«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Внедрение ФГОС средствами УМК «Звёздный английский»

Четверг 15 декабря 2016

aksenov_mainВыполнение всех требований ФГОС без создания единой системы работы всех учителей гимназии на основе современного учебно-методического комплекса не представляется возможным.

Implementation of all FSES requirements without creating a single system of all high school teachers based on modern educational complex is not possible.

настроение:  позитивное

ключевые слова: ФГОС, Звёздный английский, педагогический проект, углубленное изучение, современный УМК

город:   г. Новосибирск

 

Актуальность

Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта и начального, и основного общего образования, школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное образование.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, что является одной из ключевых компетенций отечественного образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса: он становится центром учебного процесса. В стандарте 2004 года основное внимание уделялось предметным умениям, в то время как в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. При сформированности речевой деятельности учащийся, получив определённые умения на одном предмете, сможет их применить на любом другом. При обучении способам речевой деятельности подразумевается в первую очередь коммуникативная компетентность как одна из основных целей обучения иностранным языкам. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей.

В стандарте нового поколения большое значение также уделяется самостоятельной работе учащегося. В связи с этим огромную популярность в урочной деятельности приобретают такие технологии, как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетенции, дифференцированное обучение и др.

Выполнить все эти требования без создания единой системы работы всех учителей гимназии на основе современного учебно-методического комплекса не представляется возможным.

Анализ внешней среды

В соответствии с положениями ФГОС решение задач, поставленных перед школьным образовательным курсом по английскому языку, будет неполным без решения как учебных, так и воспитательных, образовательных и развивающих задач. Для этого необходимо не только формировать у учащихся компоненты коммуникативной компетенции, но и уделять внимание их нравственному становлению, расширять кругозор, укреплять интерес к учению и способствовать совершенствованию интеллекта.

В свете происходящих изменениях в коммуникации (все более http://www.tilt.tcи становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.

Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, рече-моторного, зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии.

Владение основами речи должно быть достаточно прочным и стабильным на долгое время. Оно должно служить неким фундаментом для последующего языкового образования, совершенствования с целью использования иностранного языка в будущей профессиональной сфере деятельности после окончания данного этапа обучения.

Для решения поставленных задач в арсенале учителя английского языка находится широкий спектр учебно-методических комплексов, многие из которых, несмотря на наличие рекомендации к использованию в образовательном процессе или грифа «ФГОС», совершенно не соответствуют требованиям образовательного стандарта или современным требованиям к учебнику английского языка и уроку английского языка.

Анализ внутренней среды

Английскому языку в гимназии обучаются школьники в 1–11 классах. В гимназии практикуется раннее обучение языку, с 1 класса. Углубленное изучение ведется во 2–11 классах, однако отличие учебного плана для базового уровня от учебного плана для углубленного изучения английского языка составляет только 1–2 часа. Обучение школьников английскому языку в гимназии до 2012 года строилось на основе устаревших учебно-методических комплексов. В связи с внедрением новых образовательных стандартов с 2010–12 года наблюдалось отсутствие преемственности в учебно-методическом комплексе, а также в связи с требованиями законодательства методическое объединение учителей английского языка было вынуждено сменить учебно-методический комплекс в ущерб соблюдению принципа преемственности и последовательности.

 Проблема

Немаловажный, если не решающий, вклад в формировании основных иноязычных компетенций вносит та система деятельности, что была задумана авторами учебно-методического комплекса и внедряемая впоследствии учителем на уроках иностранного языка. В качестве учебно-методического обеспечения образовательного процесса в 2012 году за основу взят учебно-методический комплекс авторов К. М. Барановой, Д. Дули, В. В. Копыловой, Р. П. Мильруда, В. Эванс серии «Звёздный английский» («Просвещение», “Express Publishing”). Данный учебно-методический комплект строится на принципах сбалансированной активации логических и образных функций мозга учащихся и гуманистического подхода к преподаванию иностранных языков, то есть создания условий для полной самореализации способностей, интересов и предпочтений младшего школьника, а также их эмоционально-личностного самовыражения. Учитываются также типы познавательных стилей учащихся, такие как визуальный (для учащихся, предпочитающих зрительное восприятие и запоминание материала), аудиальный (для учащихся, успешно формирующих слуховой образ языка) и кинестетический (для учащихся со склонностью активного апробирования языкового материала в речевой деятельности), а также смешанный познавательный стиль, характерный для многих младших школьников.

УМК рассчитан на эффективное использование учащимися и начальной, и основной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений. Широкий спектр дополнительных материалов обеспечивает активное повторение основных лексико-грамматических средств общения.

Гипотеза

Создание системы работы по современному УМК позволит достичь более высоких результатов в обучении английскому языку, повысит мотивацию школьников и, в конечном счете, поспособствует формированию иноязычных речевых компетенций школьников, что также скажется на их успешности на внешнем уровне и репутации образовательной организации (гимназии).

Цель проекта, ожидаемые результаты и принципы работы

Цель проекта: приведение системы деятельности на уроках английского языка в гимназии в соответствие с требованиями ФГОС, повышение результативности обучения школьников на внешнем уровне, а также создание необходимых нормативных документов, инструкций, рекомендаций, типовых планов уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Ожидаемые результаты:

Со стороны учащихся Со стороны учителей
  1. Повышение уровня мотивированности школьников к изучению английского языка.
  2. Сформированность иноязычной речевой компетенции и УУД.
  3. Успешность школьников на внешнем уровне, успешное представление гимназии и формирование положительного имиджа.
  1. Создание единой системы урочной деятельности, приведение уроков английского языка в соответствие с едиными требованиями.
  2. Повышение квалификации и обобщение опыта работы по современным УМК на семинарах, курсах повышения квалификации и в ходе работы кафедры.

 Основные принципы работы:

  • целостность педагогического процесса;
  • системность;
  • гуманность;
  • научность.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно – правовая база

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
  • Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9 классы. – М. : Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Гимназия № 14 «Университетская».

 Методический инструментарий:

  • рабочая программа преподавания английского языка в гимназии;
  • диагностический инструментарий (КИМы);

конспекты занятий и технологическая карта уроков.

 Подготовительный этап

Цель: определение основных этапов и перспектив работы посредством анализа имеющихся УМК по английскому языку и требований ФГОС.

Задачи:

  1. Проведение оценки уровня знаний обучающихся
  2. Выбор учебно-методического комплекса
  3. Планирование перехода на новый УМК

Основной этап — внедренческий

Цель: внедрение и освоение нового УМК, систематизация работы учителей английского языка в гимназии, выявление имеющихся проблем преподавания английского языка в гимназии.

Задачи:

  1. Разработка единой для всех учителей гимназии рабочей программы на уровни обучения.
  2. Взаимопосещение уроков, приведение системы преподавания под единые требования.
  3. Обобщение опыта и коррекция результатов и планов работы

Аналитический этап (обобщающий)

Цель: планирование дальнейшей работы посредством сравнительного анализа данных мониторинговых исследований и результатов обобщения опыта на методических семинарах и в ходе работы кафедры.

Задачи:

  1. Проведение методических семинаров для учителей иностранного языка
  2. Обобщение опыта и коррекция результатов и планов работы

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по данному проекту ведется на основной стадии внедрения, на данный момент:

  • продолжается освоение УМК и система работы по данному направлению в соответствии с требованиями ФГОС;
  • освоены курсы повышения квалификации по темам «Инновационные процессы в преподавании иностранных языков в контексте внедрения ФГОС» и «Организация деятельности педагога в условиях реализации ФГОС»;
  • разработана рабочая программа преподавания английского языка в гимназии;
  • создан банк контрольно-измерительных материалов, а также единая система оценивания в соответствии с рекомендациями методической службы издательства «Просвещение»;
  • разработан проект Положения об индивидуальном педагогическом мониторинге учителей кафедры иностранных языков в гимназии, а также ведется индивидуальный педагогический мониторинг каждым учителем кафедры;
  • разработана типовая технологическая карта урока иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендуемая к использованию в учебном процессе учителями гимназии;
  • проведены мастер-класс «Беспереводные способы семантизации лексики» и открытые уроки в рамках гимназических мероприятий, а также подана заявка на участие в интернет-конкурсе видеоуроков издательства «Просвещение»;
  • проведен районный методический семинар для учителей иностранного языка по теме «Урок в современной образовательной среде» для обобщения и внедрения опыта работы по данному направлению.

В перспективе работа по данному направлению будет продолжена вплоть до введения ФГОС в 10–11 классах.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.