно-технологической сторонами раздела «Говорение» и выработать стратегии для успешной сдачи устной части ЕГЭ.
Пособие содержит 5 вариантов для подготовки к устной части экзамена, первый из которых подробно разбирается и комментируется автором. В основной части пособия учащиеся смогут получить советы по подготовке к каждому из четырех заданий экзамена, найти и выучить стандартные фразы устного высказывания, а также разобраться с критериями оценки ответов. Во второй части книги представлен полезный справочный материал.
Для пособия разработано электронное приложение-тренажер, которое можно найти в каталоге на сайте http://catalog.prosv.ru, бесплатно скачать и установить при помощи индивидуального серийного ключа, который указан на карточке внутри данного пособия.
Предлагаемая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам и предлагаемые форматы заданий позволяют контролировать достижение обучающимися запланированных уровней коммуникативной компетенции и решить те проблемы, которые в свое время обусловили исключение устной части из ЕГЭ. Эта модель позволяет оценить иноязычную коммуникативную компетенцию выпускников достаточно полно и объективно. Более того, она открывает новые возможности развития способов и средств оценивания и способна оказать положительное влияние на содержание процесса обучения.
Вот такой непростой был учебный год для учителя иностранного языка. Что ждет его впереди? Думается, что много нового и интересного: со следующего учебного года мы реально сможем работать с электронными учебниками, продолжит совершенствование ЕГЭ в России, мы начнем массово работать по новым ФГОС в основной школе, девятиклассники скорее всего будут сдавать четыре обязательных ОГЭ: русский язык, математику и два по выбору и, конечно, ребята-гуманитарии выберут и ОГЭ по иностранным языкам. Так, что работы будет предостаточно.
А пока… пока наступает лето, прекраснейшее время года, чтобы нам, коллеги, просто отдохнуть, просто побаловать себя тем, к чему душа стремится, но все нет времени: путешествовать, читать, ходить на выставки или просто наслаждаться природой на своих шести сотках!
Желаем всем крепкого здоровья, новых незабываемых впечатлений! И еще важно всегда помнить, что мы сила, когда мы все вместе, поэтому давайте дружить, давайте участвовать в семинарах и вебинарах, щедро делиться опытом и обсуждать злободневные проблемы. May success attend you!
С уважением,
ваш коллега и друг Мишин Андрей Валентинович,
член редакционного совета журнала
«Просвещение. Иностранные языки»