Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Новосибирской области
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ОПЫТ РЕГИОНОВ Среда 4 октября 2017Смысл современных социокультурных практик как никогда пестр, неоднозначен, полифоничен, вызывает много вопросов, а подчас и нарекания со стороны всех слоев общества, провоцируя изменение либо стимулируя нейтрализацию последствий многочисленных и неравнозначных социально-экономических ситуаций и событий в стране и в мире.
настроение: рабочее
ключевые слова: обучение иностранному языку, региональный методический сборник, из практики учителя
город: Новосибирск
При этом развитие отечественной системы образования, культивирование и совершенствование его качественных свойств – одновременно стратегическая и тактическая задача современного российского государства и всего общества. Школам, вузам, институтам повышения квалификации отводится решающая роль в этой проблеме. Ибо универсальность и фундаментальность личностных знаний, престижность и востребованность личностно присвоенных профессиональных знаний и опыта эмоционально-окрашенного позитивного опыта человека все чаще становятся отличительными характеристиками качественного образования.
Образование как важный социальный институт и одновременно как приоритетная составляющая высокой культуры той или иной страны и нации в целом призвано нейтрализовать явления дегуманизации в обществе. Вне всякого сомнения, в этом ему (обществу) могут оказать содействие разработанные на профессиональном уровне учеными-педагогами и мастерами педагогического труда социально значимые культурные образовательные практики, позволяющие отдавать предпочтение, прежде всего, личностно присвоенному, «живому», а потому наиболее востребованному знанию в конкретных жизненных ситуациях человека, людей, живущих в России и вступающих постоянно в диалоговое/полилоговое общение с другими культурами и народами, странами и государствами.
В контексте высказанного положения, культурные образовательные практики авторы сборника статей, педагоги Новосибирска и Новосибирской области понимают как социально значимые позитивные практики, где системно и целенаправленно отдается предпочтение:
а) «диалоговому общению»,
б) «живому», личностно значимому «комментированию и интерпретации» увиденного, услышанного, прочитанного,
в) «проживанию» (в самом широком смысле этого слова) личности в событийном, проектном информационно — образовательном пространстве (которое всегда динамично, ситуативно, наполнено эмоционально насыщенными, личностными переживаниями),
г) позитивным оценочным суждениям по поводу «нового» и «инновацион-ного» с точки зрения приращения личностного, «живого» знания, мысли и смысла, «работающим» во благо и на благо успешной деятельности непосредственных участников образовательного процесса, перед «отстраненными» знаниями, умениями и навыками, полученными «абстрактным» человеком, обучающимся.
В рамках названных социокультурных практик качественное образование понимается, прежде всего, как глубокое и всестороннее «живое», а значит личностное знание молодежи (выпускников школ, ВУЗов, различных курсов непрерывного образования). Не менее важной характеристикой качественного образования является востребованность культурно образованной личности обществом, государством, экономическими и социальными структурами. Качественное образование – это непререкаемая престижность и приоритет личностного начала в человеке в целях самостоятельного «предуготовления», определения и ответственного «обустраивания» собственной ниши в информационно-образовательном и жизненном пространстве человека. И, наконец, качественное образование – это воспитанность, развитость и обученность, позволяющая постоянно овладевать современными технологиями проектирования индивидуальных маршрутов проживания в образовании и культуре, которые должны стать индивидуальными планами самовоспитания, саморазвития и самообучения непосредственных субъектов поликультурного образования, иными словами, самосовершенствования личности, культурного и духовно-нравственного.
В свете изложенного устойчивое развитие современного общества требует от системы образования подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к самостоятельной и активной инновационной деятельности. Новый подход к формированию специалиста, способного строить достойную жизнь, заключается в том, что, если раньше мы учились искать ответ на вопрос: «Что делать?», а теперь — «Как сделать?». Развитие определяется не только тем, что человек имеет, но и тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет. Мировые процессы глобализации, обуславливающие социальную и географическую мобильность населения планеты, ставят перед сферой образования задачи сближения образовательных систем разных стран, внедрения единых стандартов оценки результатов образования, подготовки будущих специалистов к деятельности в многонациональной современной поликультурной среде. Специалист призван уметь вовремя перестраиваться на решение новых задач, необходимых обществу в данный момент времени, т. е. он должен обладать «мировоззренческим фасеточным разумом», научно-методологическими навыками готовности к предстоящей смене практической профессиональной деятельности.
В середине XX – начале XX1 века дидактика, испытав воздействие научно-технического прогресса, обратила внимание на необходимость нового вида обучения, призванного решить такие проблемы, как неуправляемое становление приемов мыслительной деятельности, ориентация на репродуктивный тип обучения, неразработанность вопроса мотивации учебной деятельности, невозможность диагностирования опыта творческой деятельности, чрезмерная апелляция к памяти обучающихся, превращающихся в привычки внутреннего образа жизни, новые навыки и умения, творческое саморазвитие личности, инновационность, конкурентоспособность и прогнозность.
При старой системе обучения человек не рассматривался как существенный фактор. Когда же мы переносим акцент с «что» на «как» сделать, выявляется главный компонент производства, центр любой технологии, смысл всей работы — человек. Такой взгляд позволяет, во-первых, увидеть человека в разных социокультурных и социобиологических сферах; во-вторых, осознать, что человек — это открытая социально-биологическая, информационно-энергетическая система корпускулярно-волновой природы (по В. В. Чистякову); в-третьих, понять, что сложная организация человека, включающая мир духовный, мир интеллекта, психики, деятельности, адекватна сложности социального и экономического мира, мира биосферы. Эти понятия неразрывно связаны с ростом уровня технологического прогресса, который невозможно сформировать без творческого развития человеческой личности. А потому творческой можно считать ту самостоятельную деятельность обучающегося человека, при которой творчество направлено на поиск новых знаний, форм и методов профессионализма, хотя конечный продукт ее может и не обладать социальной ценностью и новизной. Новизна итога работы обучающегося в процессе обучения, хотя и значима для характеристики его творчества, тем не менее не является единственно необходимой. Сама новизна деятельности обучающегося будет зависеть от новизны направлений и форм, ведущих к получению нового знания, от характера поиска и способа деятельности.
Творческая деятельность обучающихся обычно начинается с репродуктивной и проходит ряд стадий. Самый высокий уровень творчества будет проявляться там, где они самостоятельно ставят проблему, находят направления ее решения, выбирая оптимальный из них. Более того, необходимо учесть, что само Образование, согласно собственной природе, должно функционировать в ритме разумного опережения текущих социально-экономических проблем, ориентироваться на прогностические и конкурентные перспективы развития общества. Это положение подтверждается всеми периодами развития системы российского образования, которая с момента возникновения в 1727 г. подвергалась перестройкам, приблизительно один раз в четверть века (в 1755, 1782, 1804, 1835, 1863, 1905, 1917, 1929, 1958, 1991 гг. При этом в разных пределах варьировался разрыв между теорией и практикой образовательной деятельности, но всегда был определяющим принципом — научно-образовательный уровень развития человека: чем он был выше, тем выше был социально-экономический уровень развития и стабильность общества.
При этом необходимо учитывать, что в современных условиях идет интенсивный процесс переосмысления и научный поиск основных положений, тенденций, характера развития общества и подготовки специалистов. В этом процессе используются не только новые, но и старые, традиционные и устоявшиеся знания. Более того, последние являются основой новых научных гипотез, приемов и методов исследования, формирующих новую концепцию общества, в основе которой находится человек, субъект деятельности. Сейчас становится понятно всем, что без активизации человеческого фактора невозможно поступательное развитие общества. Люди сегодня должны уметь анализировать и прогнозировать развитие общества, кризисных ситуаций и уметь их предотвращать, минимизировать их последствия, на основе имеющихся знаний, умений и опыта. А это весьма непростая задача. Подобные специалисты являются продуктом нового образовательного синтеза: с одной стороны, это и классическое образование (развитие критического мышления, осознание исторической перспективы развития общества), с другой — это умение на основе прогнозирования развития мировой цивилизации формировать основные предпосылки предполагаемой деятельности. Надеемся, что именно такие специалисты работают в современной школе города Новосибирска и Новосибирской области.
Конкурс стартовал 20 мая 2017 года и завершился 20 июня 2017 года. Организаторы конкурса «Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Новосибирской области» – Лингвистический Центр издательства Просвещение и НИПКиПРО, кафедра гуманитарного образования подготовили серьезную базу для успешного проведения конкурса «Учитель Новосибирской области»: в течение всего месяца (4 раза) на сайте НИПКиПРО и локальном сайте кафедры гуманитарного образования было выставлено подготовленное совместно информационное письмо (см. приложение), а также были персональные звонки в районные центры области и города (50 центров) и информационные письма на сайты образовательных учреждений. Долгосрочное сотрудничество кафедры, издательства и областных центров позволило активизировать деятельность учителя иностранного языка Новосибирска и Новосибирской области (их всего около 2000 чел) в рамках проекта по обобщению передового педагогического опыта в свете реализации ФГОС в отечественных учебных пособиях нового поколения. За этот период было свыше двухсот выходов на локальный сайт кафедры и около 400 выходов на сайт НИПКиПРО.
В течение всего периода учителя обращались на кафедру за консультацией, получая квалифицированную помощь в основном в оформлении статейного материала. Следует отметить высокий уровень заинтересованности, мотивационной готовности учителя к такого рода деятельности, тем более, что такая работа стала в последние годы регулярной. На курсах повышения квалификации учителя поддерживают инициативу кафедры относительно подготовки эссе на тему «Мой педагогический опыт», а также получают элементарные навыки написания такого литературного жанра. Немало учителей из Новосибирской области регулярно печатаются в журнале «Иностранные языки. Просвещение». Учитель иностранного языка области вновь поддержал инициативу, и за период проведения конкурса кафедра получила около 50 заявок на участие, пятьдесят на пятьдесят – из Новосибирска и Новосибирской области. Хочется отметить наших передовиков из города – гимназия №1, № 10, №5, Экономический лицей, а также Ордынский, Черепановский Куйбышевский, Тогучинский, Маслянинский, Северный районы области.
Считаю, что такие конкурсы вполне могут проводиться регулярно, а кафедре на постоянной основе осуществлять работу в рамках курсовой подготовки по консультированию учителя. Большинство заявок было оформлено в соответствии с требованиями, которые были прописаны в информационном письме. Однако ряд заявок было отклонено в связи с тем, что были отклонения от нормы или не соответствовали заявленной теме.
В целом учитель иностранного языка города и области понимает цель и задачи конкурса, достойно представляя свой педагогический опыт. Ряд работ можно было бы назвать «Мои первые шаги в профессии», так как в области увеличивается приток молодых педагогов, а также учителей, которые получили второе высшее образование по специальности «Иностранный язык». Наряду с этим есть чрезвычайно глубокие разработки учителей, которые имеют значительный опыт преподавания иностранных языков в школе, что позволило им представить действительно весомые с точки зрения содержательности конкурсные статьи. Следует также отметить, что учителя в основном поняли задачу, отразив свой опыт работы с конкретными учебными пособиями, в частности, положительно, что учитель аналитически старается осветить все подводные камни при использовании того или иного учебно-методического комплекта, внося свои коррективы в работу на уроке с технологической точки зрения.
Необходимо также подчеркнуть заинтересованность учителя в совершенствовании своих профессиональных навыков. Высокий уровень осмысления собственного опыта с опорой на рекомендации, которые прописаны в концепции каждого УМК. Положительно оценивают учителя и учебные пособия издательства «Просвещение», которое вносит значительный вклад в решение проблемы профессионального роста учителя, разрабатывая и обновляя корпус учебных и профессиональных изданий для учителя, о чем свидетельствуют материалы статьи, представленные на конкурс.
Ознакомиться с Региональным методическим сборником «Обучаем иностранному языку: из опыта учителя Новосибирской области» вы можете по ссылке.