«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Пять способов расширить словарный запас

Вторник 9 августа 2016

Ваши ученики могут отлично владеть грамматическим корпусом языка, но без знания лексики не скажут и слова.

Your students might be really good at grammar but they can’t do without good vocabulary.

настроение: творческое

ключевые слова: словарный запас, лексические игры, синонимы, антонимы, тезаурус

город: г. Челябинск

 Знание большого количества слов — ключ к способности общаться на иностранном языке. Именно поэтому обязанность каждого учителя иностранного языка — сделать так,  чтобы обучающиеся работали над своим словарным запасом и постоянно пополняли его. К тому же, это не так сложно, как могло бы показаться. Представляю вашему вниманию несколько стратегий, позволяющих добиться этого.

1 Используйте игры

Вы знаете, что существует множество игр со словами, позволяющими расширить словарный запас?

Вы можете поиграть в Scrabble, вы будете использовать слова, с которыми ваши ученики незнакомы. Также их словарный запас пополнится, если дать учащимся словари для поиска слов с нужными им буквами.

Еще одна игра, отлично подходящая для наших целей — «Категории». Цель игры — вспомнить слово, начинающееся на определенную букву и соответствующее одной из следующих категорий: Name, Animal, Food, Clothes, Colour. Например: Ann, ant, apple, anorak, almond и т. д. Вы можете заменить эти категории подходящими вам.

Также можно воспользоваться виммельбухами (книга-картинка для рассматривания с тщательно прорисованными картинками со множеством деталей): попросите учеников назвать или записать как можно больше предметов (индивидуально, в группах или по очереди). Можно попросить составить список предметов от A до Z — маловероятно, что у кого-то будет список из 26 слов, однако им все равно встретятся новые слова или синонимы, когда вы будете подводить итоги, зачитывая списки и обсуждая слова.

2 Запрещенные слова

К сожалению, подталкивать учеников работать над расширением их лексического запаса можно лишь до определенной степени. Иногда стоит оставить попытки воодушевить и стать по-настоящему строгим.  Я не говорю о «двойках» и перечеркнутых красной пастой работах, я говорю о списке «запрещенных слов». «Запрещенные слова» — это просто слова, которые ученикам нельзя использовать в своих работах. Составьте свой список «запрещенных» слов — это простые слова, которые ваши ученики используют снова и снова, когда могли бы воспользоваться более сложной лексикой (например, interesting, boring, good, nice, bad, big, run и т. д.)

Однако найдите минуту, чтобы обговорить «разрешенные» синонимы для каждого из таких слов, обсудить нюансы значений. Отличной идеей было бы сделать плакат с «запрещенным» словом и его альтернативами. Например: Interesting: amusing, enjoyable, entertaining, fascinating, gripping, absorbing, newsworthy, arresting, captivating, exceptional, magnetic, etc. Не забудьте обсудить стилистические особенности синонимов.

3  «Словарная семейка»

Представьте, что у вас есть выбор: ваши ученики могут выучить 1 слово или сразу 5. Что вы предпочтете? Естественно, что мы хотим, чтобы наши ученики научились как можно большему, когда дело касается словарного запаса.  Один из способов добиться этого — вводить лексику через родственные слова или «словарными семейками». Вместо одного глагола depend, вашим ученикам будут знакомы dependence, dependent, independence, independent. Заодно и со способами словообразования познакомимся.

4 Нужные инструменты

Использование словарей-тезаурусов — отличный способ расширить словарный запас учащихся. Прежде чем использовать такие словари, необходимо убедиться, что ученики понимают принципы их построения и могут пользоваться ими «с умом». Тезаурус предложит вашим учащимся синонимы и антонимы, поможет сделать речь, особенно письменную, богаче.

Необязательно использовать бумажную версию словаря-тезауруса. Пусть современные технологии придут на помощь! Вы знали, что выделив слово в текстовом документе и щелкнув по нему правой кнопкой мышки, вы можете вывести на экран список синонимов?

Интернет также предлагает интересные тезаурусы:

5 «Стена слов»

Эффективность обучения зависит от эффективности обучающей среды, и учебный кабинет, как часть такой среды, играет немаловажную роль. Пригласите своих учеников стать активными участниками процесса расширения словарного запаса с помощью «Стены Слов». Попросите учеников записать новые для них слова, которые они встретят во внешкольной жизни. Слово необходимо записать на небольшой карточке, а на обратной стороне — определение и пример, а карточку — разместить на «Стене Слов». Каждый учащийся может познакомиться со словами. Через какое-то время можно попросить учащихся придумать и провести с одноклассниками игры с этими словами (Кроссворды, Глухой телефон, Поле чудес и др.) Учащимся обычно нравится, что они «приложили руку», и такие слова запоминаются лучше.

Неважно, сколько слов знают ваши ученики, 50 или 500, расширение словарного запаса должно быть первоочередным в списке ваших и их дел.

Используйте эти стратегии, и успех не за горами!

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.