Эффективные техники обучения чтению на начальном уровне
Автор: Екатерина ТЕР-АБРАМЯН | Рубрика: НОВЫЕ УМК Среда 13 сентября 2017Преподаватели иностранного языка постоянно ищут способы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Особенно важно найти эффективные техники обучения на начальном этапе, когда закладывается такие фундаментальные знания и умения, как правила чтения изучаемого языка.
настроение: рабочее
ключевые слова: английский язык, обучение чтению, УМК «Reading Stars»
город: Ростов-на-Дону
Преподаватели иностранного языка постоянно ищут способы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Особенно важно найти эффективные техники обучения на начальном этапе, когда закладывается такие фундаментальные знания и умения, как правила чтения изучаемого языка. Но обучение правилам чтения английского языка является непростой задачей исходя из принципиальной разницы количества букв и звуков в нем: «It is generally agreed that there are 44 phonemes in English, but there are only 26 graphemes to represent them. Thus English is said to have a deep orthography, or writing system, because several graphemes can represent more than one phoneme: for instance, the letter c can represent /k/ or /s/ » [1]. Этот факт осложняет процесс обучения, так как все теоретические правила соответствия букв определенным звукам в особых сочетаниях трудно объяснить ученику младшего школьного возраста. Особую ценность приобретают методикии и пособия с практической ориентацией, такие как, например, «Reading Stars» издательства «Express Publishing».
«Reading Stars» издательства «Express Publishing» – современный учебно-методический комплекс, ориентированный на обучение чтения с учетом трудностей и сложностей, с которыми сталкивается современный ребенок. В начале книги для учителя авторы определяют эту современную проблему как «дислексия» («specific developmental reading disability, or what most of us refer to as dyslexia» [2]) и замечают, что она влияет на дальнейшее изучение иностранного языка, в первую очередь осложняя обучение письма в целом и правописания в частности. Главной целью пособия авторы называют формирование «фонологического понимания» языка, которые они определяют как «phonology awareness». Именно в процессе формирования этой компетенции у ученика появляются автоматизм и легкость чтения – к этой мысли приходят многие современные исследования, посвященные проблемам обучения чтению как виду речевой деятельности [3]. Что очень важно, в УМК «Reading Stars» формирование «фонологического понимания» происходит в процессе использования игровой методики обучения, и учебник в полной мере демонстрирует разнообразие заданий этой методики.
УМК «Reading Stars» издательства «Express Publishing» состоит из следующих компонентов: учебника с заданиями, книги для учителя и аудио диска. Для эффективного использования курса необходимо использовать все компоненты. Книга для учителя содержит подробные описания и рекомендации по оптимальному использованию материала учебника. Также в ней представлены ключи к заданиям учебника и такие замечательные ресурсные материалы, как образцы и заготовки для карточек, а в пояснении к каждому уроку даны интересные практические идеи для их использования. Диск содержит аудиоматериал к учебнику: например, к заданиям, где вводится базовая лексика, связанная с определенной буквой (чаще всего первое задание каждого урока первой части); к заданиям на аудирование («listen and choose») и, главное, песни («Let’s sing together!»), которые знакомят с английскими фонемами и прекрасно закрепляют пройденный материал.
Сам учебник прекрасно и логично структурирован в соответствии с концепцией формирования «фонологического понимания». В книге для учителя авторы предлагают самому преподавателю выбрать последовательность изучения, в зависимости от уровня изучения букв и соответствующих фонем. Но если ученик испытывает сложности с чтением, «теряется» и чувствует себя неуверенно, то прямая последовательность разделов пособия является для него идеальной моделью изучения. Учебник состоит из трех частей: Part A – Getting to know to Sounds (Phonemes), Part B – Practising the Sounds (Word Families), Part C -– Playing with the sounds (Phonological Awareness Activities). В конце учебника представлено дополнительное приложение («Appendices») с ресурсными материалами, которые можно использовать для закрепления и даже «углубления» ранее изученных тем.
Первая часть «Getting to know to Sounds» (Phonemes) является первым этапом обучения чтения, знакомством с звуками (фонемами). Каждая фонема представляется с помощью трех элементов: слова (посредством картинки), ритма (посредством песни) и аллитерации (посредством скороговорки). Помимо этого, для закрепления чтения определенной фонемы предлагается таблица со всеми возможными сочетаниями слогов с примером наиболее употребимого слова. Таким образом, параллельно решается две задачи: ученик знакомится с звуком фонемы и узнает новое слово, при этом правильность чтения и произношения можно проверить аудиоматериалом. Приведу пример представления фонемы «g» следующим рядом слов: game, garden, galaxy, Germany, giant, get up, girl, giraffe, gorilla, gum, guitar, gym, good. Каждое слово этого ряда красочно иллюстрировано для лучшего его запоминания ребенком. Сразу же за иллюстрациями знаковых слов фонемы следует таблица для чтения слогов, в процессе чтения которой ребенок может сам сформулировать правила чтения определенного звука ([g] или [ʤ]). Данная эвристическая методика самостоятельного открытия учеником правила или соответствия является очень успешной и лежит в основе формирования «фонологического понимания». Закрепляются полученные знания занимательным материалом: песней, скороговоркой, а также интересными упражнениями с такими заданиями, как «make real words», «fill in the missing numbers in the crossword», «put the letter in the correct order».
В книге для учителя авторы предлагают еще один способ для закрепления связи фонемы и слова — работу с карточками, их образцы даны в разделе «Материал для копирования». Карточки можно предложить ребенку раскрасить самостоятельно и затем регулярно использовать на уроке как «a memory device fot the sound to be efficiently recalled» [2].
Огромным плюсом первой части учебника «Reading Stars» является аудиоматериал, представленный занимательными песнями и скороговорками. Как уже говорилось в книге для учителя, он основан на принципе аллитерации, то есть повторении одних и тех же звуков. Приведу пример текста песни: «Thirty-three mothers / On a Thursday afternoon / Took their thirsty children / On a trip to the moon!». Для лучшего закрепления произношения авторы рекомендуют также пропевать и скороговорки: «Cheerful children chanting on the beach«, «A cat can’t cook a cake». Данный ресурс уникален, так как учитель может использовать его отдельно на своих уроках в начальной школе, например, как фонетическую разминку.
Вторая часть учебника «Practising the Sounds» (Word Families) знакомит ученика с устойчивыми образцами словообразовательных моделей. В английском языке их 37 (-ack, -ain, -ake, -ale, -all, -ame, -an, -ank, -ap, -ash, -at, -ate, -aw, -ay, -eat, -ell, -est, -ice, -ick,- ide, -ight, -ill, -in, -ine, -ing, -ink, -ip, -it, -ock, -oke, -op, -ore, -ot, -uck, -ug, -ump, -unk) [6], но в «Reading Stars» представлены 34. Каждая модель изображена на яркой картинке, за ней следует таблица с наиболее употребимыми словами, например, для модели «-ake» примерами даны следующие слова: b-ake, c-ake, l-ace, m-ake, s-ake, f-ake, w-ake, br-ake, fl-ake, sn-ake, sh-ake, qa-ake. В книге для учителя в разделе «Материал для копирования» есть заготовки для работы с материалом, где детям предлагается вспомнить слова и модель по определенной картинке. Стоит сказать, что выбор и качество иллюстраций к этой части хорошо продуманы, так как авторы пособия считают, что такие «скетчи» («sketch») помогают лучше запомнить материал. Данные скетчи (черепашка, рыбки, солнце, подсолнух, бабочка, телефон, воздушный змей и т. д.) нарисованы с учетом возрастных особенностей ребят, которые потом сами смогут воспроизвести рисунок, вспоминая опредленную словообразовательную модель.
Третья часть учебника «Playing with the sounds» (Phonological Awareness Activities) представляет собой заключительную часть книги, ее материал рассчитан на то, что ученик может осознанно и уверенно распознать фонемы и звуки, слоги английского языка. Благодаря этому он может выполнять непростые, но занимательные задания: «Say «dog» without |d|», «Say «nose» without |z|», «What’s the first sound in the world «chirch», «What’s the final sound in the world «goes». Также ребятам предлагается найти пару слов по принципу рифмы, разделить слова на слоги.
Приложение учебника «Reading Stars» (Appendices) является дополнительным методическим ресурсом для учителя, желающего «углубить» пройденный материал. Здесь можно найти дополнительные сочетания букв в слогах для первой части учебника (например, g-uy или g-ear); список наиболее часто употребляемых в речи фонетических омонимов (Homophones), как например sight — site, mail-male, be-bee, meet-meat; список наиболее частотных сочетаний согласных (Consonant Blends) — таких, как например, -ght — eight, night или -mp — lamp, camp. Этот ресурс также может быть использован в различных языковых квестах или викторинах на знание фонетики английского языка.
Возможности применения УМК «Reading Stars» издательства «Express Publishing» огромны из-за его высокой практической значимости. В нем представлены эффективные техники обучения чтению на начальном уровне с учетом современных методов и подходов. Данный курс может быть использован и как дополнительный ресурсный материал к основному учебнику, и как методическая основа для специального курса, ориентированного на формирование «осознанного» и уверенного чтения. В этом случае, УМК «Reading Stars» можно порекомендовать как базу для интенсивного летнего курса для учеников начальной школы, желающих не просто хорошо читать на английском, но стать «звездами» чтения!
Использованная литература:
- Beck L. Making Sense of Phonics: The Hows And Whys. Isabel Guilford Press, 2006
- Andy Bratson, Julie Gound, Margaret George. Reading Stars. Teacher’s Book. Express Publishing, 2011
- Kathryn M. Obenchain, Ronald V. Morris. 50 Social Studies Strategies for K-8 Classrooms/ Section 1: Essential Strategies for Teaching Phonemic Awareness / Pearson 2015.
- Andy Bratson, Julie Gound, Margaret George. Reading Stars. Student’s Book. Express Publishing, 2011
- http://www.dyslexia-reading-well.com/44-phonemes-in-english.html
- Richard E. Wylie and Donald D. Durrell, 1970. «Teaching Vowels Through Phonograms.» Elementary English 47, 787-791