Чтение как базовый элемент обучения английскому языку (на примере серии книг “Storytime Readers” издательства “Express Publishing”)
Автор: Екатерина ТЕР-АБРАМЯН | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ МЕТОДИСТА Вторник 15 ноября 2016На начальном этапе чтение является базовым элементом обучения и решает множество методически значимых задач. И открывая, казалось бы, простую книгу для чтения на английском языке, помните мудрые слова: “Don’t judge a book by its cover!”
Even at the first stage reading is an essential element of teaching English that deals with many important global learning tasks. So when you open seemed “a simple Storybook” you should remember these wise words “Don’t judge a book by its cover!”
ключевые слова: чтение, важность выбора книги для чтения, формирование и развитие интереса к чтению, поэтическая форма повествования, драматизация
город: г. Ростов-на-Дону
Чтение как вид речевой деятельности является неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку. Любой экзамен, подтверждающий уровень владения языком, включает в себя задания на проверку этого вида речевой деятельности. Более того, изменения в требованиях ЕГЭ 2015 года в устной части экзамена и появление новой опции «чтения вслух» подтверждает тот факт, что на формирование этой языковой компетенции стоит обратить более пристальное внимание. При этом акцент в критериях оценивания учащихся, сдающих ЕГЭ по иностранному языку, стоит на следующих показателях:
- легкость воспроизведения речи при чтении,
- отсутствие необоснованных пауз,
- правильные фразовое ударение и интонационные контуры,
- произношение слов без нарушений нормы.
Все эти критерии с легкостью могут быть соблюдены при условии регулярной и последовательной работы с чтением как видом деятельности, начиная с самого раннего этапа обучения иностранному языку. Более того, именно при таком подходе снимается вопрос о дальнейшей мотивации к чтению, так как, в основном, только на начальном этапе у учащихся формируется привычка читать и зарождается любовь к самому процессу чтения.
Какой материал использовать для работы и сколько времени отводить для чтения — эти два вопроса возникают у каждого преподавателя. По второму вопросу сложно дать рекомендации, так как каждый преподаватель имеет свой индивидуальный план занятий. Главное, чтобы работа с этим видом речевой деятельности проводилась регулярно и систематически. Но первый вопрос заслуживает отдельного серьезного рассмотрения, так как выбор материала для чтения имеет принципиальное значение, ведь именно он повлияет на формирование интереса к чтению и позволит учебному процессу быть не только легким и увлекательным, но и продуктивным.
Каждый современный учебник включает в себя теоретический материал и тексты с заданиями для чтения. В некоторых УМК акцент на чтении ставится дополнительной секцией, как например в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для начальной школы секции “First Steps to Reading” или “Further Reading Practice”, или отдельной сюжетной историей, разбитой по главам в самом учебнике, как например УМК «Звездный английский» (“Starlight”) 2–4. Но для учащихся это явно выраженная часть учебного плана с его заданиями и требованиями. Намного интереснее и увлекательнее читать отдельную книгу для чтения, которая на фоне учебника будет красочнее и более захватывающей. Яркая и красочная книга для чтения станет первым шагом в формировании интереса к этому виду деятельности.
Современные зарубежные и отечественные издательства предлагают большое количество разнообразного материала для чтения. Но, если мы говорим о выборе книги для чтения начального уровня обучения языку, то, исходя из возрастных особенностей учащихся, очень важно, чтобы она соответствовала следующим требованиям:
- не только яркий и красочный, но и «современный» облик книги.
К сожалению, из-за бума медиаиндустрии и обилия развлекательных передач и мультфильмов современные дети привыкли к определенному облику анимации. И поэтому современный принт и стиль изображения стал очень важен для восприятия детей, и если иллюстрации книги покажутся им неинтересными и несовременными, то естественно пропадет интерес к самому чтению.
- интересный для восприятия сюжет книги для чтения.
При этом хотелось бы отметить обязательный нравственно-воспитательный элемент. Идеальное соотношение увлекательного сюжета и поучительного содержания представлено в первую очередь в сказках и мифах, которые так любят дети.
- разнообразные задания с учетом возрастных особенностей.
Книга для чтения начальной школы должна включать такие типы заданий, как «найди отличия», «раскрась», «угадай». Такие задания позволят не только закрепить пройденный материал, но и сделать урок действительно интересным и увлекательным.
- возможность использования мультимедийных ресурсов.
Как уже отмечалось ранее, к сожалению, данный канал воздействия на восприятие материала ребенком в наше время становится практически единственно значимым. И если книга сопровождается дополнительным аудио- и видео- материалами, то ребенку вдвойне интереснее читать историю с медиа сопровождением. В этих условиях задача учителя — грамотно использовать мультимедийный материал прежде всего как средство мотивации к чтению или второстепенный дополнительный ресурс для закрепления прочитанного материала.
- возможность продуктивной деятельности в процессе чтения.
В процессе продуктивной деятельности ученик по-своему интегрирует новую информацию на двух уровнях: эвристическом (поисковом) и творческом. На эвристическом уровне учащийся добывает субъективно новую информацию (только для себя новую), например, узнает новые слова; на творческом уровне происходит эмоциональное осмысление и закрепление материала. Такая деятельность очень важна для ученика, так как она формирует ментальные способности и развивает творческий потенциал.
Данные критерии отбора книги для чтения начального уровня представляются очень важными, так как они не только помогут сформировать интерес и любовь к чтению книг на иностранном языке, но и привить любовь к языку в целом. Наиболее полно и ярко эти критерии представлены в серии книг для чтения “Storytime Readers” издательства “Express Publishing”.
Серия книг для чтения “Storytime Readers” издательства “Express Publishing” предназначена для учащихся начальной школы и представлена тремя уровнями сложности: Stage 1, Stage 2, Stage 3. При первом внешнем знакомстве очень впечатляет качество иллюстраций, и это действительно важно, когда начинаешь работать с этой серией: данные иллюстрации являются отражением эвристической методики, лежащей в основе этих книг. Так, непосредственно рядом с текстом, все новые и незнакомые слова представлены в виде ярких картинок, и ученик должен самостоятельно догадаться об их значении. По мнению авторов, данная методика самостоятельного осознания значения слова повышает уровень его запоминаемости в разы по сравнению с традиционным, так называемым teacher-centred метод. Уже на начальном этапе у ученика развивается языковое чутье и умение понимать значение слова из контекста, а данные навыки в дальнейшем будут очень важны в процессе сдачи стандартных экзаменов и аттестаций.
На содержательном уровне книги для чтения “Storytime Readers” представляют множество классических рассказов и сказок. Авторы достаточно логично распределили и адаптировали известные рассказы и сказки по языковым и возрастным уровням учащихся. Так, например, в первом уровне книг (Stage 1) можно увидеть такие известные сказки, как “Little Red Riding Hood”, “Snow White & the 7 Dwarfs”, басня “The Lion & the Mouse”, на втором уровне (Stage 2) материал немного посложнее: сказки “The Little Mermaid” , “Hansel & Gretel”, “Puss in Boots” и др., а на последнем уровне (Stage 3) дети могут познакомиться с такими шедеврами мировой литературы, как “The Nightingale & the Rose” О. Уайльда и “The Emperor’s New Clothes” Г. Х. Андерсена.
Главной особенностью художественной адаптации в этой серии является форма повествования. Она представлена как стихотворная форма и имеет много методических преимуществ. В первую очередь, поэтическая форма развивает навык произношения и соблюдения интонационного рисунка. К ней обращаются для тренировки произношения, лексического и грамматического материала, развития речи, обучению выразительному чтению. Известно, что «стихи воздействуют на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Они также помогают формированию и совершенствованию слухо-произносительных, интонационных и лексико-грамматических навыков и умений». Приведем пример из текста первого уровня “The Lion & the Mouse”:
«It’s hot and It’s sunny
this summer’s day,»
deep in the jungle
the animals say.
Here comes the lion
the King of this Land.
He’s big and he’s strong
and proudly he stands.
Помимо формирования навыков чтения, произношения и интонации на начальном этапе, можно отметить в этом отрывке закрепление определенного грамматического материала (сокращенных форм глагола to be).
Также важно отметить, что представленная поэтическая форма книг для чтения формирует на «интуитивном» уровне правила чтения: так ученик, предугадывая рифму, правильно читает слово и на эвристическом уровне запоминает устойчивые звуковые сочетания.
Но самое главное, поэтическая форма всегда мотивирует учащихся изучать язык или культуру изучаемого языка: “This is a great motivator. Poems are often rich in cultural references, and they present a wide range of learning opportunities” (Christina Smart, British Council, Hungary). При этом немаловажным плюсом обращения к сказочному материалу является ее нравственно-воспитательная составляющая этой серии. Младшие школьники, читая эту серию, всегда приходят к определенному моральному выводу, формально представленном в самом тексте финальной песней. Более того, возможность прочитать, выучить и пропеть текст песни с явно нравственно-воспитательным подтекстом позволяет лучше запомнить идею всего произведения. Приведем пример из финальной песни книги для чтения “The Lion & the Mouse”:
When you meet a person,
help them — in the end,
you may find out
that you’ve got a new friend.
В этой серии книг для чтения представлены разнообразные задания на закрепление прочитанного материала с учетом возрастных особенностей. В первую очередь, это задания типа “look and match” / „look and draw lines“ на закрепление лексического материала. Также можно встретить задания на закрепление правописания новых слов (например, “fill in the missing letters”, „can you find these words in the puzzle?“ “look at the pictures and fill in the crossword“) и на проверку понимания всего текста (формат True/False). Отдельно стоит отметить так любимые детьми задания-раскраски.
Но, конечно же, главным плюсом этой серии для самих юных читателей является наличие дополнительного аудио- и видеоматериала. Данный дополнительный материал сопровождает практически любую книгу каждого уровня этой серии. Аудиоматериал является незаменимым помощником для разучивания песен (каждая книга содержит две песни, основанные на сюжете истории), видео материал в свою очередь имеет много скрытых возможностей. Например, можно использовать видеоряд к прочитанной истории с включенным режимом “captions on” и выключенным звуком. Таким образом, учащиеся смогут прочитывать вслух каждую картинку и словно дублировать видео к книге. Отдельно стоит отметить, что в основном видеодиск представлен как DVD-ROM и дает возможность выполнять интерактивные задания на мультимедийной доске или индивидуально на компьютере.
Наконец, огромным преимуществом серии книг для чтения “Storytime Readers” издательства Express Publishing является возможность продуктивной деятельности в процессе чтения на творческом уровне в виде драматизации. В конце каждой книги, в секции “Now, let’s act it out!”, находится сокращенная драматическая версия прочитанной истории, а отдельная Книга для учителя, сопровождающая каждую книгу серии, включает в себя руководство и советы для художественной постановки. Наиболее интересной может быть прочтение и постановка книг серии Christmas time (“Merry Christmas”, “The Story of Santa Claus”, “The Shoemaker & his Guest”) накануне католического Рождества и Нового года, тем самым создастся праздничная и веселая атмосфера для преподавателя, учащихся, а также их родителей.
Без сомнения, данный компонент книги для чтения является очень важным и закрепляющим этапом, так как с одной стороны, он творчески активизирует пройденный языковой материал, а с другой стороны, создает эмоционально творческую и успешную атмосферу изучения иностранного языка, что не может не сказаться на продуктивности учебного процесса.
Таким образом, на начальном этапе чтение является базовым элементом обучения и решает множество методически значимых задач. И открывая, казалось бы, простую книгу для чтения на английском языке, помните мудрые слова: “Don’t judge a book by its cover!”
[links&resources]
- 1. Официальные материалы Федерального Института Педагогических Измерений при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации fipi.ru
- Нехорошева А.В., Трушина Т. М. English & Deutsch. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка, практическое пособие / А. В. Нехорошева, Т. М. Трушина– М. : АРКТИ,
- — 48 с.
- Christina Smart. Using poems to develop productive skills, 2005. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/using-poems-develop-productive-skills
- Jenny Dooley & Vanessa Page “The Lion & the Mouse“. Express Publishing, 2008.