ГРАММАТИКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ – ПОВТОРЕНИЕ, РАСШИРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Автор: Радислав МИЛЬРУД | Рубрика: НОВЫЕ УМК Понедельник 2 октября 2017Старшая школа – это период овладения английским языком на этапе получения среднего полного общего образования. В связи с подготовкой к ЕГЭ, возрастают требования к коммуникативной компетенции учащихся и, особенно, к языковым нормам разговорной и академической (письменной) речи. Это требует повышенного внимания к грамматике английского языка. В решении такой непростой задачи учителям и школьникам поможет новое пособие «Звездный английский 10-11. Сборник грамматических упражнений» (в двух частях).
Senior school is a particularly important period of acquiring the English language at the stage of completing secondary education. At this stage, the demands to the communicative competence of students and particularly to the language norms of spoken and written language are increasing. This requires increased attention given to the grammar of English. In solving such a difficult task, teachers and schoolchildren will benefit from the new course-book «Starlight 10-11. Collection of grammar exercises «(in two parts).
настроение: ответственное
ключевые слова: обучение грамматике в старшей школе, систематизация и тренировка, явления английской грамматики, подготовка к экзамену, Звездный английский
город: Тамбов
Специфика обучения грамматике в старшей школе
На всех этапах обучения грамматике содержание этой части образовательного курса английского языка остаётся инвариантным – учащиеся усваивают способы построения правильных предложений. Различие между начальной, основной и старшей школой состоит не только в том, что диапазон доступных учащимся правильных предложений непрерывно расширяется, но также и в том, что возрастает «степень свободы» в построении фраз, которые с грамматической точки зрения считаются правильными. Например, учащиеся старших классов знают, что предложение «You can’t park your car in the schoolyard» означает запрет, а не физическую неспособность и что модальный глагол can может выражать разные оттенки смысла предложения. Аналогично фраза «The bus comes at ten» с настоящим простым (неопределённым) грамматическим временем может относиться не только к регулярно повторяющемуся действию в настоящий период, но и к будущему времени. Языковым «открытием» для старшеклассников может стать знание того, что при трансформации прямой речи в косвенную речь в некоторых случаях нет необходимости согласовывать грамматическое время. Например, в предложении “The teacher said an hour ago that she will mark the papers by the end of the day” косвенная речь относится к будущему периоду и требует будущего простого (неопределённого) времени. В этом предложении нет необходимости в замене will/would.
Учащиеся старших классов, овладевающие английским языком на углублённом уровне и отличающиеся языковой наблюдательностью, могут обратить внимание на фразу в фильме о Гарри Поттере “Well, if you won’t tell her where it is, I will”. Учителю в подобных случаях важно объяснить школьникам, что модальный глагол will в английском языке может использоваться после союза if в условных придаточных предложениях. Такие случаи возможны, если глагол выражает не будущее время, которое опускается в придаточных предложениях времени и условия, а намерение/желание субъекта действия: If you will help, I will be most grateful to you. В предложениях типа “If you stumble, I will catch and hold you” использование will перед глаголом stumble излишне, бессмысленно и по правилам английской грамматики недопустимо.
Приведённые примеры показывают, что в старших классах существует необходимость не только закреплять изученный грамматический материал, но и расширять уже сформированную грамматическую компетенцию с представлениями о правильности предложения. В старшей школе у учащихся появляется возможность полнее овладеть грамматикой сложноподчинённых предложений с относительными (определительными) и другими придаточными предложениями, а также научиться пользоваться союзами и союзными фразами. Им также полезно овладеть средствами логической связи между формулируемыми идеями в своём развёрнутом письменном ответе.
В старшей школе обращает на себя внимание тот факт, что школьники почти не пользуются инверсией (обратным порядком слов) в английских утвердительных предложениях, так как считают, что изменение порядка слов возможно только в вопросах. Допускаются ошибки в косвенной речи и, как показывают наблюдения, оставляет желать много лучшего пунктуация в развёрнутых письменных ответах учащихся.
На фоне растущих возможностей старшеклассников в овладении английской грамматикой повышенного уровня сложности, у школьников могут обнаруживаться досадные пробелы в знаниях. Иногда выясняется, что учащиеся «забыли» особенности употребления предложений с формальным подлежащим «It+Be: There+Be», допускают неожиданные ошибки в постановке вопросов и слабо владеют разными видами вопросительных предложений. У некоторых старшеклассников обнаруживаются пробелы в навыках употребления артиклей или английского грамматического времени, да и система представлений об этих и других явлениях оказывается неполной и нечёткой. Иными словами, вместе с обучением старшеклассников грамматическим «высотам», важно также провести ревизию коммуникативной компетенции в пределах обязательной «нормы».
Наконец, важным ориентиром для учащихся в старшей школе является перспектива ЕГЭ по английскому языку, где грамматическая адекватность речи была, есть и будет как отдельным, так и комплексным предметом измерения и оценки. Это означает, что обучение грамматике в старшей школе будет более эффективным, если обеспечит одновременную тренировку, как грамматических навыков, так и тестовых умений.
Краткий анализ специфики обучения английской грамматике в старшей школе показывает, что для успешного решения этой задачи необходимо повторить имеющиеся у старшеклассников знания, расширить и дополнить их грамматические представления и, конечно, закрепить языковые навыки с ориентацией на коммуникативную деятельность и языковой экзамен. Эти и другие задачи решаются в новом пособии «Звездный английский 10–11. Сборник грамматических упражнений».
Содержание пособия «Звездный английский 10. Сборник грамматических упражнений»
В соответствии с содержанием пособия «Звездный английский 10. Сборник грамматических упражнений», учащиеся в десятом классе системно и последовательно повторяют грамматические особенности английских артиклей, свойства существительного (множественное число и притяжательный падеж), местоимения, использование модальных глаголов и фраз, глаголов состояния, страдательного залога и каузативных глаголов, а также инфинитива, герундия и причастия. Особое внимание обращается на трудные случаи в хорошо изученных языковых явлениях. Например, внимание школьников фокусируется на использовании определённого или неопределённого артикля как с именами нарицательными, так и с именами собственными. Учащиеся тренируются правильно образовывать и писать существительные в единственном и множественном числе, а также в притяжательном падеже. Практика показывает, что в этой области возникает немало неожиданных языковых неточностей.
Старшеклассники детально разбирают способы образования сравнительных степеней прилагательных и наречий, знакомятся с наречиями, которые по форме совпадают с прилагательными, тренируются в употреблении предлогов в предложении, а также средств логической связи между предложениями.
Углублённо изучая грамматику английского неопределённого артикля, десятиклассники могут с удивлением обнаружить, что это служебное слово может встречаться перед именами собственными. Например, “There is a Peter Sager for you on the phone” (в значении некто, какой—то). Бывают и другие случаи “This scientist is an Einstein of the 21st century (учёный, напоминающий…). An anonymous person bought a Picasso at the auction yesterday” (картина Пикассо). В связи с этой информацией, в пособии, среди других упражнений, есть задание объяснить употребление неопределённого артикля перед именами собственными в следующем шуточном стихотворении:
There was once a Peter Boring
Who was fond of telling stories.
He was called a Walter Scott
I have heard of him a lot.
He could play a real Guarneri
And the strings sang sad and merry.
Such a Johny-on-the-spot
With his famous hair knot.
Для того, чтобы качественно выполнить задание, учащимся предлагается воспользоваться интернет и найти дополнительную информацию об именах собственных в тексте.
В разделе о модальных глаголах и модальных фразах, одно из упражнений состоит в том, чтобы выбрать правильный вариант в предложениях. Например, “OK, I’d better go / to go. It’s high time you fix / fixed the wiring in your room. I’d rather we all go / went to a Chinese restaurant. I’d like to serve / to be served first. It is necessary that the fire exit is / be unlocked at all time.” и др.
Некоторые задания приближены по своему формату к разделу ЕГЭ «Грамматика и лексика». Различие состоит в том, что в этих заданиях с целью интенсивной тренировки количество вопросов для учащихся увеличивается. Автор исходит из опыта, который показывает, что если для контроля знаний на экзамене достаточно 6–7 вопросов в одном тесте, то в целях интенсивной тренировки грамматики с ориентацией на экзамен и формирования прочных навыков, количество вопросов желательно увеличить.
В случае необходимости большое упражнение можно разделить на 2–3 части и предложить часть вопросов для работы в классе, а остальную часть выполнить дома.
В разделе об инфинитиве и герундии, школьники учатся преодолевать языковые трудности употребления неличных форм глагола в тех случаях, когда инфинитив и герундий могут меняться местами, и при этом изменяется передаваемый коммуникативный смысл. Например, если в высказывании “I mean staying at home while the weather is so unsettled.” объясняется сущность предлагаемой идеи, то фраза “I mean to stay at home while the weather is so unsettled.” передаёт намерение, цель и настойчивость говорящего. Если фраза “I like dancing” повествует о любимом занятии в целом, то предложение “I like to dance…” сообщает о предпочитаемом виде деятельности и обычно содержит информацию о дополнительных обстоятельствах, например, “I like to dance to jazz music/at the disco”. В пособии также рассматриваются и тренируются многие другие случаи изменения коммуникативного смысла с помощью герундия или инфинитива.
Десятиклассники уже знают грамматические особенности прилагательного в английском языке, однако некоторые детали могут оказаться новыми. Например, некоторые прилагательные похожи внешне на наречия: likely, friendly, kind=kindly (kindly – это прилагательное!), silly, orderly, cowardly…. Как образовать наречия от этих прилагательных? А как образовать наречие от хорошо известного школьникам прилагательного difficult? Пособие даёт ответы на эти и многие другие вопросы, а также содержит серию разнообразных упражнений.
В разделе «Предлоги» рассматриваются не только уже известные детям случаи, но и анализируются, а также тренируются предлоги, которые используются, например, с прилагательными: angry about, blame for, accuse of, allergic to, friendly with и др. Свои предлоги есть также у глаголов (agree about/to/with). Учащиеся изучают предлоги времени, места и направления, учатся правильно ставить предлоги перед видами транспорта (on the bus, in a taxi: by taxi), инструментами и орудиями действия (with a hammer). Интересны для школьников случаи двойных предлогов в английском языке. Дети узнают различие между выражениями out of the window / out the window и другими случаями.
В десятом классе школьники начинают интенсивно тренировать умение строить развёрнутый письменный ответ с элементами логического рассуждения. Поэтому пособие содержит раздел о средствах логической связи между предложениями. Эти связующие слова и выражения позволяют точно и аутентично передавать связь между фразами, выражая последовательность или результат, усиливая эффект или добавляя новую информацию, выявляя причину или противопоставляя взгляды и др. Например, они начинают лучше понимать, какой связующий элемент следует использовать в начале второго предложения “There was a lot of rain in May. June was a very dry month”. В пособии для принятия решения есть вся необходимая информация и предлагаются задания для тренировки.
Материал пособия дополняет грамматическое содержание модулей в книге для учащихся УМК «Звездный английский 10», а также имеющееся в этом УМК грамматическое приложение. Вместе с тем, пособие может использоваться как дополнительный или отдельный материал для целенаправленного и углублённого изучения грамматики в 10-м классе. Эта работа продолжается со школьниками, перешедшими в 11-й класс.
Содержание пособия «Звездный английский 11. Сборник грамматических упражнений»
В пособии «Звездный английский 11. Сборник грамматических упражнений» детально обобщается система английского грамматического времени, в которой выделяются некоторые новые для учащихся семантические функции. Например, школьники учатся с помощью настоящего простого (неопределённого) времени говорить о планах (“My friend graduates from high school in a couple of months.”), составлять аннотацию прочитанного текста, комментировать спортивное состязание. Комментируемое действие происходит в момент речи, но английские комментаторы рассказывают о том, что видят на спортивной арене в настоящем неопределённом времени.
В соответствии с правилами английской грамматики школьники начинают правильно выражать нереализованные желания и намерения с помощью прошедшего перфектного времени (“The child had wanted to get something sweet as a small present but instead she received a cake of soap.”). Интересным открытием для учащихся является выражение приказания с помощью будущего времени (“You will do as you are told!”).
В целях повторения системы английского грамматического времени в пособие включена итоговая схематическая таблица с символическими обозначениями и кратким описанием выражаемых значений. Приводим фрагмент этой таблицы:
В одиннадцатом классе возникает необходимость детально разобраться в синтаксисе английского предложения, без знания которого невозможно грамотно построить развёрнутый письменный ответ с элементами логического рассуждения. Школьники повторяют и закрепляют навыки использования в речи условных придаточных предложений. Попутно они освежают в памяти структуры с формальным подлежащим “There + Be / It + Be”, подвергают ревизии различные формы вопросительных предложений в английском языке. Напомним, что экзаменационным требованием в устной части ЕГЭ является умение ставить прямые вопросы.
Одиннадцатиклассники подробно знакомятся с грамматикой определительных (относительных), сопоставительных и уступительных придаточных предложений, а также придаточных следствия. В отдельные темы выделяется косвенная речь, инверсия и порядок слов в предложении, а также пунктуация.
Правильное использование в речи придаточных предложений не только делает высказывание более выразительным, но и придаёт коммуникации академичность. Использование придаточных предложений в письменном рассуждении, требует знания английской пунктуации, которая своими принципами нередко отличается от русской орфографической традиции. В частности, английские запятые могут в определённых случаях появляться в предложении там, где автор хочет сделать мысленную паузу. Русская пунктуация больше ориентирована на формальные грамматические маркёры. В русском языке запятая, как правило, ставится перед союзом «но», а в английском языке противительный союз “but” не всегда требует запятой. Например, “I like British food but not at this restaurant”. Запятая перед but требуется лишь в случаях, когда в следующем простом предложении есть своё подлежащее. Например, “I like Yorkshire pudding, but I like a good roast beef with Yorkshire puddings more”. Подобные и многие другие случаи разбираются и тренируются в пособии.
Одним из интересных грамматических явлений следует считать оформление запятыми определительных придаточных предложений «ограничивающего» (restrictive) и «неограничивающего» (non-restrictive) типа. Если определительное придаточное предложение выражает существенную информацию о подлежащем главного предложения, то такое придаточное предложение называется «ограничивающим» и не выделяется запятыми. Отсутствие запятых означает, что этот фрагмент имеет ключевое значение для понимания всего предложения и без него будет потеряна существенная информация. Например, “The person whose accent was distinctly foreign caught my attention”. В отличие от этого примера, если относительное придаточное предложение несёт в себе второстепенную для понимания информацию о подлежащем главного предложения, то этот фрагмент выделяется запятыми. Выделение запятыми означает, что данное смысловое добавление можно удалить без ущерба для понимания смысла всего предложения. Например, “The person, who was in the crowd, caught my attention”. Таких правил в русском языке нет, и этим объясняются частые грамматические ошибки школьников.
Не встречаются в русском языке случаи инверсии, то есть изменения порядка слов в утвердительном предложении по аналогии с английскими правилами. В предлагаемом фрагменте упражнения для учащихся показаны лишь некоторые случаи, которые достаточно полно изучаются в пособии:
Правила английской пунктуации требуют отдельного рассмотрения. В пособии рассматриваются основные случаи и правила, которые помогут старшеклассникам пунктуационно корректно оформить своё письменное высказывание. Приводим в качестве примера фрагмент таблицы:
В полном виде таблица содержит информацию о правильной расстановке запятых, оформлении причастий и другие правила английской пунктуации.
Тренировочные и обобщающие упражнения предлагаются в пособии с использованием различных учебных и экзаменационных форматов, в том числе, ориентированных на ЕГЭ.
В приложении к пособию имеется таблица неправильных глаголов. В отдельную секцию выделяются неправильные глаголы, которые используются в страдательном залоге. Неправильные глаголы приводятся с примерами предложений. В приложение также включён глоссарий грамматических терминов.
Заключение
Пособие «Звездный английский 10–11. Сборник грамматических упражнений» (в двух частях) является дополнительным модулем к учебно-методическому комплекту «Звездный английский» для старшей школы. Оно может использоваться как вместе с учебником, так и в качестве самостоятельного средства обучения грамматической организации английской речи. Автор желает успеха пользователям и будет благодарен за отклики, мнения и пожелания, приглашая всех к обмену педагогическим опытом обучения грамматике устной и письменной речи.