«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Как подготовить выпускников 9 классов к устной части ОГЭ по английскому языку

Пятница 7 октября 2016

В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки к устной части ОГЭ по английскому языку с новым пособием издательства «Просвещение» авторов Исуповой Н. А. и Сухановой О. Н.

The article considers essential guidelines for preparing students for the speaking part of the Comprehensive State Exam in English, using the new textbook published in Prosvescheniye, authored by N. A. Isupova and O. N. Sukhanova..

настроение: рабочее

ключевые слова: критерии оценивания, формат экзамена, устная речь, стратегии

город: г. Москва

 

Идея создания пособия, которое бы целенаправленно и планомерно готовило выпускников 9 классов к устной части ОГЭ по английскому языку, возникла не случайно. Рынок учебной литературы сегодня уже заполнен книгами и брошюрами с примерами тестов в формате экзамена. Однако для подготовки к экзаменам недостаточно просто проделать большое количество тренировочных тестов в надежде, что количество перейдет в качество. Для успеха подростку необходимо понимать, по каким критериям будет оцениваться его ответ, какие лексические темы могут быть предложены на экзамене, какие стратегии можно использовать, чтобы избежать типичных ошибок и более уверенно чувствовать себя в аудитории для устного ответа. Педагоги же сталкиваются со следующими трудностями: выбор лексического материала и тренировочных заданий, отсутствие образцов ответов.

Авторы — опытные учителя-практики — постарались учесть, с какими трудностями сталкиваются обучающиеся и педагоги при подготовке к устному экзамену, и предложить набор упражнений, построенных на основе эффективных экзаменационных стратегий.

Пособие содержит 10 тематических модулей, каждый из которых построен на лексике по заданной теме с упражнениями на их закрепление и предлагает тренировочные задания в формате экзамена с образцами ответов. Кроме того, в каждом модуле отрабатываются стратегии устного ответа и даются рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок. Каждый модуль может изучаться независимо, однако предложенная последовательность кажется авторам наиболее логичной.

Далее будут рассмотрены основные рекомендации учителю по подготовке выпускников 9 класса к устной части экзамена. Авторы надеются, что эти советы будут полезны всем педагогам независимо от используемого пособия и основного учебника.

Учителя, которые недостаточно хорошо знакомы с форматом экзамена, часто сомневаются, нужно ли описывать картинки, которые предлагают разработчики экзамена в Задании 3. Ответ: нет. Картинки описывать не нужно. На экзамене они даются как источник идей. Вместе с тем необходимо понимать, что описание картинок благотворно для развития навыков устной речи, но подобная работа может сбить девятиклассника и приведет к тому, что в стрессовой ситуации экзамена он начнет описывать картинку вместо того, чтобы раскрыть предложенные пункты плана. В пособии картинки даются в начале модуля. Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов. Например: How can this picture help you talk about the Internet? If you were a blogger, what text would you write next to this photograph? Похожие вопросы можно задать к любой картинке в учебнике, подходящей по тематике.

suhanova_usupova1

Второе распространенное заблуждение, основанное на искреннем желании педагога помочь обучающимся, — это заучивание так называемых «топиков» или отрывков текстов. Мнение авторов пособия однозначно: гораздо проще научить подростка говорить несколько простых предложений по существу вопроса, чем пытаться угадать экзаменационное задание. Не стоит также заучивать примеры устных ответов из пособия. Это всего лишь примеры, нет гарантии, что содержательно они совпадут с вопросами экзамена. А вот понимание того, как должно быть устроено высказывание, какими связками можно пользоваться, на чем построить вступление и заключение образцы ответов дают. Педагог может предложить детям выделить ключевые слова, вводные конструкции, какие-то клише или идеи, которые потом можно использовать при ответе.

Многие учителя предлагают старшеклассникам завести отдельный блокнот или страничку для записей в мобильном устройстве, чтобы записывать понравившиеся слова и выражения. Эти записи можно держать перед глазами при выполнении тренировочных упражнений. Постепенно самая актуальная лексика переходит в разряд активной и используется ребенком уже без опор.

Второе задание устной части экзамена — ответы на вопросы телефонного опроса. Авторы пособия сознательно предлагают вопросы разного уровня сложности. Используйте более сложные вопросы при подготовке к экзамену как темы для обсуждения. Научив девятиклассника справляться с достаточно проблемными вопросами, учитель может быть уверен в том, что простые вопросы не вызовут затруднений на экзамене.

suhanova_usupova2

Exam task: telephone survey

Опытные учителя уже давно пользуются современными мобильными устройствами для записи устных ответов обучающихся. Слушайте ответы вместе и оценивайте их по критериям. Это позволит, с одной стороны, морально настроить выпускников на то, что их ответ будет записан «машиной», что их собственный голос может казаться непривычным и даже смешным. С другой стороны, вы всегда сможете вернуться к любому моменту ответа и разобрать ошибки, предложить варианты изменения высказывания. Также рекомендуем при подготовке к экзамену ставить перед обучающимся часы или включать секундомер. Это позволит подростку избежать стресса на экзамене и рассчитывать время на ответ.

Первое задание устной части экзамена, которое часто недооценивают сами обучающиеся, — чтение текста вслух. Напомните выпускникам, что оно оценивается в два балла. Полезно будет повторить с обучающимися основные буквосочетания, правила интонирования английского предложения, ударения. Не стоит превращать это в краткий курс по теоретической фонетике. Достаточно разобрать основные моменты и предложить обучающимся тексты, слова на тренировку. Самые типичные ситуации рассмотрены в пособии в специальном разделе, но учитель может подготовить такие упражнение и самостоятельно. Предложенных в пособии текстов для чтения вслух недостаточно для полноценной подготовки, но в школьных учебниках достаточно материала для практики. Выбирайте небольшие отрывки из пройденных разделов, слушайте их в записи, вместе расставляйте логические ударения, обращайте внимание на слова-исключения, записывайте чтение вслух на диктофон — вот простые советы учителю.

suhanova_usupova3

Exam task: reading aloud

За последнее десятилетие государственная итоговая аттестация по английскому языку претерпела значительные изменения. Не исключено, что формат экзамена будет трансформироваться и дальше. Авторы искренне надеются, что пособие не только поможет девятиклассникам успешно сдать экзамен, но и будет способствовать развитию навыков устной речи.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.