Почему в Оксфорде не отмечают на лекциях, и какие еще приемы позволили британским университетам выйти в топ мировых рейтингов
Автор: Надежда БЫКОВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Пятница 15 сентября 2017Оксфордский университет — первый вуз Великобритании и одновременно второй в списке самых старинных университетов мира имеет ряд особенностей и правил, полагаясь на которые, университет не только смог выжить в условиях жесткой конкуренции, но и занять лидирующие позиции. Но что же это за правила? Что делает легендарный британский вуз таким особенным? Все это не хранится в секрете, поэтому мы собрали для вас список особенностей, повышающих как мотивированность студентов, так и качество их обучения, чтобы вы могли при желании взять что-либо из этого списка на заметку.
настроение: осеннее
ключевые слова: Университет, Британия, Оксфорд, образование, образование за границей
город: Москва
Фразу «Да ну этот Оксфорд, там ничему не учат!» может в наше время произнести только безумец. Один из старейших университетов планеты давно окутан ореолом недоступности, престижности и загадочности. Название этого заведения стало нарицательным, про него ходят мифы, а на его выпускников смотрят, как на святых. Но, если на секунду забыть, о чем идет речь и попробовать разобраться, то за престижным названием начнут прорисовываться методология, организация и отличительный подход к студентам, которые и сделали старейший университет Великобритании одним из лучших в мире.
Именно об этом мы сегодня поговорим.
Немного истории
Престижность высшего учебного заведения определяют его выпускники, и здесь Оксфорду определенно есть чем похвастаться: среди его выпускников 26 лауреатов Нобелевской премии, 25 премьер-министров Великобритании, 6 королей, 100 наиболее успешных бизнесменов мира и даже 12 святых. Среди наиболее известных его студентов фигурируют такие легенды как Льюис Кэрролл, Маргарет Тетчер, Тони Блэр. Многие из наших выдающихся литераторов также получили докторские степени в Оксфорде. Здесь достаточно упомянуть Ахматову, Тургенева, Бродского, Чуковского или Жуковского.
По статистике, 91% выпускников остаются довольны качеством своего обучения. Хотя, в новостях ходят и провокационные слухи о том, что только половине оксфордских филологов вообще удается найти себе работу. А известный многим современным подросткам рэпер Оксимирон вообще признает, что курс средневековой британской литературы ему ничего не дал: https://daily.afisha.ru/archive/volna/archive/rusrap_oxxxymiron/
Заявка на поступление тоже стоит денег, а о стандартном конкурсе при поступлении уже ходят легенды: «Слышал, что родители иногда подают заявки в Оксфорд, когда их чада еще только идут в детский сад». Но интересен тот факт, что абитуриент не может отправить свою заявку и в Оксфорд, и в вечно конкурирующий с ним Кембридж.
Университет по праву считает себя не просто британским учебным заведением, но мировым: за все годы существования университета в его стенах успели побывать студенты из 140 стран, а сейчас на одного иностранца приходится два англичанина. Сейчас Оксфорд предлагает своим абитуриентам 44 колледжа, имеющих разную специфику и направленность, устав и распорядок.
Стипендию надо заслужить
Бюджета, как такового, в Оксфорде нет в принципе. Британское высшее образование сейчас, в 2017 году, стоит £9000 (~700 000₽) в год для граждан Великобритании и Европы. Студенты также могут взять кредит у государства на три года бакалавриата (£27000) и выплачивать будут постепенно, как только заработают больше, чем £21000 в год. Университет смело дает своим студентам кредиты, зная, что с таким уровнем образования они точно найдут себе работу по специальности.
Самой главной мотивацией студента Оксфорда к учебе становится поиск «scholarship», которую трудно назвать стипендией в нашем смысле этого слова. Обычно помочь с оплатой обучения могут разнообразные международные фонды/издания, предоставляющие гранты и стипендии. Но чтобы их заявку одобрили необходимо соответствовать множеству критериев от академической успеваемости и до научной деятельности и социальной активности.
Если студенту материально не помогают родители, вопрос получения стипендии встает комом в горле. Поэтому британские студенты готовы штудировать учебники ночами, чтобы их заявку одобрили. Но чаще всего фонды выделяют средства, которые потом нужно будет отработать. Существуют также специальные программы, обязывающие студентов работать определенное количество лет после выпуска в той или иной компании. Но чего не сделаешь ради такого диплома?
Обычно большинство студентов успешно находят свое место на рынке труда и быстро выплачивают кредит. Конечно, такое бывает не со всеми, но это уже совсем другая история: http://hr-portal.ru/article/8-let-bez-raboty-v-ssha-vypusknica-podala-v-sud-na-svoy-vuz-potomu-chto-tak-i-ne-smogla
Предмет и преподавателя выбирает не деканат, а студент
Студенты выбирают себе профиль сами. Записываетесь, например, на курс истории Испании или на португальскую поэзию или на философию 18 века, потому что вам это правда интересно, или интересен именно этот профессор.
Однако британская система высшего образования не предполагает излишней вольности в духе «хочешь — на ядерную физику, хочешь — на литературу средневековой Испании». Есть специальность — значит, есть программа, в которой есть обязательные предметы. Посещение обязательных предметов, конечно, вызывает недовольство у большинства студентов, но и с этим преподаватели тоже справляются, применяя, зачастую, нестандартные методы. Вот пример из опыта студента другого вуза, в котором работает похожая программа:
«На физике был один довольно интересный профессор, который, начиная чтение курса физики первокурсникам, на первой же лекции выводил всех своих студентов на лужайку перед корпусом, разводил гриль, доставал из кармана купюру в сто долларов и молча сжигал ее на глазах изумленных первокурсников. «Вот так же и вы поступаете, когда пропускаете лекции» — говорил он»
Волен идти на все четыре стороны
И, выбрав преподавателя и предмет себе по нраву, студент, вопреки всему, имеет полное право сидеть дома, ведь посещаемость в Оксфорде формирует всего 5-10% от итоговой оценки. Поэтому заботятся о посещаемости в основном те, кто поставил себе цель получить A+.
Деканат не волнует, сколько студент просидел за деревянной партой, каким почерк писал конспект и насколько проникновенно и любознательно заглядывал в глаза преподавателю, если экзамен он в итоге завалил. И аналогично, если студент весь семестр был в списке учащихся не больше чем именем и фамилией, но стабильно сдавал промежуточные тесты, эссе и уверенно ответил на экзамене, то он получит уверенную пятерку.
Во многих европейских вузах студент спокойно может записаться на предмет, который он знает, не появляться ни на одном занятии, а потом прийти и унести с собой заслуженную оценку. И никаких «вы отлично ответили, но на лекциях я вас не видел, поэтому держите пересдачу!», это так не работает! Позиция администрации заведения по этому вопросу: кому надо — тот и ходит.
Более того, самих занятий как таковых немного: на магистерской программе это всего 10 часов в неделю (по лекции в день) максимум. Отмечать на старших курсах или в магистратуре тоже никто не будет. Дальше предполагается, что студент идет в библиотеку и нарабатывает знания самостоятельно, вместо пассивного сидения за партой. Оксфорд именно тому и учит – читать, много читать, осмысливать написанное и правильно излагать свои мысли, чтобы потом делать собственные открытия.
Проверка посещаемость, хоть и решает не много, но все же существует: иногда в качестве проверки преподаватель просто пускает по рядам листочек, в который нужно вписать свое имя. И, что самое удивительное, — студенты не врут, а просьба записать кого-то по дружбе находит искреннее недоумение в ответ: а зачем ты, прости, вообще сюда поступал? Иногда в качестве проверки посещаемости преподаватель задает тестовый вопрос, ответ на который нужно прислать в смс. Такой метод, к слову, все чаще начинают применять преподаватели МГУ. Хотя в топе популярности остаются традиционные квизы, как и в России.
С другой стороны, не стоит думать, что студенты самого престижного вуза мира — отпетые лентяи, которым законы не писаны. Несмотря на то, что проверка посещаемости не имеет большого веса в финальной оценке, туденты парадоксально продолжают вставать каждое утро к 9:00. Почему? А почему бы не пойти к хорошему лектору на интересную тему, которую вы сами выбрали? Почему бы не получить уникальный, многим недоступный набор знаний, за который вы еще и платите баснословные деньги? Плюсы, в итоге, перевешивают желание поспать по утрам.
Все жёстко
Однако, несмотря на свободную посещаемость, учеба в Англии для иностранного студента в целом сложнее, хотя бы из-за непривычной системы. В отличие от российских университетов, студентов ждет не две сессии, а всего одна, но зато какая! Один из русскоязычных выпускников Оксфорда, Максим Буев, декан экономического факультета Европейского университета в Петербурге свои впечатления описывает так:
«Многие экзамены ставят на один день: иногда бывает по три экзамена в день – утром, днем и вечером. Разумеется, тактика подготовки к таким сессиям совсем другая. Приходится готовиться ко всем экзаменам одновременно. Очень трудно переключаться, например, с макроэкономики в 9 утра на эконометрику продвинутого уровня в 13:00. На самом экзамене (все они письменные) время есть только на то, чтобы сразу отвечать на вопрос, т.е. думать, вспоминать – нет времени».
Впрочем, даже если не упоминать про экзаменационную сессию, не дававшую спать не одному поколению студентов, то в легендарном университете есть и более страшная, а лучше сказать, надоедающая вещь — еженедельные эссе. Писать такие сочинения задают даже по математике, чтобы научить студентов ясно и понятно выражать свои мысли в письменной форме. И эссе — не сочинение на свободную тему на пару листочков, а труд на 9000 слов минимум или 15 печатных страниц. Для того, чтобы написать такое эссе от студента требуется отдать несколько вечеров библиотеке, перерыть десяток книг и прочитать примерно 400 страниц необходимой литературы. А студентам бакалавриата бывает, задают и по 3 эссе в неделю…
Это загадочное слово «syllabus»
Обычно, подготавливаясь к чтению курса, профессор пишет так называемый syllabus, в котором более-менее подробно излагает, какой именно материал на какой лекции будет излагать, когда и какие тесты будут проводиться, и из чего будет высчитываться итоговая оценка в курсе и тд. Этот syllabus каждый студент получает лично в руки в печатном виде в начале года, что сразу избавляет преподавателя от половины проблем, базирующихся на неорганизованности студентов.
Несмотря на незначительные отличительные отличия, этот метод работает в разы лучше простого оглашения программы курса на первом занятии, которым занимается большинство российских преподавателей: первые занятия могут быть не такими информативными для иностранных студентов из-за сложности восприятия языка, кто-то может прослушать из-за невнимательности, кто-то — забыть, кто-то — записать неправильно. Имея при себе листочек, на котором подробно изложено все, что нужно выучить, студент понимает, на что ориентироваться в первую очередь.
Итоговая оценка обычно высчитывается из показателей за финальное и промежуточные тестирования, домашние работы и эссе. Это снижает вероятность получения оценки благодаря фаворитизму или связям: на каждого студента есть своеобразное «досье» из всех его работ, поэтому получить желанную «А» просто так становится практически невозможно
Твой личный проводник в мир знаний
Главная «фишка» западного образования, стоящая во главе угла Оксфордского подхода к студенту — индивидуальность. У каждого студента есть свой наставник (тьютор) по выбранной специальности, и раз в неделю они встречаются за полуофициальной беседой. Наставник разбирает вместе со студентом домашние задания, помогает ему развивать критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения и анализировать научную литературу. Несмотря на то, что у одного тьютора может быть несколько учеников, во главу угла всегда ставится отдельный подход к каждому.
Подводя итоги, можно сказать, что Оксфорд делают лучшим такие качества, как:
— Материальный стимул в качестве стипендий и грантов для ведения научной и учебной деятельности
— Свобода действий, начиная от выбора предметов до их посещаемости. Обеспечение свободы для саморазвития
— Небольшое количество занятий в день
— Большое количество письменных работ, преимущество самостоятельных заданий перед лекционными и групповыми
— Индивидуальный подход к каждому студенту, своевременное обсуждение волнующих проблем