«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

В ЧЕМ УСПЕХ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ?

Четверг 3 марта 2016


В статье анализируются трудности и причины, которые препятствуют обучению говорению на иностранном языке на уроке. В ней показывается последовательность работы по обучению говорению, демонстрируются обучающие технологии для эффективной организации обучения устной речи в процессе языковой подготовки учащихся.

настроение: поделиться опытом

ключевые слова: говорение, стадии усвоения иностранного языка, организация ознакомления, тренировки, применения, обучающие технологии

город: Псков

In the middle of difficulty lies opportunity

Цель нашей новой встречи с Вами, дорогие коллеги — постараться помочь учителю в его многотрудной работе, поддержать его, показать возможные пути решения застарелых проблем, дать ему полезный инструментарий.


По мнению самих учителей иностранного языка, среди факторов, которые влияют на успех овладения устной речью, можно выделить следующие:

  • количество учащихся в классах часто выше нормы;
  • расположение учащихся в классе (занятия по иностранному языку проходят в классных аудиториях, не оборудованных правильным образом.) Еще М. Уэст говорил, что нельзя располагать учащихся в аудитории друг за другом, иначе они говорят в затылок, что не располагает к коммуникации;
  • количество часов, отводимых на овладение иностранным языком;
  • подготовка к экзамену (ЕГЭ), которая до последнего времени ущемляла развитие умений говорения. Сейчас ситуация несколько изменилась, но не все учащиеся готовятся сдавать устный экзамен по иностранному языку.

Расположить учащихся в классе, имея представление о связи между участниками общения на уроке, не представляет труда.

Можно найти дополнительное время, которое учитель затрачивает в начале урока, назовем это “administrivia”. Это значит:

The class automatically starts itself:

  1. They are quiet.
  2. They are organized.
  3. They are ready to learn.
  4. They know what is expected.

Потенциальные минуты можно сэкономить при сборе и выдаче тетрадей, подготовке учащихся к походу в столовую, отвлекающем визите родителей. Сэкономленное время позволяет улучшить качество овладения ИЯ, что и является целью нашего разговора.


Хорошо известно, что определенная часть учителей, имея равнозначные условия для обучения ИЯ добиваются больших успехов в обучении говорению. Таких причин можно найти несколько:

  • большие надежды на успех учащихся;
  • вера в учащихся: все учащиеся могут овладеть ИЯ;
  • теплая, дружелюбная, поддерживающая атмосфера на уроках;
  • экономное, правильное использование времени на уроке, но при этом уроки не формальные;
  • грамотное построение урока;
  • использование обучающих технологий.

Если методика обучения ИЯ позволяет ответить на вопрос «Каким путем достичь требуемых результатов в обучении?», то технология носит ярко выраженный личностный характер и по своей сути очень близка к понятию «авторская методика обучения».

Большинство учителей, как правило, страдает тягой к фронтальным процедурам: фронтальный опрос, фронтальная работа и т. д. Учитель формулирует какие-то вопросы, которые оставляют равнодушными учащихся, вследствие того, что одним уже давно все понятно, а другим это просто неинтересно или не нужно. В общем ряду деятельности, как показывает практика, фронтальный опрос дает наименьшее количество знаний и отнимает наибольшее время урока. Е.И. Пассов приводит убедительный пример того, что обучить говорить можно только при помощи вопросно-ответных упражнений:

— Позови сюда Сергея, пожалуйста.
— Его еще нет.
— Я видел, что он пришел.
— Он все равно не захочет говорить с тобой.
— Но я попытаюсь.
— Ладно, как знаешь…

… и т. д.

Как известно, способы организации деятельности определяют реальный успех организации. Обычно в усвоении иностранного языка различают три этапа:

  • presentation (организация ознакомления с новым учебным материалом);
  • practice(организация тренировки под Вашим руководством);
  • production(организация применения учебного материала (учащиеся работают самостоятельно);

Эти этапы можно представить так:

Продолжительность и последовательность каждого этапа будут изменяться; они зависят от объема материала, но больше всего времени должен занимать   этап “production”. Поскольку наша главная цель — научить коммуникации на ИЯ, мы можем изменять последовательность этапов работы с учебным материалом. Главное — помнить, что в учебном процессе следует сохранять указанные этапы, учитывая уровень подготовки учащихся, трудности изучаемого материала. Необходимо учитывать еще один момент — вашу способность мотивировать учащихся к овладению ИЯ. Поэтому очень важно, чтобы в уроке были такие моменты, которые смогли бы взволновать учащихся, восхитить, обрадовать, заинтересовать. Ведь хорошо известна формула «интерес = мотивация».

В наш прагматический век очень важно, чтобы учитель создавал условия и предоставлял учащимся такие интересные, усложняющиеся задания, при которых ученику каждый раз нужно искать или придумывать алгоритмы решений, искать выходы из затруднительного познавательного положения.

На уроках ИЯ нужно обучать говорить, а не мыслить (Н. И. Жинкин). И ни в коем случае не говорить самому большую часть времени на уроке (всем известна формула TTTM — Teacher Talks Too Much). Следовательно, нужно быть “economical” и “objective” .


Развитие умений говорения находится в тесной связи со всеми другими видами речевой деятельности. В процессе работы над говорением целесообразно выбирать задания, при выполнении которых усваиваемый речевой материал не только используется в устных высказываниях, но и воспринимается на слух, записывается и прочитывается. Возможные задания такого рода представлены в таблице 1. Заметим, что комплексное использование этих заданий должно иметь место в пределах каждой темы.

Таблица 1

                               Развитие умений говорения при:
аудировании чтении письме
1. речевая зарядка

2. слушание микротекстов с новым речевым материалом на этапе формирования навыков.

3. слушание разговорного текста на этапе совершенствования навыков, когда он предъявляется аудитивно

4. слушание высказываний как смысловых и содержательных опор для говорения на этапе развития умения

5. слушание речи учителя

1. чтение записанного микротекста с новым материалом на этапе формирования навыков

2. выполнение упражнений со зрительной вербальной опорой.

3. использование функционально- смысловых таблиц

4. использование логико- смысловых карт проблем

5. чтение разговорного текста на этапе совершенствования навыков

6. выполнение упражнений с опорой на разговорный текст на этапе совершенствования навыков

7. чтение отдельных высказываний как смысловых и содержательных опор для говорения на этапе развития речевого умения

1. запись микротекста с новым материалом на слух с однократным предъявлением на этапе формирования навыков

2. письменное выполнение одного упражнения за урок на этапах формирования и совершенствования навыков

3. постояная попутная фиксация материала говорения (после овладения этим умением) на всех уроках

4. письменное выполнение всех домашних заданий

Рассмотрим некоторые задания, развивающие умения говорения.

Чтобы заинтересовать учащихся, можно предложить им самим составить речевые зарядки. Некоторые учителя просят учащихся записывать и сохранять их предложения, чтобы потом использовать. Например, предлагаемые зарядки подходят для любой темы:

  1. Write three questions about________. Be ready to quiz another person.
  2. Taking no more than 3 minutes, brainstorm all you know about­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________.
  3. Find the glossary. Look up the word _________. Write the definition using different words.
  4. One word does not belong here. Cross it out. Propose a title for the remaining words.
  5. Put the words into two groups and suggest a title for each group.
  6. Scan the text for words in bold. Make two lists, 3 words you know and 3 words you don’t know. Use your glossary, rewrite the definition for unknown words in your own words.
  7. Scan the text. Suggest your own title.
  8. Describe at least one way that learning about ___________can help_____.

Анализ современных УМК по ИЯ показал, что в качестве учебных материалов для развития умений говорения представлены тексты или диалоги. К сожалению, ощущается нехватка упражнений при организации работы над лексическим и грамматическим материалом, которые также обладают возможностью восприятия ИЯ и говорения. Анализ также показал, что УМК представляют тексты часто с заданием “comprehension”: это могут быть вопросы по тексту, правильные / неправильные утверждения, завершение предложений по смыслу текста и т. д.

  1. Представим, что такие упражнения предназначены для говорения, что они представляют план для речевой практики. Но это просто цепочка предложений из текста, которые учащиеся выбирают для ответа. Трудно предложить единственное решение, но вот наш совет: лучше дать учащимся возможность поработать в парах, при этом они осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
  2. Использование вопросов и ответов как этап тренировки. В повседневной жизни мы не задаем вопросы все время и не отвечаем на них, хотя учащиеся понимают, что задаваемые вопросы по тексту условные. Совет: вопросы должны быть построены на более трудном языковом материале, чем в самом тексте. Это должны быть разные вопросы, они должны быть реалистичными, ведь в жизни человек, который задает вопрос, ожидает ответа о том, чего он не знал. На практике же учащиеся, если ведут разговор в парах, или учитель, если он задает вопросы, получают ответ, который они знали. Вопросы следует продумывать и готовить заранее.
  3. Важно задавать вопросы разных типов, не только специальные. Не стоит требовать от учащихся полных ответов. Если нужен такой ответ, задайте альтернативный вопрос или дайте неверное утверждение. Например, учащимся предлагается исправить предложение: Text “In Seach of Nessie…”(9). Statement: “Loch Ness Monster with its short tail and lizard-like head lived in Norway”. Response: “Loch Ness Monster with its long tail and snake-like head lived in Scotland”.
  4. Задание с обоснованием причины. Например: statement: “Loch Ness was like a monster!”. Response: “It had a humped back, long tail and snake-like head”.
  5. Задание с обоснованием последствий. Text “In Danger”(9) Например: statement: “Poisonous chemicals from farms and factories are getting into rivers”. Response: “Frogs, newts and fish can no longer survive”. Statement: “Building new houses has destroyed the most habitats”. Response: “There are no otters now”.

Таким образом, речь шла об обучении говорению как неспециальном этапе обучения, задачи которого — формирование лексических и грамматических навыков. Для того, чтобы сформировать умения общения в целом, нужно реализовать следующие правила:

  • организовать деятельность учащихся в парах (постоянных или переменных);
  • использовать соответствующие технологии.

Среди достаточно известных технологий — составление диалогов по картинкам, работа по диалогам- образцам. Попытаемся показать иной подход работы с диалогом-образцом и ключевыми словами. Главное в таком подходе — не столько подставить слова, сколько составить совершенно иные диалоги по образцам (их может быть от 4 до 5), представляя разнообразные варианты, относящиеся к одной теме, например: jobs, occupations.

Bank clerk                                    Plumber                     Teacher

Driver                                                 Baker                             Computer programmer

Truck driver                                  Doctor                       Waiter/waitress

Mechanic                                         Carpenter                     Tourist guide

Car mechanic                                   Pilot                             Nurse

Insurance agent                              Secretary                     Librarian

A: Er, what does your (sister) do then?
B: She is a librarian.
A: She likes it, I imagine.
B: Yes, she’s had the same job since she left school.
A: Does your (brother) still work as (a driver)?
B: No, he gave it up. He is a car mechanic now.
A: Is he? And how is he getting on?
B: Oh, fine.
A: You are a secretary, aren’t you?
B: Not any more.
A: What do you do now?
B: I’ve got myself a job as an insurance agent.
A: Do you remember I wanted to be a pilot?
B: Yes. What about it?
A: I think I’d rather be a computer programmer instead.
B: Are you sure that’s what you really want to be?
A: Well, now you’ve got your diploma, what are you going to be?
B: A teacher.
A: Where are going to work?
B: At school.

Совет: для каждого диалога-образца важно объяснить коммуникативную задачу.

Одним из средств обучения тактике служат функциональные опоры. Они достаточно хорошо представлены в современных УМК. Возможно, сначала есть смысл использовать достаточно жесткую стратегию, чтобы запомнить тактику, затем собеседники сами выбирают себе стратегию общения. Такие каркасы диалогического общения называются функциональными моделями диалога. Содержащиеся в них опоры в виде речевых функций помогают говорящему только в тактическом плане, психологически. На первых порах можно подписывать и клише, и отдельные слова. Е. И. Пассов советует при первом применении проделать следующую работу:

  1. Прочесть диалог (или прослушать);
  2. Выяснить, задавая вопросы, какую функцию выполняет каждая реплика;
  3. Составить по функциям модель диалога;
  4. Воспроизвести по модели диалог;
  5. Высказаться по измененной модели;
  6. Изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего
  7. Высказаться по измененной модели.

Такой комплекс достаточно провести несколько раз, чтобы учащиеся поняли суть того, чему необходимо научиться.

  • упражнения на ассоциации. Учащимся предлагается связать 2 предмета, имеющих сходство по способу использования, материалу, цвету и т. д.

Например: scissors / knife

You can cut things with them

THEY ARE BOTH MADE OF METAL

  • упражнение: найти правильную картинку. Один из учащихся выбирает картинку, второй задает вопросы. Ответы краткие: Yes / No. Если учащийся выбрал картинку с мячом: Is it big / Is it round? Is there one in the room? Can you cut with it? etc.
  • работа с фотографией (картиной). Главное здесь — не описать картину, а предположить то, что не видно на картине. Text “Lending a Helping Hand” (9). Например, что увидели котята, где предмет, который они видят, находится, что они чувствуют, как выглядят. Конечно, учащимся непривычна такая работа, поэтому вначале можно написать на доске подсказки.
  • игровая деятельность. Такую работу можно проводить на парах или большим числом участников, вариантов может доходить до 27. Например, по теме «Каникулы» можно представить таблицу на доске или раздать учащимся.
           June    July    August
         Moscow village    relatives
       Summer cottage Park hotel    Summer cottage

Учащиеся должны решить (не сообщая другим):

  • в каком месяце он (она) собирается на каникулы
  • куда он ( она) собирается
  • где собирается остановиться, жить

Выражаем надежду, что предлагаемые советы для обучения говорению не только полезны как средство развития методического мышления, но и просто интересны. Будем руководствоваться замечательными словами “Children are like wet cement. Whatever falls on them makes an impression”.

[links&resources]

1. Carol Cummings. Managing to Teach. — Published by Teaching Inc. P. O. Box 788 Edmonds, WA 98020, USA, 2001.
2. Donn Byrne. Teaching Oral English. New Edition. Longman, England 1990.
3. Michael Lewis, Jimmie Hill. Source Book for Teaching English as a Foreign Language. — Heinemann, Oxford, 1993.
4. Никонова Н.К. Готовимся к урокам английского языка. Методическое пособие. Айрис Пресс, 2005.
5. Обучение говорению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — (серия «Методика обучения иностранным языкам», №11).
6. Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (серия «Методика обучения иностранным языкам», №15).
7. «Английский в фокусе». Spotlight. Student’s Book, 9. — Москва, Express Publishing, «Просвещение», 2010.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.