«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Пятница 25 марта 2016

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

Positive psychological atmosphere at the lesson, democratic style of pedagogical interaction: understanding your students despite if he is a bad or a good student plays the main role of stimulation of students’ cognitive activity.

настроение: бодрое

ключевые слова: стимулирование, познавательный интерес, приемы активизации, мотивация, успех в личностном развитии, УМК «К английскому с любовью»

город: пгт. Вахруши, Слободской район, Кировская область

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации у каждого ребенка, не только у неуспевающих учащихся. Для этого необходима дифференциация и индивидуализация обучения, которая дает возможность каждому ученику работать в своём темпе, что обеспечивает ему комфортное существование и успешное обучение. Как следствие, у учащихся значительно повышается мотивация к обучению. Но как добиться того, чтобы каждый учащийся говорил себе: «Я хочу учиться хорошо», «Я смогу! Я добьюсь!».

Какие педагогические средства  и приемы можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

На всех этапах познавательной деятельности школьника в процессе изучения иностранного языка я пытаюсь ставить ученика в такие условия, которые помогают ему достичь успеха в личностном развитии. Очень эффективен в этом плане так называемый прием индуктора.

Цель: Создание эмоционального настроя на уроке, мотивирующего творческую деятельность учащихся. Формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Средства: Слово, образ, фраза, текст, предмет, мелодия, фотография и т.д.

Методические особенности:

  1. Индуктор используется учителем обычно в начале занятия и содержит в себе проблемную ситуацию, рассчитанную на удивление.
  2. Важно, чтобы учащиеся имели возможность манипулировать, выполнять с ним определенные действия.
  3. Индуктор обеспечивает творческое взаимодействие участников учебного процесса.
  4. Повторное обращение к индуктору по окончании учебной деятельности может служить рефлексивным приемом.
  5. Прием может быть использован на любой ступени обучения.

Примеры индуктора:

  1. Тема урока: “First Americans” (8 класс).

Индуктор: попкорн.

Учитель предлагает ученикам попробовать попкорн и задает вопрос: “Sure, you know what it is. This delicious food came to our country from America. It is very popular there. But can you say who was the first to cook corn in such way?”

  1. Тема урока: “Would you like a cup of tea?” (5 класс).

Индуктор: чашка.

Учитель: «This is my cup. I usually drink tea from it during breaks. I like tea very much! Especially with lemon. And what about you? Do you like tea? How do you like your tea?»

Дети передают чашку друг другу и высказываются по заданным вопросам на английском языке. Затруднения в речи побуждают ученика к усвоению новых лексических единиц и грамматических конструкций.

  1. Тема урока: «Сослагательное наклонение» (9 класс).

Индуктор: фонограмма из фильма «Сказка о царе Салтане».

Звучат слова из фильма:
«Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир»

Учитель предлагает учащимся представить себя литературным переводчиком и попробовать перевести отрывок на английский язык. Ситуация затруднения помогает выйти на тему урока.

Результат:

  1. Эмоциональный всплеск, вызванный индуктором, апеллирует к позитивным чувствам ученика, на основе которых формируется интерес и мотивация к предстоящей учебной деятельности.
  2. Эффективность урока достигается через формирование у ученика устойчивого интереса и новых учебных переживаний.
  3. Создаются условия для раскрытия субъектного опыта в определенной области знаний и умений.

Для реализации дифференцированного подхода стараюсь включить каждого ученика в продуктивную учебную деятельность с учетом его уровня познавательной активности, где ведущее значение имеет познавательный мотив, обращенный на информационную часть учебного материала и способы его переработки и усвоения:

Чтобы сохранить высокую мотивацию, регулярно провожу диагностику обучаемости и обученности, используя прием мотивационно-прогностической таблицы KGW («К» — I know — знаю. «G» — I guess — полагаю, догадываюсь. «W» — I would like to know — хотел бы знать) для разных видов деятельности.

Цель:

  1. Обучение учащихся определять степень своей готовности к предстоящей активной учебной деятельности путем ранжирования своих знаний по уровням:
  • «знаю что и знаю как»;
  • «знаю, но не могу объяснить»;
  • «не знаю, но хотел бы узнать».
  1. Создание для ученика личностно значимой среды учения, предоставляя ему право «сомневаться» и «не знать».

Задачи:

  1. Строить обучение с учетом субъектного опыта учащихся, зон актуального и ближайшего развития.
  2. Помочь учащимся ранжировать учебный материал с точки зрения «знаю», «не уверен», «хочу знать».
  3. Научить учащихся анализировать результаты своей деятельности и выходить на новую «самоцель» в изучаемой теме.

Средства:  Таблица KGW:

K G W

Mетодические особенности приема:

Данный прием:

  1. используется как на пропедевтическом этапе, так и на завершающем этапе изучения учебного материала цикла, темы, отдельного учебного занятия с целью выявления субъектного опыта учащихся и в качестве рефлексивного и контролирующего приема;
  2. часто применяется:
    • при диагностике уровня знания лексики;
    • при «погружении» в разговорную тему;
    • как одна из форм контрольно-диагностического мероприятия;
  1. используется на любой ступени обучения.

Методика:

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Продумывает проблему, серию проблемных вопросов, заданий с целью выявления субъектного опыта учащихся, зон  актуального и ближайшего развития.
2. Анализирует совместно с учащимися результаты заполнения таблицы и помогает им поставить перед собой новую цель в изучении темы.
3. Обучает учащихся работе с таблицей KGW.
1.      Чертит таблицу KGW в тематической тетради.

2.      Выполняет задание учителя в таблице с учетом уровня знания и понимания данного учебного материала: графа К — знаю и могу объяснить, графа G — знаю, но не могу объяснить (не уверен в ответе), графа W — не  знаю, но хотел бы знать.

3.      Анализирует результаты заполнения таблицы самостоятельно, в паре, группе или совместно с учителем и выходит на постановку новой «самоцели».

Результат:

  1. Учитель получает возможность:
    • оперативно оказать адресную помощь ученику, направляя процесс его учения по наиболее эффективному пути;
    • строить учебно-познавательный процесс, опираясь на зону ближайшего развития ученика, в направлении обогащения его субъектного опыта.
  1. Ученики осознанно подходят к своей учебно-познавательной деятельности.
  2. Снижается степень интуитивного «угадывания» при выполнении учащимися тестовых заданий.

Таблица KGW как один из приемов пропедевтики изучения новой разговорной темы

Цель:              Определение степени готовности учащихся к предстоящей активной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить субъектный опыт учащихся по данной теме.
  2. Мотивировать учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
  3. Создать условия для принятия учеником самоцели в изучении нового материала.

Средства:  Таблица KGW.

Методика:

1 способ (для учащихся с высоким уровнем познавательной активности).

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Сообщает тему урока.
2. Воспроизводит таблицу KGW на доске.
3. Использует прием «мозгового штурма», в ходе которого выясняется уже известная ученику информация по названной теме.
4. В краткой форме вписывает сказанное в графу К.
5. Помогает ученику выразить мысль по-английски.
6. Таким же образом заполняет графы G — не уверен, W — хотел бы знать
1. Называет известные факты по теме, опираясь на собственный опыт (графа К).
2. Принимает помощь учителя при построении высказывания на английском языке.
3. Сообщает информацию по теме, в которой не уверен (графа G).
4. Говорит о том, что хотел бы узнать нового в предложенной теме (графа W).

Пример:

Тема: “The United States of America” (6 класс, Афанасьева О.В., Михеева И.В.) уроки15—17

К G W
1.Columbus

3. 50 and 13

2. in the 17th century

4.the eagle

 5 Grand Canyon?

6 melting pot?

7 Constitution?

Вопросы проблемные:

  1. Who discovered America? 2. When did the first English settlements appear? 3. How many stars and stripes has the American flag? 4. What is the official symbol of the USA? 5. What is the Grand Canyon? 6. Why is America called a big melting pot? 7. Why are Americans proud of their Constitution?  и т. д.

2 способ (для учащихся со средним уровнем познавательной активности).

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Продумывает задания для учеников, раскрывающие основные направления изучения новой темы.
2. Предлагает ученикам выполнить задания и занести результаты в таблицу KGW(см. пример ниже)
3. Напоминает правила работы с таблицей.
4. Предъявляет эталон верного ответа.
5. Анализирует с учащимися результат заполнения таблицы.
6. Выделяет информацию, которая ученикам уже известна (графа К), в которой они пока не уверены (графа G) и какую они хотели бы узнать (графа W).
1. Чертит таблицу в тетради.
2. Выполняет задание, ранжируя свои ответы в таблице по уровням:
— знаю,
— не уверен,
— не знаю.
3. Сверяет ответы по ключу.
4. Обсуждает результаты заполнения таблицы в паре, группе, классе.
5. Делает вывод о том, что он уже знает по предлагаемой теме, в чем не уверен и что хотел бы узнать.

Пример.

Тема: “The United States of America” (6 класс).

  1. Who discovered America?
    • Christopher Columbus
    • George Washington
    • The pilgrims
  2. Who was the first president of the USA?
    • Abraham Lincoln
    • George Washington
    • Franklin D. Roosevelt
  3. The American flag has:
    • thirteen stripes
    • thirty stripes
    • fifty stripes
К G W
l. a) 2. a) 3. b)

Результат:
1. Прием позволяет учителю:

  • строить учебно-познавательный процесс на основе субъективного опыта ученика;
  • создать условия для мотивационного учения;
  • делать учение личностно значимым.

2. Ученик осознает свою субъективную позицию в обучении.

Диагностика уровня знания лексики

Цель:
1. Создание условий для актуализации знаний активной лексики при вхождении в новую тему.
2. Определение степени готовности к продуктивному учению.

Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Анализирует и отбирает содержание учебного материала.
2. Продумывает форму предъявления новой лексики (задание в учебнике, запись на доске, учебный текст на карточке и т. д.)
3. Готовит аудиозапись текста.
4. Объясняет ученикам цель предстоящей работы и напоминает правила работы с таблицей.
5. Предъявляет ученикам новую лексику со зрительно-слуховой опорой.
6. Помогает ученику объективно проанализировать результаты заполнения таблицы.
1. Вычерчивает таблицу в тетради.
Опираясь на зрительную (текст в учебнике, на доске, на карточке) и слуховую (голос учителя, диктора) опоры, заполняет таблицу, ранжируя слова по уровням:
графа К — знаю перевод слова,
графа G — догадываюсь о значении слова:
· по созвучию с русским аналогом;
· по словообразовательным элементам;
· на основе субъективного опыта;
графа W — не знаю и не могу догадаться.2. Анализирует результат заполнения таблицы, тем самым выделяя для себя слова, которые ему необходимо усвоить (графы W и G).3. В ходе выполнения задания, предложенного учителем (лексическое упражнение, словарь, ключ), уточняет значения слов в графе G и переносит правильно названные слова в графу К, а остальные в графу W.

Пример:

Тема “The Place we live in” English—4. И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева (lessons 17—22)
1. house 2. kitchen  3. toilet  4. bathroom 5. hall 6. key  7. sofa 8. sitting room
9. fire 10. furniture

К G W
3. toilet — туалет
5. hall — холл
7. sofa — софа, диван
1. house — дом
10. furniture — фурнитура
8.  sitting room — зал
2. kitchen
4. bathroom
6. key

Результат:

Прием позволяет учителю:

  • рационально организовать процесс усвоения новой лексики в зоне ближайшего развития ученика;
  • эффективно использовать и обогащать субъектный опыт ученика;
  • развивать у ученика языковую догадку.


Для поддержания интереса к изучаемому предмету на старшей ступени обучения необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля — сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

«Защитный лист»

Перед каждым уроком на столе лежит этот лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.  Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями.

«Кредит доверия»

В некоторых случаях можно поставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность.

При таком мотивационном подходе ученик демонстрирует высокую степень вовлеченности в учебный процесс. Как следствие этого, положительное отношение к учебному труду перерастает в активное, осознанное и творческое, что является необходимым условием развития личности школьника.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.