Зачем испанцы ввели в школах обязательные уроки собирания Лего и другие причуды испанского среднего образования
Автор: Надежда БЫКОВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Понедельник 16 октября 2017С 2017 учебного года в младших классах испанских школ официально появился новый предмет: дети будут учиться собирать собственных роботов из конструктора Lego.
настроение: рабочее
ключевые слова: Образование за границей, обучение в начальной школе
город: Москва
Ранее эта методика была опробована в 2500 частных и получастных школах и, после успешного старта, ею заинтересовались и представители государственных школ. Введение »Лего уроков», по мнению специалистов, даст мальчишкам и девчонкам инженерное и пространственное мышление, научит их принимать самостоятельные решения и работать в одной команде.
Эти знания могут очень пригодиться им во взрослой жизни: ведь по рейтингу BBC инженер — одна из 20 самых востребованных профессий в мире: http://www.bbc.com/russian/business/2013/04/130326_wanted_migrants_clickable.shtml
Кроме уроков конструирования роботов, в испанских школах давно работают много других нестандартных методик и правил, которые на практике доказали свою полезность и применяются практически во всех школах. Например, в расписании маленьких испанцев намного меньше предметов, чем в российских школах: многие из них объединены. Например, физика, химия и биология преподаются под названием “Inventem”. А вот история, природоведение и обществознание стоят в расписании как “MEDI”.
В то же время дети много рисуют, учатся играть на музыкальных инструментах, занимаются плаваньем на уроках физкультуры и даже садоводством: у каждого ребенка есть собственная грядка в школьном дворе! Эксперты считают, что выращивая свои собственные овощи, ребенок »взращивает» в себе ответственность, терпеливость и трудолюбие. А как приятно потом наслаждаться салатом из собственных ингредиентов!
Уроки у школьников длятся по 1.5 часа с 9 до 6 и без перемен! Это может показаться безумным, но школьники действительно не уходят на перерывы между настолько длинными уроками. Когда занятие заканчивается, один учитель просто сменяет другого и тот тут же начинает вести свой предмет. Исключение составляет трехчасовой обеденный перерыв, когда школьники выбегают во двор подкрепиться в кафетерии, поиграть в волейбол, почитать или завести новых друзей.
А друзей приходится заводить часто: в испанских школах, как и в большинстве школ мира, классы переформировываются каждый год. Детей распределяют по общему уровню успеваемости: кто учится хорошо – попадает в класс A или B, кто хуже — в C и D. Делается это из практических соображений: так учителю не приходится постоянно отвлекаться на »лентяев» и ограничивать программу, чтобы ее точно поняли и самые старательные и те, кому предмет не интересен в принципе.
_____________________________
Запрет на посещение уроков для плохишей — и что еще поразило русских иммигрантов в испанских школах
В общих словах
В Испании есть деление школ на начальную (с 6 до 12 лет) и старшую (с 12 до 16 лет). Сами школы могут быть государственные и частные. Начало учебного года здесь не первого сентября, а 12-го. Но и учатся до 20 июня, причём последние недели учёбы проходят в лагерях на природе.
В школе преподают и говорят на трёх языках: каталанском, испанском и английском. Зачастую бывает так, что преподаватель математики объясняет предмет на испанском, а физкультуры — на английском. Хотя многие русские ученики и их родители отмечают, общий уровень английского в испанских школах достаточно слабый — даже учительница английского говорит с акцентом.
Меньше формальностей
Традиционного 1 сентября с торжественной речью и шумными празднованиями здесь нет (и не потому что испанцы начинают учиться 12-го!) Первый день учёбы ничуть не отличается от второго или третьего дня: дети просто собираются во дворе, поднимаются в классы и учатся как обычно. А выпускники, в свою очередь, не носят ленты или бумажные медали с надписью «Прощай, школа!»
Также здесь не существует родительского комитета, который собирал бы деньги на подарки учителям (да и тут совсем не принято что-то дарить). Есть только Ассоциация Родителей Школьников (AMPA), куда они платят ежегодные взносы (15 евро) и за это со скидками покупают различные школьные принадлежности или билеты на экскурсии.
В чем-то легче
Еще один приятный сюрприз: школьной формы нет вообще! Есть спортивная форма с эмблемой школы, в которую дети одеваются на экскурсиях, чтобы не потеряться. На уроках вполне спокойно можно не только выходить из класса и есть, но и слушать музыку в наушниках. А можно и не в наушниках: на некоторых уроках преподаватель сам включает музыкальное сопровождение, чтобы решение упражнений не было таким скучным.
В чем-то труднее
В Испании существует система штрафных баллов за нарушение порядка. Называются они Parte и выдаются за разные нарушения порядка. Баллы эти накапливаются в течение года и если их количество превышает определенную отметку, то следует самое суровое и беспощадное наказание, а именно… запрет на посещение школы в следующие несколько дней! Делается это для того, чтобы хулиган не мешал учителям и не отвлекал одноклассников на уроках. Да и вдобавок, дома его встретят родители, которые за эти несколько дней точно успеют хорошенько его отчитать.
Печальные строки
В целом, учитывая огромный список разносортных нововведений, нельзя однозначно сказать, лучше ли испанские школы, чем наши или хуже. Креативнее? Однозначно. Но помогает ли это ученикам делать реальный прогресс в учебе? Некоторые русские студенты считают: не особо. «На английском я получил 10 баллов (максимальная оценка), потому что единственный в классе мог нормально прочитать текст. На истории учитель удивился тому, что я единственный знаю дату падения Римской Империи.» «Остаться на второй год в Испании – в порядке вещей, около 70% учеников хоть раз прошли через это.»
И статистика это подтверждает: школьников, решивших, что такая система — не для них, по прежнему остается много:
http://newsspain.ru/sluchaev-kogda-ispanskie-shkolniki-brosayut-uchebu-stalo-menshe/ Бросает школу сейчас почти каждый пятый испанский подросток, хотя с каждым годом учителя находят все больше способов их заинтересовать.
Тенденция к снижению общего уровня знаний, по мнению многих, характерна для всего европейского образования в принципе: западные педагоги делают ставку на вовлеченность в процесс, а не на »вдалбливающее повторение». Многие иммигранты отмечают, что весь принцип обучения в испанских школах основан на том, что испанский школьник должен сам хотеть грызть гранит науки, и наполнять свою голову полезными знаниями — вся ответственность за его эрудированность лежит на его собственных плечах. Никто не будет просить его сделать домашнее задание, или отчитывать, если он не заполнил дневник или пришел не в школьной форме — здесь важнее не форма, а содержание.
Но с другой стороны, может старик Плутарх, изрекший: »Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» был прав? Это наводит нас на философские мысли, но точно согласиться можно с одним: в какой бы школе ты ни учился, самостоятельная работа всегда необходима.