«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Нестандартный урок иностранного языка в условии реализации ФГОС

Понедельник 18 июня 2018

180618

В статье рассматривается феномен нестандартного урока и применение его в рамках образовательного стандарта нового поколения.

 

 

ключевые слова:  урок, образование, учитель, ученик, школа, мотивация

настроение: позитивное

город:   Голицыно

Постоянное совершенствование системы образования, принятие новых законов и положений обусловлены переменами в жизни общества. Вопросы, касающиеся повышения качества обучения и уровня воспитанности личности были и остаются приоритетными в методике преподавания иностранного языка. Реформирование школьного образования приводит к развитию учащихся с интеллектуальной, творческой и нравственной стороны развития.

Урок – это многофункциональная единица образовательного процесса, где реализуются все педагогические воздействия; общение между учителем и учащимися направлено не только на активизацию знаний, но и на целенаправленное изучение личности каждого учащегося.

В связи с вступлением в силу государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) на преподавателей были возложены новые требования для достижения целей образовательного процесса, которые отвечают всем нуждам современного общества.

Биболетова М.З. говорит, что изменения ФГОС – это необходимость, которая обуславливается современными образовательными реалиями. Именно новый стандарт поможет обобщить то положенное, что существовало ранее в преподавании иностранного языка, и модифицировать условия для эффективного обучения в новых условиях.

Главная задача образования – это предоставить учащимся возможность самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, а также оценивать свои достижения. В контексте новых стандартов методика преподавания по иностранным языкам перенесла ряд изменений с учетом всех требований в воспитании и развитии всесторонней развитой личности. Главным требованием к уровню владения иностранного языка заключается в том, чтобы человек смог общаться, решать свои жизненные и профессиональные задачи на иностранном языке.

Урок – это форма организации учебного процесса, которая включает в себя разнообразное содержание. Использование разных форм урока помогут преподавателю не только разнообразить учебный процесс, но также вызвать интерес у учащихся.

Для того чтобы школьнику было интересно на протяжении всех лет учебы изучать иностранный язык, необходимо выбирать такую форму урока, которая будет стимулировать деятельность учеников. Именно нетрадиционные формы урока помогают учащимся плодотворно и эффективно работать.

Нетрадиционный урок, в нашем понимании, это урок, который выделяется из ряда общепринятых, привычных, но при этом сохраняет ряд инвариантов, позволяющих называть такое учебное занятие уроком. Нетрадиционный урок претендует на исключительность по одному или нескольким известным признакам. В дидактике принято представлять такие неординарные уроки по ведущей организационной форме.

Например, во многих источниках упоминается об уроках-лекциях, уроках-семинарах, уроках-зачетах и прочих. Нельзя утверждать, что такие уроки повсеместно распространены, но логика их проектирования и проведения редко вызывает сомнения и у начинающих, и у опытных педагогов. Гораздо сложнее подготовить и провести урок, направленный на реализацию межпредметных связей, урок в иной образовательной среде или урок с разновозрастным составом обучающихся. Соотнесем известные, но мало распространенные виды нетрадиционных уроков с дидактически допустимым выходом за пределы инвариантов самой распространенной формы организации обучения (табл. 1) [Молокова, 2014].

Таблица 1

Связь возможной вариативности с видами нетрадиционных уроков

Измененные инварианты Виды нетрадиционных уроков
Расширение коллектива обучающихся

 

Урок-конференция, пресс-конференция, web-конференция, урок-телемост, урок-соревнование
Нерегламентированное время

 

Интегрированный урок, межпредметный урок, урок-проект, урок-исследование
Погружение в содержание предмета Урок-экскурсия, виртуальная экскурсия, урок-деловая игра, ролевая игра
Другой учитель

 

Библиотечный урок, бинарный урок, урок-лекция
Разный возраст обучающихся Урок-КВН, урок-конкурс
Необычная доминирующая дидактическая цель Сенсорный урок, творческий урок, урок-общение и др.

 

Если обратиться к тексту ФГОС НОО, то педагогическая целесообразность освоения и реализации нетрадиционных уроков становится более очевидной. Так, например, изменение состава обучающихся, расширение классного коллектива за счет привлечения ровесников из параллельного класса, другой школы или другого города позволяет существенно расширить арсенал педагогических средств для решения следующих задач:

  • уважение к чужому мнению, истории и культуре других народов;
  • сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, и умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (ФГОС НОО, п.10);
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности (ФГОС ООО, п. 9).

Кроме того, проведение нетрадиционных уроков с применением разнообразных возможностей ИКТ способствует формированию и развитию всех универсальных учебных действий обучающихся и особенно умений использовать эти технологии в решении познавательных и коммуникативных задач (ФГОС НОО, п. 11); формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников (ФГОС ООО, п.10).

Особое значение имеет и расширение возможностей для формирования, а затем дальнейшее развитие не только коммуникативных, но и регулятивных учебных действий обучающихся. Весьма сложные задачи овладения обучающимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; реализовать познавательную и личностную рефлексию; определять наиболее эффективные способы достижения результата (ФГОС НОО, п. 11) могут быть успешно решены учителем в ходе совместной подготовки с учениками к проведению нетрадиционных уроков. Для выбора форм сотрудничества педагог может воспользоваться предлагаемой матрицей возможностей проектировочно — подготовительного этапа нетрадиционного урока (табл.2) [Молокова, 2014].

Таблица 2

Потенциал совместной подготовки к проведению нетрадиционных уроков

Субъект

образовательного

процесса

 

Содержание деятельности

 

Планируемый результат

 

 

 

 

Учитель

·                   создает и организует работу инициативных групп, групп «специалистов» (из числа учащихся);

·                    осуществляет консультативный контроль за деятельностью групп и отдельных учеников;

·                   стимулирует творчество детей;

·                   включает родителей, другого учителя или специалиста в процесс планирования и подготовки урока

Учитель имеет проект урока, в котором учтены возможности и готовность обучающихся. При планировании апперцепции, контрольно-оценочных и рефлексивных процедур, способов активизации познавательной деятельности педагог опирается на результаты анализа включенности детей в опережающую деятельность. У учителя появляется больше возможностей для создания ситуации успеха на уроке для каждого ученика
 

 

 

Ученик

·                   участвует в планировании урока;

·                    выбирает и выполняет опережающее домашнее задание;

·                   реализует свою часть групповой работы по освоению расширенного учебного содержания

Ученик получает первичное представление о предметном содержании урока, понимает и осознает свою роль в его подготовке, воспринимает себя членом ученического коллектива. Получив помощь и поддержку учителя и родителей, ученик нацелен на успех и готов к осуществлению как запланированных, так и не известных до начала урока форм учебной деятельности
 

Родитель

·                   участвует в планировании урока;

·                    помогает ребенку справиться с опережающим заданием;

·                   способствует решению организационных вопросов

Родитель включен в процесс образования и воспитания ребенка, готов оказывать содействие в проведении нетрадиционного урока в качестве помощника, организатора.

Существенным фактором, определяющим продуктивность любого из представленных в таблице 1 и многих других, известных в дидактике видов нетрадиционных уроков, является личность учителя. Важнейшими профессионально-личностными характеристиками педагога, решившего проектировать и провести нетрадиционный урок, являются:

  • следование законам возрастной психологии;
  • способность к творческой деятельности;
  • дидактическая компетентность.

Если первая из выделенных характеристик является результатом качественного профессионального образования, вторая может быть особенностью личности, поддержанной в ходе системного обучения и воспитания, то последняя характеристика тесно связана с непрерывным профессиональным повышением квалификации учителя.

Любой учитель, чтобы привлечь учащихся к изучению иностранного языка должен проявлять свои творческие способности, находить что-то новое и интересное для учеников и всегда пытаться поставить себя на их место и задать вопрос: «А что же мне будет интересно изучить». Проработав в школе почти 1.5 года, я пришла к выводу, что нетрадиционные уроки помогают учащимся преодолеть языковой барьер, а также у учащихся появляется интерес к предмету.

Для каждой параллели своих классов я придумываю разные виды нетрадиционных уроков. Например, во 2-ом классе учащимся было предложено сделать домик, подписать его части, а потом рассказать о нем более подробно.

Другое задание было направлено на диалогическое общение – учащиеся делали игрушку, а потом разыгрывали диалог на все пройденные темы (они спрашивали друг друга как их зовут, возраст, какая любимая еда-игрушка, что он умеет делать и т.д).

180618_1

В 5-классе проводился урок-соревнование по пройденным темам, и урок прошел в виде известной телепередачи «Своя Игра» — «Jeopardy game». Это командная игра, предназначенная для проверки эрудиции, знания английского языка и логического мышления участников. Игра проводится под руководством ведущего и судей интеллектуальной игры. Помощь в проведении игры осуществляют наблюдатели и секретари. Наблюдатель осуществляет контроль за соблюдением времени и предоставлением ответов судье от команд. Секретари осуществляют подсчет голосов и осуществляют контроль соблюдения правил игры. Учащиеся были поделены на 2 группы и по очереди, выбирая определенную тему, отвечали на вопросы. Стоимость вопросов была от 100-500 баллов, в зависимости от уровня сложности. Если учащиеся отвечали на вопрос неправильно, то баллы вычитались.

Также в 5-7 классах я использую такой нетрадиционный урок, как урок-проект. Учащиеся работают в группе, группе дается определенная тема, по которой они должны найти информацию и представить ее перед классом, используя стенгазету. В 5-х классов, изучая тему «Holidays», учащиеся должны были представить культуру таких стран как Франция, Канада, Америка, Россия. Учащимся понравился такой вид работы, так как они узнали много нового о культуре разных стран, а также преодолевали языковой барьер.

180618_2

Для закрепления пройденной темы в своей практике я использую региональный компонент. Недавно в 7 классе, изучая тему «Lifestyles», ребята выполняли проект, рассказывая о трех городах — Москве, Одинцово и Голицыно. Были освещены темы транспорта, досуга, туризма и т.д.

180618_3

180618_4

Еще одной находкой в моей педагогической деятельности стала такая игра, как «Alias». Где учащиеся должны объяснить слова на карточке, не называя их. За одну минуту учащиеся должны объяснить 6 слов.

180618_5

Таким образом, мы может сделать вывод о том, что нетрадиционные уроки помогают учащимся творчески развивать себя, показывать свои знания, а также мотивируют их на учебную деятельность.

 

Список использованных источников

  1. Молокова А.В. Феномен нетрадиционного урока в контексте требований ФГОС / А.В. Молокова // Сибирский учитель.- 2014.-№3.- с.5-9
  2. Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.