«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Звездами не рождаются, а становятся», или как помочь своему ребенку быть успешным на уроке английского языка

Понедельник 18 сентября 2017

180917
Дорогие родители, заинтересованные в успешном процессе обучения иностранному языку своих детей, эта статья предназначена именно для вас, так как в ней вы узнаете:
— как способствовать учебному успеху ребят в начальной школе;
— к каким языковым и психологическим трудностям в усвоении английского языка нужно быть готовым, а главное, как их преодолеть;
— наконец, как подготовиться к итоговому тестированию в 4 классе и более того, к формату обучения в средней школе.


настроение: рабочее

ключевые слова: английский язык, книга для родителей УМК «Starlight», начальная школа, помощь школьнику

город: Ростов-на-Дону

«Звездами не рождаются, а становятся», или как помочь своему ребенку быть успешным на уроке английского языка (на примере «Книги для родителей» УМК «Звездный английский» издательства «Просвещение»)

В современной образовательной модели семья занимает значимое место, ведь в семье формируются не только социально-бытовые, но и непосредственно учебные компетенции учащихся, в основе которых лежат универсальные учебные действия (УУД). Этот важный  процесс протекает естественно и порой незаметно  в домашней среде, когда ваш ребенок обращается за помощью в выполнении домашнего задания по английскому языку или за разъяснением определенных трудностей в поиске решений или ответов. В этой статье вы также узнаете, как правильно помогать своему ученику, при этом формируя в нем навык самостоятельности, как бы парадоксально это не звучало!

В свое время я нашла ответы на эти столь важные для учебного процесса вопросы, порекомендовав подруге «Книгу для родителей» УМК «Звездный английский» издательства «Просвещение». Ее дочь училась по этому учебнику в начальной школе, и сначала  данное пособие было воспринято как обычный «решебник» для выполнения домашних заданий. Каково же было удивление всей семьи, когда после внимательного прочтения книги домашнее обучение стало проходить не только эффективнее, но и с более позитивным настроем, не говоря уже об улучшении оценки по английскому в следующей четверти! Секрет такого успеха естественно кроется в продуманной методике авторов УМК, рассчитанной на все важные стороны учебного треугольника: семья – ребенок – школа.

«Книга для родителей» УМК «Звездный английский» помимо краткого введения состоит из двух частей, каждая их которых решает разные задачи. Так, первую часть сами авторы называют «основы языковой педагогики для начальной школы», а вторая часть представляет собой непосредственно практические советы, как способствовать успешному изучению английского языка с учебниками «Звёздный английский» 3 и 4 классов. И если первая часть адресована в целом родителям, которые заинтересованы в грамотном руководстве по правильному обеспечению учебного процесса дома (включая выполнение домашнего задания), то вторая часть сужает аудиторию до примеров и алгоритмов выполнения заданий к УМК «Звёздный английский» 3 и 4 классов.

Как уже говорилось, первая часть посвящена языковой педагогике, которую сами авторы определяют как «науку о воспитании и развитии личности учащихся в образовательном курсе «Иностранный язык», о превращении ученика в субъект учебной деятельности, о формировании учебной мотивации и умения учиться». Для этого в процессе выполнения ребёнком домашнего задания взрослый должен обращать внимание не столько на правильность полученных ответов или на количество заученных слов, сколько на «поиск удобного для ребёнка способа выполнения упражнения», способов поддержки ученика в ходе работы над домашним заданием, «путей стимулирования положительного отношения школьника к познавательной деятельности». При этом в «Книге для родителей» авторами курса даются конкретные стратегии и практические советы применения этих принципов. Так, например, в качестве «стимулирования положительного отношения» предлагается такой тип работы с грамматическим материалом, когда  картинки-комиксы, созданные с помощью интернет-сайта (все полезные ссылки даны в книге), можно использовать для тренировки с детьми грамматического материала и одновременно для обучения устной речи на английском языке в домашних условиях. Такой тип задания есть в учебнике, но в книге дается дополнительный ресурс для данного творческого и интересного задания!

Здесь же, в первой части, авторами поднимаются следующие важные вопросы родителей: как поступать в случаях, когда сын/дочь не может запомнить все слова к уроку;  чем можно помочь детям, если они не успевают делать домашнее задание по английскому языку; как лучше всего проверять у детей выполнение домашнего задания; каким образом можно избежать грамматических ошибок при построении английских предложений; существуют ли методические приёмы, помогающие ребёнку научиться читать по-английски в хорошем темпе; как можно научить младшего школьника понимать английскую речь на слух; как быть, если у детей не развиваются умения устного общения на английском языке; есть ли какие-то способы заинтересовать ребёнка изучением английского языка и повысить его учебную мотивацию? Без сомнения, развернутые ответы авторов с практичными примерами помогут взрослым найти и сформировать свою модель помощи ребенку.

Огромным плюсом данной части является психологический фокус объяснения процесса восприятия ребенком языкового материала. Так, например, грамматические ошибки — «это нормальное проявление «языкового творчества», без которого овладение речью невозможно», и  школьник должен пройти этот естественный этап для сформирования правильной грамматической модели. Частичное забывание учебного материала за предыдущий год — это тоже,  по мнению авторов, нормальное психологическое явление,  справиться с которым поможет специально разработанный стартовый модуль в учебнике с повторением всех важных пройденных тем. Именно с учетом психологических особенностей учеников младшего школьного возраста объясняется количество обязательной и факультативной лексики, дозированность грамматического  материала на примере учебника «Звездный английский» 3 и 4 классов. Благодаря данной информации родителю становится понятен принцип подачи языкового материала, но главное, снимается критическое отношение к собственному ребенку, а значит, создается положительно-эффективная  среда для учебы.

Отдельно авторы обращают внимание на такие возможные положительные роли родителей в выполнении домашних заданий, как «доброжелательный наблюдатель», «критикующий друг», «советующий эксперт», «опытный наставник», «домашний психолог» и советуют избегать следующих ролей: «строгий надзиратель», «верный помощник», «бескомпромиссный начальник», «решительный защитник», «семейный репетитор». Особенно опасна роль «верного помощника», который готов сразу же подсказать правильный ответ, и такая «помощь» мешает школьнику научиться учиться, формирует у него неоправданно завышенные ожидания в учёбе, и даже обусловливает «мозговую гиподинамию».

Чтобы ребенок хорошо владел языковым материалом,  авторы советуют родителям регулярно  выполнять устные задания дома, ведь устные и письменные задания одинаково важны в процессе обучения. В книге даются интересные решения для практики устных видов деятельности (аудирования и говорения) с привлечением онлайн ресурсов.

Вторая часть «Книги для родителей» связана непосредственно с языковым материалом учебника «Звездный английский» 3 и 4 классов. В ней даны методические рекомендации родителям по  выполнению типичных заданий чтения, говорения, аудирования (понимания на слух), лексики, фонетики, письма и грамматики.  Здесь же, объясняется структура модуля, назначение каждого урока в нем и роль некоторых дополнительных рубрик  учебника (например,  Fun Time, Word Lab, Phonics, Checkpoint, Go Green).

Стоит сказать,  в этой части подробно разъясняется алгоритм выполнения заданий,  а не даются просто ответы к ним. И это отвечает авторской позиции в отношении роли родителей в учебном процессе ребенка: не давать готовые ответы, а направлять на поиск самим ребенком правильного решения. Так, например, в главе «Чтение. Помогаем младшему школьнику научиться читать эффективно» пошагово объясняются задания разных видов чтения (просмотрового, поискового и изучающего). При этом отдельно акцентируется внимание на задания формата итоговой аттестации («определение верных/неверных утверждений к тексту»). В главе «Письмо. Помогаем младшему школьнику писать небольшие письма» довольно подробно рассматривается жанр письма, а умение писать письма личного характера будет регулярно проверяться в итоговых аттестациях средней и старшей школы!

Также авторы пособия рекомендуют возможные дополнительные задания для практики разных видов речевой деятельности. Например, для расширения словарного запаса подробно описываются такие языковые игры, как  «лексический квадрат», «парочки» и «бинго», которые превратят процесс обучения дома в интересный досуг!

Завершает «Книгу для родителей» ответы к секции для самопроверки учащихся Checkpoint. Эта секция очень важна с точки зрения методической концепции авторов, так как «Звёздный английский» направляет познавательную деятельность учащихся на интеллектуальную рефлексию и даёт им чёткие ориентиры в виде заданий для самопроверки (Checkpoint), обращающих внимание на материал, который является особенно важным в контексте подготовки к тестовым заданиям и должен быть усвоен в первую очередь.

В завершении статьи хотелось бы привести слова авторов УМК «Звездный английский»: «Учитель — это создатель «дорожной карты», по которой идут учащиеся к знаниям, поддерживаемые семьёй». И насколько успешен маршрут дороги знаний, зависит не только от преподавателя и школы в целом, но и от вас, дорогие родители!

Использованная литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. М. Просвещение, 2017.
  2. Мильруд Р.П., Суханова О.Н. Английский язык. 3-4 класс. Звездный английский. Starlight. Книга для родителей. ФГОС. М. Просвещение, 2016
  3. Пол Таф. Как дети добиваются успеха. «Эксмо», 2013
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.