ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Ирина ШУМАКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 11 апреля 2016Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка. Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
настроение: позитивное
ключевые слова: УМК «Spotlight», лексика, игровой метод, компьютерные технологии, песни, рифмовки, начальная школа
город: с. Клюква, Курский район, Курская область
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того,
то надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
(Я. Корчак)
В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе английский язык был и остается одним из основных языков мирового общения. Следовательно, к ученику предъявляется все больше и больше требований.
Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник начальной школы научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего образования;
- восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).
Но как этого добиться? С чего начать, чтобы процесс обучения стал эффективным и на выходе из школы мы получили желаемый результат? Как добиться того, чтобы ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни?
Как и многие учителя, я столкнулась с данной проблемой в своей профессиональной деятельности. Появившись на школьном пороге три года назад, я была в растерянности: большое количество пытливых глаз, жаждущих знаний и интересных уроков; неизвестный, неизведанный учебник. После пары неудачных уроков ты осознаешь, что пора менять тактику и более осознанно и серьезно подходить к планированию учебного процесса. Методом проб и ошибок начинаешь выстраивать свой учебный процесс. Разработав стратегию обучению алфавиту и первичным навыкам чтения, ты сталкиваешься с новой проблемой: как обучать лексике в начальной школе? Для себя я нашла несколько выходов из данной ситуации, о которых и пойдет дальше речь.
Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
Существует несколько методов обучения лексике на уроках английского языка в начальной школе. Все они применяются мной на практике.
Прежде всего — игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, вырваться из рутины, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то, чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
Цели лексических игр:
— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
— активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
— развивать речевую реакцию учащихся.
Хочется привести пример из практики преподавания английского языка во 2 классе по учебнику УМК «Spotlight». Данной игре мы с детьми дали название «Знакомство». Класс делится на две команды, которые образуют два круга. Дети из этих кругов становятся друг к другу лицом. По команде учителя дети начинают «знакомиться» со своим партнером, используя те фразы, которые уже знают. В процессе обучения список фраз расширяется и диалоги становятся длиннее. Через некоторое время дети делают шаг вправо и оказываются лицом к лицу с другим одноклассником. Они вновь «знакомятся» друг с другом. Таким образом, за небольшой промежуток времени дети могут поговорить с разными партнерами. Для них это игра, для нас — хороший способ отработать различные структуры и закрепить лексические единицы.
Еще один пример игры-задания — word chain. Дети за определенное время должны найти слова в цепочке и обвести их.
Например:
Eggtreeumbrellaqueenorangeglasswindowziplampbedflagantbox
Игра «Ассоциативные классики»: на листе рисуем классики (с младшими школьниками можно нарисовать классики на полу), каждая клетка помечена своей категорией (например, животные). Учащиеся, бросая монетку, должны назвать как можно больше слов из этой категории за 20 секунд.
В основу игры положены задания на проверку знаний алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличия гласных и согласных, распознавания слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся.
Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.
Следующим эффективным методом обучения лексике является метод компьютерной техники и интернет-технологий. Одновременно с графическим изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых, зрительных) и содействует их лучшему запоминанию.
На уроках английского языка необходимо использовать презентации, интерактивные приложения, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Здесь задействован элемент яркой, красочной наглядности.
Применение интерактивного приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на английском языке. Однако темы должны быть интересны ребенку.
Во 2 классе темы следующие: Мой дом!, Мой день рождения!, Мои животные!, Мои игрушки!, Мои каникулы! Как вы заметили, название каждого модуля начинается со слова «мой», и это не случайно. Таким способом авторы учебника обеспечивают личную заинтересованность школьников, так как дети обожают рассказывать о себе, а перспектива научиться делать это на иностранном языке дает возможность самовыразиться по-новому. Темы прорабатываются в разнообразных заданиях и упражнениях, стимулирующих речевую деятельность во всех видах. Интерактивное приложение позволяет выполнять упражнения в разных формах, режимах и т. д. и является хорошим инструментом поддержания необходимости общаться. Так, во 2-м классе по теме «Мой день рождения! (упр.3, с.53) предлагается сюжетная ситуация празднования дня рождения Лулу. Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала способствует более легкому усвоению лексических единиц. Учебник Spotlight насыщен разнообразными рифмовками и песнями.
Рифмовки, содержащиеся в учебниках, помогают как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки.
Например, The bird can sing and the girl can swing.
В данной рифмовке дети отрабатывают звуки /i/ и /ɜ:/, а также узнают новые слова, например, can и swing/
Дети с удовольствием разучивают разнообразные лексические рифмовки:
Little Cats
Ann’s cat is black.
Jane’s cat is grey.
They often drink milk
And wash every day.
Также дети с огромным интересом заучивают лексику при помощи стихов-договорок. Например:
Подметает чисто flat.
Варит apple на обед.
Навестить Grandmother надо.
Вот старушка будет рада.
В window она глядит.
Возле house Cat сидит.
Когти острые у Cat.
Ждет добычу на обед.
Door открылась. На порог
Выбегает страшный Dog.
Помогите! Ай-ай-ай!
А ему в ответ:»Good bye!»
Dog страшнее, чем акула.
Так вот Mouse Cat «надула».
Песня, наряду с другими приемами, является одним из эффективных средств для изучения и закрепления лексических единиц.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Spotlight” детям предлагаются чудесные, легко запоминающиеся песенки практически в каждой теме: цвета, школьные принадлежности, еда, счет, животные, игрушки.
При изучении темы: «Погода» во втором классе мы с детьми разучиваем песню How’s the weather? (используя движения):
How’s the weather? [Жест погода.]
How’s the weather?
How’s the weather today?
Is it sunny? [Жест солнечно.]
Is it rainy? [Жест дождливо.]
Is it cloudy? [Жест облачно.]
Is it snowy? [Жест снежно.]
How’s the weather today?
Let’s look outside. [Приложите ладошку козырьком к глазам и посмотрите в окошко.]
How’s the weather?
Is it sunny today?
Let’s look outside.
How’s the weather?
Is it rainy today?
Let’s look outside.
How’s the weather?
Is it cloudy today?
Let’s look outside.
Is it snowy today?
How’s the weather?
How’s the weather?
How’s the weather today?
При изучении английской лексики необходимо использовать все вышеописанные методы и приемы в комплексе. Данные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, расширять лексический запас, закреплять раннее изученные лексические единицы на практике. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.