«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Использование современных педагогических технологий на уроке иностранного языка в группах с разным уровнем обученности

Пятница 14 октября 2016

shaternik_main

Специфика современного подхода к обучению иностранным языкам немыслима без применения современных педагогических и информационных технологий. Сегодня в методике преподавания иностранных языков активно используются:
— обучение в сотрудничестве,
— метод проектов,
— групповые дискуссии.
Однако далеко не все педагогические и информационные технологии могут применяться в одном и том же классе с одним и тем же количеством школьников.

настроение: творческое

ключевые слова: обучение в сотрудничестве, метод проектов, приемы интенсивной методики

город: г. Вологда


 

Специфика современного подхода к обучению иностранным языкам немыслима без применения современных педагогических и информационных технологий. Сегодня в методике преподавания иностранных языков активно используются:

обучение в сотрудничестве;

— разноуровневое обучение;

— метод проектов;

— групповые дискусии;

— дистанционное обучение;

— приемы интенсивной методики (дидактические, ролевые и деловые игры).

Однако далеко не все педагогические и информационные технологии могут применяться в одном и том же классе с одним и тем же контингентом школьников.

Так, в классах, где учащиеся специализируются в разных областях наук: гуманитарных и естественно-математических, — необходимо организовать разноуровневое обучение. Необходимым условием обучения школьников со специальными наклонностями является привлечение аутентичных материалов в соответствии со спецификой и обсуждение актуальных для школьников проблем. Учитель в этом случае должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме.

Е. С. Полат определяет разноуровневое обучение как «внешнюю дифференциацию», которая означает объединение учащихся по частным способностям к тем или иным предметам в разные учебные группы: А (базовый уровень), В (повышенный уровень), С (высокий уровень).

В группе А учащиеся, которым иностранный язык дается с трудом, усваивают материал на базовом уровне. Например:  рассказывая о себе, школьники опираются на «структурный скелет» в виде готовых клише: „Ich bin—Jahre alt. Mein Name ist…“

В группе В (школьники, имеющие достаточно высокий уровень сформированности языковых навыков и речевых умений в области иностранного языка, но для которых язык не является профилирующим предметом) материал усваивается на повышенном уровне, то есть учитель включает дополнительный материал из аутентичных источников. Так, например, тему «О себе» можно представить в виде интервью: один ученик – журналист, другой – знаменитый музыкант.

Школьники группы С выполняют задания высокого уровня. В этой группе уроки проходят в форме дискуссий, круглых столов, например: «ЕГЭ – это… . Каким он должен быть».

В уроки иностранного языка целесообразно включать групповые дискуссии и ролевые/деловые игры. Значение ролевой/деловой игры трудно переоценить, так как она позволяет активизировать учебный процесс, сделать его личностно значимым. Основное отличие ролевой/деловой игры от игрового задания — наличие реальной проблемной ситуации. Одаренным в языковом плане ученикам интереснее обсуждать проблему на иностранном языке, принимая на себя роль в соответствии с темой. Так, например, обсуждая актуальную экологическую проблему, школьники самостоятельно выбирают роли и готовят выступление на конференции «Можем ли мы спасти нашу планету?». Такую конференцию мне удалось провести после изучения темы об экологии. Участниками конференции  были представители экологических организаций, директора предприятий, нарушающих экологию, и директора перерабатывающих предприятий, журналисты, жители района/города и даже министр  экологии.

Прежде чем организовать дискуссию,  следует объяснить школьникам правила ведения дискуссии, в частности:

— высказывание должно быть подкреплено убедительными фактами;

— говорить, не перебивая и не критикуя мнения собеседника;

— высказываться только в соответствии с заданной темой;

— постараться «уложиться» в 2-3 минуты.

Предварительно желательно расклеить речевые клише для выражения собственного мнения.

Важную роль в проведении дискуссии играет и организация школьников. Обсуждение может проходить в группах, в парах, в кругу.

Эффективными являются следующие приемы организации групповой дискуссии. Это, например, «Каруселька», когда школьники сидят лицом друг к другу. Участники большого круга внимательно слушают сообщения соседа напротив и высказывают свое мнение. Затем малый круг передвигается на одного участника и беседа продолжается. После того, как все участники высказались, учитель предлагает подвести итоги.

Для обучения иностранному языку учащихся с ограниченными возможностями учителю можно порекомендовать воспользоваться приемами интенсивной методики. Сюда относятся: ритмика, пропевание целых фраз, использование дидактических и ролевых игр, а также наглядность. Примеров много. Я использовала «Качельки», когда сложное слово трудно было произнести. Так, в 11 классе мы говорили о том, каким должен быть учитель. Он должен быть zielstrebig, hilfsbereitusw. Разделив эти сложные слова на слоги и показывая руками, как качаются качели, повторив так 2-3 раза, школьники без запинок произносили эти и другие сложные слова, т.к. ритмика позволяет закрепить лексические единиц и грамматические структуры. Желательно интенсивно использовать предметную и изобразительную наглядность, синонимы и антонимы, словообразовательные элементы.

Грамматический материал следует объяснять дедуктивным путем, то есть «от правила к примеру». Объясняя правило, следует использовать более доступные правила, например: учащимся с ограниченными возможностями порекомендовать заучить спряжение глагола sein/to be с помощью мелодии любимой всеми песенки «В лесу родилась елочка». По-английски — заменить одно местоимение “youнаit”:

Ich bin.Du bist. Er, sie, es ist. Wir sind, Ihr seid. Sie sind.  I am. It is. He is. She is. We are. You are. They are.

Школьники, особенно обучающиеся начальных классов, игнорируют артикль, считая его необязательным. Я вспоминаю в этом случае такую рифмовку, услышанную в детской передаче 80-х годов «Французский для дошкольников»:

У конфеты есть обертка. У тетради есть обложка.

А у слова есть одежка – называется артикль.

Когда школьники опускают артикль, я в шутку говорю: «Дети, вы забыли одежку. Слову холодно».

Определенная методическая сложность для учителя иностранного языка — дети мигрантов, недостаточно хорошо владеющие русским языком. В классах таких детей не так много, поэтому возникает необходимость дополнительных занятий, привлечения сильных в языковом плане школьников для помощи в объяснении и тренировке изучаемого материала.

Для того чтобы школьник начал говорить на иностранном языке, на уроке должна быть создана определенная языковая среда, речевая ситуация, затрагивающая его интересы: школьник вынужден будет использовать имеющийся у него языковой минимум.  Поэтому целесообразно урок начинать не с беседы с дежурным, а с вопроса „Wie geht es? Warum fehlt er/sie?“ Часто вспоминаю ситуацию, когда на вопрос  „Wie geht es?“  услышала „ich habe heute Dienst.“ Это был мой первый урок в 10 классе. А позднее, Максим Галкин  на «встрече с королевой Англии (06.01.2006) в новогодней передаче» вместо приветствия сказал: “I am on duty today”. – “Я сегодня дежурный”.

Эти два примера убедительно доказывают неэффективность беседы с дежурным уже в 7 – 8 классе.

Прочное формирование произносительных навыков предполагает использование имитационных упражнений, произнесение слов по буквам с последующим написанием букв в воздухе, затем в тетради и прочтение полного слова.

Обучение пониманию содержания прочитанного должно строиться на небольших по объему аутентичных текстах. Для создания «ситуации успеха» на начальном этапе овладения иностранным языком рекомендуется выполнять задание: «Прочитайте текст и найдите знакомые/интернациональные слова». Такое задание поможет школьнику понять основное содержание текста. А затем, как «ниточка из клубочка», будет понятно основное содержание текста. Подтверждением тому песня Удо Линденберга „Wir wollen doch einfach nur zusammen sein“. Я попросила десятиклассников послушать текст песни и назвать знакомые слова. Речь шла о любви юноши из Западного Берлина к девушке из ГДР.  Мы обсудили содержание, лексику, а на перемене школьники с гордостью говорили в группе «англичан», что они поняли текст немецкой песни в оригинале.

Приемы, описанные в статье, активно использовались и используются не только на уроках в школе, но и на практических занятиях в вузе при обучении немецкому как второму иностранному, но  и на практических занятиях по методике преподавания иностранных языков.

Если группа, изучающая иностранный язык, состоит из учащихся с разным уровнем сформированности речевых умений, следует воспользоваться такой эффективной педагогической технологией, как дифференцированное обучение с привлечением отдельных приемов вышеназванных технологий. Оно предполагает деление школьников на три группы: «сильных», «средних», «слабых» — по уровню усвоения учебного материала. В этом случае учитель подбирает учебный материал для разных групп.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.