РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И УМК В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Светлана ПЕТРУХИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 15 апреля 2016Сравнительно недавно в современных образовательных учреждениях возникла тенденция инклюзивного образования, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. В связи с этим, некоторые школы пополнили ряды учащихся с ограниченными возможностями и различными нарушениями. Перед преподавателями встал вопрос о том, как создать благоприятную среду для детей и в равной степени донести знания до каждого, будь то обычный ребенок или ребенок-инвалид. А также, как сформировать чувство успешности при изучении английского языка.
Not so long ago there appeared a tendency of inclusive education in modern educational institutions, which assumes pupils with limited opportunities of health studying not in specialized, but in ordinary secondary schools. In this regard, some schools accepted pupils with limited opportunities and various health damages. That’s why teachers need to know how to create a favorable environment for children and to give knowledge equally to everyone, whether it is an ordinary child or a disabled child. And also, how to create a feeling of success during English lessons.
настроение: целеустремлённое
ключевые слова: инклюзивное образование, обучение детей-инвалидов, дифференцированный подход, функции полушарий головного мозга, Spotlight, «Английский в фокусе»
город: посёлок Дубна, Тульская область
Образование детей с особыми потребностями
является одной из основных задач для страны.
Это необходимое условие создания
действительно инклюзивного общества,
где каждый сможет чувствовать
причастность и востребованность своих действий.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку,
независимо от его потребностей и других обстоятельств,
полностью реализовать свой потенциал,
приносить пользу обществу
и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
Сравнительно недавно в современных образовательных учреждениях возникла тенденция инклюзивного образования, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ежегодное увеличение количества таких детей заставляет современное образование находить способы для расширения его доступности детям с ограниченными возможностями.
Основной вопрос — как сделать так, чтобы ребенок с ограниченными возможностями не только получил богатый социальный опыт, но и в полной мере реализовал свои образовательные потребности. При этом ни в коем случае нельзя забывать и про детей, преуспевающих в развитии, также нуждающихся в получении знаний, соответствующих их потребностям. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в плоскости организационные, научно-методические и исследовательские.
Перед преподавателями встал вопрос о том, как создать благоприятную среду для детей и в равной степени донести знания для каждого, будь то обычный ребенок или ребенок-инвалид. А также, как сформировать чувство успешности при изучении каждого предмета, в моем случае английского языка.
Работая педагогом сравнительно недавно и являясь учителем английского языка в сельской школе, я столкнулась с подобными особенностями в некоторых классах (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллекта). Что делать, если наряду с обычными детьми в классах присутствуют также и дети, с различными нарушениями? В связи с недостаточной информированностью педагогов о сущности процесса инклюзивного образования, на практике они испытывают затруднения в процессе реализации совместного обучения детей. Отсутствие в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного образования, возникает потребность обращаться к методическим разработкам опытных профессионалов. За отсутствием подобного опыта, было прочитано множество литературы по построению уроков, включающих в себя дифференцированный подход в обучении детей.
Когда мы готовим уроки для классов с подобной наполняемостью, необходимо учитывать, что учебная деятельность таких учащихся отличается слабой регуляцией деятельности во всех звеньях процесса обучения, отсутствием достаточного интереса к предложенному заданию, слабой ориентировкой в материале, приводящей к многочисленным ошибочным действиям. Также нужно обращать внимание на различные особенности психологического развития учащихся. Из курса психологии мы знаем, что у каждого человека есть доминирующее полушарие головного мозга, которое отвечает за то, каким образом информация будет лучше усваиваться.
В конце прошлого учебного года нам предстояло решить, какая линия УМК лучше всего сможет подойти для того, чтобы и обычным учащимся, и учащимся с ограниченными возможностями было одинаково интересно изучать английский язык. Просмотрев Федеральный перечень рекомендованных учебников по английскому языку, я остановилась на линии «Английский в фокусе» (“Spotlight”). После того, как я изучила задания и саму структуру учебника, не осталось никаких сомнений, этот учебник прекрасно подойдет для инклюзивного обучения английскому языку. Разнообразие заданий, представленных в УМК, а также большое количество дополнительных материалов оказывает учителю значительную помощь в подготовке и проведении уроков, особенно при инклюзивном обучении. Дети с нарушениями зрения не могут долго работать с книгой или писать в тетрадях, им нужны аудиоматериалы; при речевых нарушениях детям трудно прочитать и осмыслить текст; при нарушении слуха объяснение учителя воспринимается не всеми учащимися в полной мере, и тогда на помощь приходят материалы, содержащиеся в УМК.
В учебниках линии “Spotlight” включены задания с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников, а также дополнительные материалы, отличающиеся по способу восприятия учебного материала (большое количество аудиоматериалов, красочные иллюстрации, картинки, плакаты, DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и т. д.).
С началом обучения детей по учебникам “Spotlight”, время, затраченное на подготовку и подбор дополнительных материалов, заметно сократилось, так как уроки насыщены различными типами заданий. Учащимся интересно выполнять упражнения благодаря использованию на уроках материалов, разработанных к УМК «Английский в фокусе».
Хочется также отметить, что эффективность и результаты приятно удивляют. Учащиеся приходят на уроки с желанием заниматься. Даже вне урока они стараются общаться на английском языке, применяя в повседневной жизни слова и выражения, изученные на уроках. Учащимся очень нравится, когда они могут применять свои знания на практике, задавать вопросы и спрашивать своих сверстников о том, что их интересует, осознавая успешность своего обучения
Таким образом, для того, чтобы инклюзивное обучение было эффективно для всех участников процесса обучения, учителям важно суметь наполнить урок интересными и в то же время полезными заданиями, в которых отрабатываются необходимые навыки и умения учащихся, соблюдаются все принципы инклюзии, способствующие успешному и эффективному включению каждого индивида в процесс обучения. А помочь в этом педагогу способны прекрасные учебники линии «Английский в фокусе».