«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Особенности формирования социокультурной компетенции на среднем этапе в общеобразовательной школе (на примере УМК «Английский в фокусе»)

Понедельник 6 ноября 2017

061117Целью данной статьи является анализ основных особенностей формирования социокультурной компетенции в условиях общеобразовательной школы на базе УМК «Английский в фокусе». Выбор темы исследования продиктован ее актуальностью и социальной значимостью: на сегодняшний день преподавание иностранного языка на основе ознакомления учащихся с культурой другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету, и данный процесс требует детального изучения для наиболее успешной реализации образовательных программ.

 

настроение: рабочее

ключевые слова: английский язык, УМК «Spotlight»,  социокультурная компетенция, диалог культур, искусство, речевая деятельность

город: Московская обл., с. Никитское

На современном этапе модернизации во всех отраслях российского общества особую популярность набирает компетентностный подход, согласно которому результатом обучения является сформированность базовых компетенций, отражающих практическую способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность. В рамках обучения иностранным языкам (ИЯ) такая целевая установка предполагает умение обучающихся осуществлять межкультурное общение, успешность которого зависит в том числе и от уровня сформированности у них социокультурной компетенции (СКК) — знания «культурных особенностей но­сителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры» [3, С.30]. Данная компетенция может быть представлена лингвострановедческими знаниями (фоновые знания, знания реалий страны изучаемого языка и безэквивалентной лексики, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях устного общения); cтрановедческими знаниями (знания о природно-климатических, экономических, общественно-политических и социальных особенностях страны изучаемого языка); cоциокультурными знаниями (знание традиций страны изучаемого языка, особенностей национального характера, быта, национальной психологии) [2, С.133].

Согласно примерной программе по английскому языку, составленной на основе ФГОС основного общего образования, социокультурная компетенция определяется как один из базовых компонентов коммуникативной компетенции, формирование которой — основная цель обучения. Следовательно, «приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка и умение представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения» [4] — важный аспект образовательного процесса, которому необходимо уделять особое внимание.

Вышеозначенные положения подразумевают, в частности, использование аутентичных материалов на уроках ИЯ в условиях искусственно созданной языковой среды, что ставит современного учителя в затруднительное положение. Тем не менее, необходимо отметить, что в настоящее время педагогам и воспитателям оказывается существенная информационно-методическая поддержка в виде ИКТ и интернет-ресурсов, печатных изданий и других средств массовой информации. Кроме того,  авторы большинства учебных комплектов по ИЯ, рекомендуемых ФГОС, заявляют о наличии в пособиях материалов, достаточных для развития у учащихся социокультурной компетенции в нужном объёме. Так, ниже предлагается небольшое исследование, посвященное использованию методов и приёмов формирования СКК на основе УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 6 класса под ред. Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс [1] — на сегодняшний день этот учебник является частью одной из наиболее распространённых серий в средних общеобразовательных учреждениях.

061117_1Согласно данным, полученным в результате анализа, в рассматриваемом УМК отражены необходимые сведения о культуре стран изучаемого языка, а также родной страны, а именно:

1) Лингвострановедческий и страноведческий компоненты представлены в рассматриваемом УМК, в частности, информацией о топонимах стран изучаемого языка (the United Kingdom, Ireland, Scotland, Shetland Islands, а также Oxford Street, Los Angeles, Hollywood) и основных достопримечательностях  (red double-decker bus, black cab, Edinburgh Castle. Сюда же относятся сведения из области культуры, такие как упоминание имён и фамилий выдающихся деятелей искусства (Lewis Caroll, Walt Disney, William Shakespeare), известных произведений литературы и кинематографа, в том числе главных персонажей (“Alice in Wonderland”, “The Man of Steel”, “Romeo and Juliet”, Harry Potter series). Кроме того, в УМК присутствует дополнительный материал лингвострановедческого характера: отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета (фразы “How can I help you?”, “That’s it for now”, “Pleased to meet you”, образцы составления писем-приглашений, электронных писем, удостоверений личности и т.д.).

2) Для повышения уровня социокультурных знаний авторами УМК “Spotlight” были использованы материалы об особенностях быта стран изучаемого языка (текст “Teenage Life in Britain”), сведения о национальной кухне Великобритании (тексты “Eating the British Way” и “Places to Eat in the UK”), а также информация об обычаях и традициях англоговорящих стран (упоминание таких праздников, как St. Patrick’s Day, Thanksgiving, Halloween, May Day и Valentine’s Day, The Highland Games).

Помимо вышеперечисленного, составители УМК «Английский в фокусе» также посчитали необходимым использование в учебном пособии материала о национально-культурных особенностях России, что является несомненным преимуществом данного учебника в плане реализации диалога культур в условиях общеобразовательной школы. Данная информация находится в разделе “Spotlight on Russia”, имеющего формат журнала для подростков и включающего в себя учебные тексты о различных аспектах жизни родной страны; при этом материал представлен в различных жанрах (интервью, газетные статьи, письма, рецепты), что, на мой взгляд, делает его удобным для восприятия, а также максимально приближенным к аутентичному.

Переходим  к рассмотрению путей формирования социокультурной компетенции в рамках обучения различным видам речевой деятельности на среднем этапе общеобразовательной школы на примере изучаемого учебного пособия.

  1. Безусловно, важной составляющей формирования социокультурной компетенции являются аудиотексты. К сожалению, необходимо признать, что материалов для обучения аудированию в УМК «Английский в фокусе» сравнительно немного, и большинство из них используется в качестве аудиосопровождения к текстам лингвострановедческого характера (раздел “Culture Corner”). В то же время, в учебнике есть несколько заданий социокультурного характера, направленных на ознакомление учащихся с характерной музыкой иноязычных национальностей:
  • задание на установление соответствия между телепрограммами, популярными в США, и соответствующим музыкальным сопровождением (“Listen to the music extracts. Which TV programmes do they match?”;
  • задания на формирование звуковых ассоциаций (“Listen to the music. What country do you think it is from?”, “Listen to the music. What country does it remind you of: Italy, Scotland or France?”).

Кроме того, авторы УМК “Spotlight” включили в состав материалов аудиокурса к учебнику несколько англоязычных песен (“Family”, “Hot Wheels”, “Perfect Day”, “The Weekend”) в качестве приложения к основной программе “Song Sheets”. Например:

I’m lucky to have a family

They truly mean the world to me

It doesn’t matter what I do

Their love for me is always true

My family, my family,

They are always there for me

We all agree it’s good to be

A happy family

Look around and you will see

Everyone needs family

When you’re sad or feeling blue

Your family is there for you.

Данные песни соответствуют тематике отдельных модулей (в частности, Module 1 “Who’s who”, Module 3 “Getting around”, Module 4 “Day after day”, Module 6 “Leasure activities” соответственно) и могут применяться для ознакомления учащихся с элементами музыкальной культуры англоязычных стран и их обычаев, а также для повышения мотивации школьников к изучению английского языка.

  1. Стоит отметить, что обучению чтению текстов лингвострановедческого содержания уделяется значительно больше времени и внимания. Все материалы содержат информацию о культурных и бытовых реалиях стран изучаемого языка, а также родной страны; наиболее часто встречаемые стили текстов — научно-популярный (подавляющее большинство текстов), а также разговорный (личные письма “Hi!”, “Holiday Plans”, “Weekend Fun”) и художественный (материалы книги для чтения “Alice in Wonderland”). Кроме того, для развития навыков речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в пособии широко используются различные диалоги (речевые ситуации в ресторане “Booking a table at a restaurant” и “Ordering food & drinks”, в кассе “Booking theatre tickets” и т. д.).

Как известно, обучение чтению текстов — в том числе и лингвострановедческого характера — протекает в три этапа: выполнение дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. На  дотекстовом этапе работы с учебными текстами в УМК “Spotlight” для 6 класса используются следующие упражнения:

  • прочитать заголовок и догадаться о содержании текста (“Read the title of the text. What do you think the text is about?”, “Look at the title, subheadings and the pictures. What do you expect to read about?”);
  • сформулировать предположения об особенностях стран изучаемого языка на основе иллюстраций и / или заголовков (“Look at the pictures and the headings. Where is each street?”, “What can the text be about? What are the people in the pictures doing?”);
  • ответить на поставленные вопросы до чтения текста (“Look at the pictures and answer the questions”, “What is a ghost town?”, “How much do you know about Walt Disney?”, “How do you think British teenagers spend their free time?”).

На  текстовом  этапе  мы находим следующие задания:

  • объяснить значение слов, выделенных жирным шрифтом (“Explain the words in bold”)
  • соотнести реалию страны изучаемого языка с её описанием, указанным в тексте (“Listen and check. What flag does the text describe?”, “Look at the map and say where Swansea, Portsmouth, Newcastle and Aberdeen are”)
  • придумать подходящий заголовок каждому абзацу (“Read again and give each paragraph a title”).

В свою очередь, послетекстовый  этап работы с материалом почти полностью посвящен выполнению заданий коммуникативной направленности. Так, учащимся предлагается:

  • сравнить особенности культуры англоязычных стран, указанные в тексте, и своей страны (“What is the most popular board game in your country?”);
  • обсудить прочитанное в классе (“What place would you choose to eat out at when in the UK? Why? Discuss in small groups”, “Talk in small groups about British cuisine”);
  • написать письмо, статью, рецепт, список (“Think of your favourite dish. What do you need to make it? Make a shopping list”, “Write a recipe for a dish in your country. List the instructions in the correct order”).

Из вышеперечисленного следует, что задания для обучения чтению представлены в достаточно большом объеме и, в свою очередь, отличаются разнообразием. В то же время, нельзя сказать, что того количества текстов, которые используются в УМК, достаточно; кроме того, нам также кажется необходимым обучение учащимся изучающему чтению, предполагающему более тщательную работу с текстом, что не предполагается при обучении на основе учебника.

  1.   Говоря о формировании СКК школьников на основе обучения говорению, следует отметить, что развитие иноязычной коммуникативной компетенции является, скорее всего, основной целью авторов пособия “Spotlight”, поскольку в УМК содержится большое количество упражнений, направленных на совершенствование навыков монологической и диалогической речи:
  • создание собственного высказывания на основе изученного материала (“What is each person is going to do while in Scotland? Why? Use the verbs: …”, “Tell the class what you have to do to make apple muffins. Use first, second, after that…”, “Close your books and tell the class three things about the Empire State Building”);
  • составление диалогов и монологических высказываний (в рамках знакомства с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в англоязычной среде) (“It’s Saturday afternoon. Use the expressions in the table to decide where to go”, “Work at pairs. Imagine you are at a celebration. Use the phrases below to act out exchanges as in the example”, “Ask for / tell the way to Moscow State University, Bolshoi Theatre, Botanic Garden, Gorky Central Park of Culture and Tsaritsino Estate”).

Нам бы также хотелось обратить внимание на то, что при выполнении большого количества коммуникативных упражнений применяется технология обучения  в  сотрудничестве, поскольку такие выражения классного обихода, как “work in pairs” или “work in groups”, употребляются авторами пособия достаточно часто. Использование современных технологий обучения является несомненным достоинством УМК «Английский в фокусе», как и коммуникативная направленность данного пособия.

  1. Далее, что касается развития социокультурных навыков посредством обучения письму, стоит отметить, что, как и в предыдущих случаях, данный аспект реализуется на основе аутентичного материала и чаще всего на послетекстовом этапе. Тем не менее, мы считаем необходимым отметить следующее: в разделе каждого модуля УМК “Spotlight” для 6 класса существуют рубрики “Project” или “Writing”, направленные непосредственно на формирование социокультурной компетенции учащихся при обучении письменной речи. Так, например, на основе изученного материала в секции “Writing” школьникам предлагают составить:
  • личное письмо/открытку (“Write an invitation card to your best friend / for a party”);
  • список покупок (“Think of your favourite dish. What do you need to make it? Make a shopping list”);
  • прогноз погоды (“Make a chart showing the weather in various cities in your country for tomorrow”).

В свою очередь, секция “Project” предполагает использование метода проектов с целью формирования, в частности, знания о национально-культурных особенностях своей страны и, следовательно, умения представлять родную страну и культуру на иностранном языке. Данная рубрика включает в себя следующие задания:

  • составить путеводитель по своему городу (“Collect information then write a tourist guide section of about 80 words about a famous street in your city”);
  • написать журнальную статью (“What is life like for teenagers in your country? Collect information using the Internet and write a short article for an English teenage magazine”, “Is there a superhero in your country? Write a short article about him/her”);

Отсюда следует, что развитию рассматриваемого продуктивного вида речевой деятельности уделяется в УМК “Spotlight” не меньше внимания, чем говорению. Все представленные в учебнике материалы полностью аутентичны и могут быть применены в различных речевых ситуациях формального и неформального иноязычного общения.

В заключение хотелось бы отметить, что в результате проделанной работы мне удалось изучить основные особенности формирования социокультурной компетенции на основе использования материалов УМК «Английский в фокусе» для среднего этапа общеобразовательной школы. Результаты практического анализа УМК “Spotlight” подтверждают тот факт, что в большинстве случаев формирование СКК в средней школе происходит на основе аутентичных текстовых материалов лингвострановедческого характера в рамках системно-деятельностного подхода и с применением различных методов (сравнительно-сопоставительного, метода ролевых игр). Всё вышеуказанное соответствует требованиям, указанным в примерных программах по английскому языку, а значит, способствует повышению уровня грамотности и образованности современных школьников.

Список использованной литературы

  1. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе [Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. — 2-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. — 144 с.
  1. Глущенко О.А. Отношение понятия мотивационной основы к понятию социокультурной компетенции в контексте изучения иностранного языка // Вестник Псковского государственного университета. — 2008. — №5. — С. 131–133.
  2. Лазарева О.А. Социокультурная значимость коммуникативно—речевой компетенции // Педагогическое образование в России. — 2011. — №3. — С. 96–
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.