«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Внеурочная деятельность как средство социализации, воспитания и развития учащихся

Понедельник 20 марта 2017

shtirz_mainКонкурс – инструмент внеурочной деятельности в обучении немецкому языку. В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметные и личностных результатов образования школьников.

настроение:  творческое

ключевые слова: внеурочная деятельность, метапредметные компетенций, немецкий язык, конкурс

город:   Алтайский край, п. Куйбышево

Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций

Чтобы познать мир, ребенку необходимо его увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Но даже тогда нет целой картинки мира, человек постоянно развивается, совершенствуется. Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что большой объем материала ученик должен не только понимать, но и заучивать наизусть. Согласитесь, это довольно утомительно!

Моя педагогическая деятельность представляется мне фоторепортажем, который я постоянно совершенствую, делаю доступным пониманию, где снимок за снимком захватывает нас, погружая меня и моих учеников в увлекательный мир нового знания и открытий. Я постоянно в поиске ответов на вопросы: Как создать ситуацию успеха? Как превратить запоминание в яркий увлекательный процесс? Как обучение иностранному языку сделать продуктивным?

Ответом на эти вопросы стал конкурс. Это состязание в мастерстве, позволяющее повысить интерес к изучению иностранного языка. Вот я и предлагаю своим ученикам постоянно состязаться, делиться своим опытом и мастерством. Итак, я считаю конкурс инструментом внеурочной деятельности в обучении иностранному языку.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим учащимся на основе собственных интересов и потребностей.

В связи с вышеизложенным мне посчиталось важным участие в различного рода конкурсах. Разные виды путешествий (реальное, виртуальное и т. д.) позволят учащимся овладевать социокультурным и коммуникативным аспектами немецкого языка в условиях, приближенных к реальным, и использовать полученные знания и умения в общении со сверстниками.

Конкурсы обеспечивают формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение немецкому языку. В результате учащиеся получают возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению немецкого языка.  Один из таких конкурсов — озвучивание видео ролика. Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, в арсенале педагога должны быть разнообразные приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения занятий с помощью мультимедиа до организации разных видов самостоятельной работы в интернете: участия в проектах, дистанционных конкурсах, форумах, ведение личной переписки и т. д.

shtirz_1Не менее важными считаю литературные конкурсы. В УМК И. Л. Бим отведены разделы для знакомства с немецкой литературой, но, к сожалению, очень часто урок дает только общее представление о творчестве немецких классиков и современников.  И нас опять выручает внеурочная деятельность. Здесь участники могут выступить с песней на иностранном языке, показать инсценировку произведений великих классиков. Кроме практической направленности конкурс направлен на популяризацию немецкого языка, что в современных условиях вытеснения немецкого языка считаю очень важным.

shtirz_2Особое место занимают исследовательские и творческие проекты.  Нашей командой были представлены такие работы, как «Мои этнические корни», «Тайна моего имени», «Традиции празднования Рождества и Пасхи в моей семье», «Дети герои в сказках Отфрида Пройслера», «Нужно ли изучать второй иностранный язык?», «Немецкие марки машин — качество или бренд» и т. д.

Внеурочная деятельность способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. УМК И. Л. Бим легко позволяет это сделать, так как в учебнике широкое применение нашел метод проекта. Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют творческие проекты вне рамок, изученных тем. Примерами подобной деятельности школьников могут служить мини-проекты, разработанные на основе освоения содержания учебной программы. В состав проектов обучающиеся включают кроссворды, анаграммы, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала, карты, коллажи, сочинение сказок.

shtirz_3Так, мы апробировали новый проект «Школьная газета», в которой пишем статьи на немецком языке, снимаем фоторепортажи, например «Мои этнические корни», «Лента времени» и берем интервью, что очень эффективно позволяет развивать коммуникативные навыки и способствуют профориетационной работе в школе, но об этом подробнее в другой раз.

Важным компонентом внеурочной деятельности по немецкому языку является организация участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах, разработанных в рамках различных проектов. Подобные виды деятельности позволяют их участникам испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний.

Подводя итог, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность по немецкому языку является средством социализации, воспитания и развития личности и способствует достижению результатов программы на трёх уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Варианты представления процесса и результатов обучения определяются задачами каждого раздела урока и вне урока ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.