«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среда 24 февраля 2016


Метод проектов позволяет преподавателям развивать мышление детей. Учителя занимают руководящую позицию в процессе, вовлекая детей, которые в свою очередь учатся гибкости и целенаправленности. Работа над проектом предоставляет много возможностей для реализации детских идей и творческого потенциала. Также данный вид деятельности с одной стороны позволяет поощрять интересы учеников, а с другой – удовлетворяет задачи обучения.

Project-based method allows teachers to develop children’s way of thinking. Teachers occupy leader positions in the process of involving children, who learn to be flexible and focused at the lessons. The project provides many opportunities for the realization of children’s ideas and creativity. Also on the one hand this type of activity makes it possible to promote the interests of the students, on the other hand it satisfies the learning objectives.

настроение: положительное

ключевые слова: метод проектов, роль учителя, преимущества метода проектов, структура проектного метода, индивидуальная работа ученика

город: Улан-Удэ

Как утверждает Чернышев в статье «Обучение с помощью проектной игры», метод проектов позволяет преподавателям развивать мышление детей. Учителя занимают руководящую позицию в процессе, вовлекая в него детей, которые, в свою очередь, учатся гибкости и целенаправленности. Работа над проектом предоставляет много возможностей для реализации детских идей и творческого потенциала. Данный вид деятельности, с одной стороны, позволяет поощрять интересы учеников, а с другой — удовлетворяет задачи обучения. [Чернышев, 2010].

Что же представляет собой проектный метод? В раннем детстве проектами являются исследования бытовых тем, которые включены в образовательную систему. Темы для проектов возникают из конкретных интересов детей. Вместо того, чтобы давать немедленные ответы на вопросы, учителя помогают детям самим найти их путем обретения опыта: интервьюирования экспертов или родителей, изучения сайтов, чтения книг, посещения всевозможных познавательных экскурсий и т. д.

Работа над проектом содействует более глубокому пониманию темы и охватывает широкий спектр смежных с ней проблем. По этой причине работа над проектами обычно занимает несколько недель. Продолжительность работы также зависит от возраста и интересов детей.

Автор статьи «Роль проектов в обучении школьников» указывает, что метод проектирования является методом обучения детей с помощью проектных исследований. Вследствие того, что работа над проектом может иметь непредсказуемый путь, исходя из интересов конкретных ученических групп, необходимо было создать гибкую структуру разработки проектов в помощь учителям, которая позволяет сделать работу более управляемой. Учителя направляют детей через процесс, состоящий из трех фаз, начиная с разработки проекта до его завершения. [Столярова, 2008: 153]

Говоря о структуре проектного метода, следует указать, что в начале проекта (назовем этот этап фазой №1) учитель пытается заинтересовать детей через поощрение их попыток поделиться личными историями из жизни, которые соответствуют теме проекта. Необходимо понять, каким образом дети понимают тематику проекта, какие ощущения и мысли возникают в умах детей, когда они говорят на данную тему. Учитель оценивает ученическую лексику, индивидуальные интересы, заблуждения и пробелы в знаниях, помогает им сформулировать вопросы, на которые они попытаются найти ответы.

Далее наступает самый трудоемкий и длительный этап работы над проектом — сбор информации. Ученики обращаются к уже имеющимся знаниям, работают с различными источниками информации, формируют собственное мнение и взгляд на предмет исследования. Данный этап — фаза №2. Ученики обсуждают тему исследования с экспертами, взрослыми, посещают музеи или выставки, изучают тематические сайты и книги. В ходе работы используются различные формы наглядности, чтобы иметь возможность проиллюстрировать плоды своей деятельности и поделиться полученными знаниями. Как отмечает С. А. Федорова, не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Задания должны отвечать способностям ученика и соответствовать его индивидуальному уровню. Учителю нужно помочь ребёнку определиться с тематикой проекта и быть готовым дать совет при возникновении трудностей. [Федотова, 2003]

Фаза № 3 является заключительным этапом, на котором учитель помогает детям пересмотреть свои достижения. Учащиеся делятся своей работой с родителями и классом. Дети учатся эффективно работать с другими одноклассниками и развивают уверенность в собственных силах. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, не только расширяет общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Нами были проведены серии уроков на различные темы с использованием проектного метода. Одной из любимых тем среди учеников младших классов, как оказалось, является тема «Город моей мечты». Остановимся на данной теме подробнее. На первых уроках обсуждалась тема проекта, продумывалась структура работы, была изучена новая лексика. Затем следовала фаза №2: детям необходимо было выбрать и проработать материал (не только план выступления, но и найти всевозможные иллюстрации к проектам). Данный этап вызвал наибольший интерес среди школьников. В тоже время, эта фаза вызвала наибольшие трудности, которые необходимо было помочь преодолеть. Наконец, ученики презентовали проекты классу. По собственному опыту хотелось бы заметить, что на первых порах работа над проектом не всегда складывается удачно, ведь данный метод требует от детей больших усилий и внимания, чем традиционные методы обучения, поэтому не стоит считать, что работа детей не сложилась лишь по первым результатам. Возвращаясь к теме «Город моей мечты», ученики на уроках английского языка представили собственные карты города, на которых были изображены различные здания, улицы и парки. Опираясь на изображение города, ученики описывали его на английском языке. Работа над данным проектом длилась в течение недели (четыре урока). На наш взгляд, данный проект был проведен успешно и именно благодаря этому методу дети хорошо закрепили и использовали материал на тему «Город».

Роль учителя в работе над проектами

Главная задача учителя — вызвать у ребенка глубокое понимание необходимости учиться не только в школе, но и на протяжении всей жизни. В начальной школе проектный метод позволяет исследовать различные явления в окружающей среде, а также развивает интерес к получению знаний разными способами. Учитель играет важную роль в инициации, реализации и кульминации проектов. [Росслер, 2014: 43]

Во-первых, учитель должен определить целесообразность темы, которая будет исследована. Проекты являются продуктивными и поучительными в том случае, если тематика интересна большинству детей. На данном этапе учителю необходимо извлекать полезную информацию из спонтанных детских размышлений и дискуссий.

После того, как учитель определил тему потенциального интереса детей, нужно создать список связанных подтем. Этот процесс помогает детям осознать, насколько широк спектр тем, связанных с данной проблемой. Затем учитель способствует формированию малых групп для исследования конкретных подтем. Формирование небольших групп требует тщательного обдумывания, так как дети должны были найти общий язык и быть способны эффективно сотрудничать. Следующий шаг, который включен в процесс работы над проектом — это контролирование работы каждой группы и всего класса в целом и оказание помощи по мере необходимости. Учитель может также напоминать детям об их предыдущих дискуссиях в ходе реализации проекта.

Учитель помогает составить список вопросов, чтобы работа других групп вызывала неподдельный интерес.

Учитель также помогает определить, когда необходимо закончить работу над проектом, когда дети исчерпали информацию, полученную в ходе работы. После необходимо предложить учащимся самостоятельно обдумать и решить, какая польза была получена из данного вида деятельности, желали бы они продолжить работу в данном ключе. [Чернышев, 2010]

Каковы преимущества проектного метода?

Когда учителя поощряют детское любопытство и помогают задавать вопросы, изучение обыденных тем становится интересным и происходит смена отношения к ним. Учащиеся более увлеченно учатся, потому что становятся частью исследовательского сообщества и имеют возможность делиться результатами своего труда.

Дети могут применить и применяют полученные знания в жизни. В рамках проекта дети становятся исследователями и стремятся обрести знания вместе с учителями, которые берут на себя роль проводников в этой погоне за знаниями. Они координируют различные интересы учеников и поддерживают их любопытство. Учителя, использующие данный метод сообщают, что дети проявляют большой интерес, задают вопросы и активно участвуют в исследованиях и создании проектов.

Наряду с мотивацией, которую обеспечивает работа над проектом, данный вид деятельности также интегрирует все направления обучения и аспекты развития ребенка, как утверждает Т. Д. Росслер. Проектный метод предлагает много возможностей научиться преодолевать различные трудности и развивать критическое мышление. Более того, он помогает детям обрести уверенность в себе и своих способностях и развивает в них склонность стремиться к пониманию различных тем и проблем. [Росслер,2014: 102]

Использование проектного подхода в соответствии с требованиями учебных программ и стандартов

Этот тип обучения существенно отличается от плановых уроков, требуемых учебной программой. Благодаря тщательному наблюдению и умелому планированию со стороны учителя, цели учебной программы могут быть в проектной работе.

В дополнение к тем аспектам программы, которые непосредственно связаны с приобретением навыков и знаний, дети учатся сотрудничать друг с другом. К примеру, более продвинутые дети могут предложить свою помощь сверстникам, тогда как детям, испытывающим трудности в некоторых областях легче и понятнее принять советы у более опытных одноклассников, таким образом, происходит взаимовыгодная деятельность.

В классах, где проектный подход хорошо реализован, дети демонстрируют более высокие достижения и уверенность в обсуждении того, что они знают и могут делать. Таким образом, применение проектной методики на занятиях английского языка в рамках школьной программы показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках, понимают необходимость междисциплинарных связей. [Чернышев, 2010]

Как проектный метод соотносится с другими стратегиями и подходами преподавания?

Проектные работы могут быть включены в учебные центры, а также в типичный ежедневный график, ведь данный метод обладает рядом преимуществ, которыми являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
  • простор для творческой и созидательной деятельности.

Тем не менее, при всех своих преимуществах, большинство профессионалов считает, что проектные работы не охватывают все аспекты учебного процесса, которые должны быть включены в учебную программу. [Столярова, 2008: 164] Существуют различные стратегии обучения. Например, для младших школьников необходимо включать в учебный процесс работу с мелкой моторикой, а также различные виды игровой деятельности. Следовательно, необходимо комбинировать различные виды деятельности и использование методов для наилучшего усвоения материала.

Какие проблемы возникают при внедрении проектного метода?

Принципиальной проблемой для учителей, которые стремятся внедрить данный метод, является то, что им необходимо знать своих учащихся достаточно хорошо, чтобы эффективно вовлечь их в работу и быть способным вызвать их интерес. Проектный метод требует самоотверженности и творческого потенциала, чтобы в полной мере сподвигнуть детей в поиске решений. Ключом к успешной реализации проектов является ежедневная оценка учителем работы учащихся, он направляет работу и реагирует на запросы детей и помогает справиться с трудностями, которые неизбежно возникают в ходе исследовательского процесса. [Кауфман, 2013: 42]

В проектной работе важно создать связь между учителем и детьми, чтобы возникло обоюдное понимание и некоторая доля доверия.

Еще одной проблемой для учителей представляет собой планирование работы таким образом, чтобы учащихся могли работать в команде. Дети должны понимать свою роль в работе и должны быть способны передать другим полученные знания. [Павлов, 2007: 16]

Тем не менее, для учителей, желающих помочь ученикам развить любовь к обучению и пониманию взаимосвязи всех вещей и предметов, окружающих нас, данный метод является уникальным и наиболее подходящим.

[links&resources]

1. Кауфман С.С. Основы креативности. — Москва, 2013.
2. Павлов И.Н. Использование проектной методики в обучении детей. — Москва, 2007.
3. Росслер И.В. Обучение английскому языку с помощью новейших методик. — Самара, 2014.
4. Столярова М.В. Роль проектов в обучении школьников. — Новосибирск, 2008.
5. Федотова О.Д. Проектная методика на уроках иностранного языка. — Москва, 2003.
6. Чернышев А. Я Обучение с помощью проектной игры. — Москва, 2010.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.