Анимационная студия как средство создания образовательного пространства в классной и внеклассной работе учителя английского языка
Автор: Станислав Ганбатын | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Среда 15 июня 2016С целью удовлетворения запроса современного общества – формировать личность с необходимым набором образовательных компетенций – школа обязана создавать условия, обеспечивающие успешное развитие учащихся и соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы.
настроение: боевое
ключевые слова: образовательное пространство, УУД, творческое и предметное развитие, системно-деятельностный подход
город: Москва ГБОУ СОШДО «Класс-центр»
… Любое дело делайте с душой,
работайте в упорстве и горенье…
Э. Асадов
Душу вложишь — всё сможешь.
русская пословица
Признавая значительную роль образовательных учреждений в развитии общественных отношений, государство предъявляет новые социальные требования к школе, в которой должен быть в полной мере использован весь потенциал образования для «консолидации общества», сохранения единого социокультурного и образовательного пространства страны.
С целью удовлетворения запроса современного общества — формировать личность с необходимым набором образовательных компетенций — школа обязана создавать условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся, и соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы.
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Деятельностный метод обучения младших школьников снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи нужно не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь решения проблемы.
Школьный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В своей образовательной деятельности (урочной и внеурочной) для достижения целей, поставленных ФГОС, я использую возможности анимационной студии, открытой на базе школы. Работа со школьниками ведется исключительно на иностранном языке, что позволяет не только закрепить лексику, изученную в рамках школьного курса, но и овладеть техническим английским при работе с компьютерными программами и техникой. Ученикам с недостаточным уровнем языковой подготовки разрешено «на первых порах» использовать MovieMaker на русском языке, постепенно переходя на английский.
Мультипликация — сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.
Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, а также осознанных процессов постановки цели, путей ее достижения, анализа ситуации и корректировки своих дальнейших действий.
В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются и совершенствуются лексико-грамматические навыки, а также сенсорные качества, связанные с действиями ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности.
Работа над созданием фильма создает такое образовательное пространство, которое формирует у ребенка личностные качества, такие как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС начального и основного общего образования.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно. Однако, несмотря на ее возможности, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского творчества, а для школьных учреждений она является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.
В 2015 году в гимназии № 9 г. о. Королёв Московской области была создана мультипликационная студия «Три поросёнка», в основе которой лежит разработанная мною одноимённая авторская программа дополнительного образования.
Целью работы мультипликационной студии стало, прежде всего, создание пространства, способствующего развитию творческого и предметного потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма. Под указанную цель были прописаны задачи, направленные на:
- развитие творческого воображения и творческих способностей;
- развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового),
- развитие речевых навыков;
- обучение навыкам создания мультипликационных фильмов;
- вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность;
- формирование навыков сотрудничества;
- развитие лексико-грамматических навыков по предмету.
Для создания мультфильмов в рамках работы мультипликационной студии «Три поросёнка» были выбраны пластилиновая анимация и техника перекладки.
Занятия проходят в кабинетах английского языка и информатики, оборудованных компьютером с необходимым программным обеспечением для обработки фото и видео и монтирования фильмов. В кабинете есть диктофон, фотоаппарат, штатив; проектор и проекционный экран для просмотра; необходимые материалы для изготовления мультипликационных героев и работы над мультфильмом.
Занятия проходят два раза в неделю во второй половине дня. Время проведения занятия составляет 45 минут.
В силу специфики занятий количество детей в группе должно быть не более 10 человек:
- работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждого ребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого и образовательного потенциала;
- на занятиях задействовано большое количество технических средств: цифровая фотокамера, компьютер, диктофон, и дети учатся пользоваться техникой, необходимой в процессе создания мультфильма;
- занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценариста, мультипликатора, декоратора, режиссёра, оператора, звукорежиссёра).
Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические.
Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:
- Определение общей идеи мультфильма;
- Разработка сценария мультфильма;
- Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма;
- Покадровая съёмка мультфильма;
- Монтаж;
- Озвучивание фильма;
- Окончательная обработка мультфильма;
- Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.
При работе над фильмами формируются все виды УУД:
- личностные(формирование интереса, учебно-познавательной мотивации);
- регулятивные(планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка);
- познавательные(осуществлять поиск необходимой информации, осуществлять запись выбранной информации с помощью инструментов ИКТ, строить сообщения…);
- коммуникативные(договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы).
В предметном же плане учащиеся получают возможность применить на практике весь ранее изученный материал. Так, при создании c шестиклассниками мультфильма “We’re from the zoo” мы использовали лексику по темe «Животные», грамматические структуры Present Simple, Present Continuous, Past Simple, оборот There is \ There are, глаголы can и to be, степени сравнения прилагательных. При работе над персонажами, а также при работе с фотокамерой и компьютерными программами изучались и повторялись глаголы в повелительном наклонении.
В настоящее время авторская образовательная программа студии «Три поросенка» проходит этап апробации на базе ОУ и внешней экспертизы. Опыт работы студии по решению задач языкового и творческого развития ребенка средствами мультипликации может быть использован педагогами из других ОУ.
В заключение хочу сказать, что в процессе создания мультфильма мы можем делать акцент на разных аспектах воспитания, развития и обучения детей. Когда дети учатся договариваться друг с другом в процессе съемки, когда мы можем придумать сюжет про обманщицу-лисичку Фокси или непослушного слоненка Эля, которых мы научили, как правильно себя вести — это уже нравственное воспитание. Когда ребёнок должен запомнить слова героя и проговорить их для звукозаписи, идёт лексико-грамматическое и речевое развитие ребенка. И таких примеров можно привести множество.
Таким образом, мультипликация в условиях современного организованного педагогического пространства в единстве классно-урочной и внеурочной деятельности представляет собой мощное средство не только для развития творческих способностей, знаниевого компонента по предмету, но и для формирования УУД и основных компетенций, предъявляемых к выпускнику школы на каждом этапе. Главным принципом успешности реализации данной идеи является создание позитивной эмоционально-психологической атмосферы, способствующей самовыражению детей через коммуникативное взаимодействие. Такая технология имеет долговременный формирующий эффект благодаря энергии вечных ценностей человека.