«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

«Инструменты» современного урока

Пятница 20 июля 2018

200718

Речь пойдет о взаимосвязи таких этапов урока как мотивация, целеполагание и рефлексия. Мотивация – побуждение к определенной деятельности или к работе. В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это «разговор с самим собой».

 

 

настроение: рабочее

ключевые слова: взаимосвязь этапов современного урока, мотивация, целеполагание, рефлексия, «инструменты» урока, немецкий язык

город:  Алтайский край Рубцовский район п. Куйбышево

Вы любите читать сказки? Эти волшебные истории со счастливым концом? Вы помните сказку Андерсена «Пятеро из одного стручка»? Представьте себе, что стручок это современный урок иностранного языка, а горошины этапы современного урока.

Так вот и мой стручок рос, горошины в нем росли и росли, принимали нужную форму. И вот мой стручок вырос и «Крак…» лопнул и горошины выкатились на яркое солнышко к детям.

Первую горошину назовём мотивация, вторую – целеполагание, а третью интерактивная лекция (передача и объяснение информации), еще одну проработка содержания темы (групповая работа обучающихся), следующую подведение итогов (рефлексия, оценка урока).

В данный момент я бы хотела остановиться на трех горошинах, имя которым мотивация, целеполагание и рефлексия. Итак, как Вы уже догадались, речь пойдет о взаимосвязи таких этапов урока как мотивация, целеполагание и рефлексия.

Сначала я поинтересовалась как дифференцируют эти понятия различные источники и вот  что выделяют практически все теоретические источники.

Мотивация – побуждение к определенной деятельности или к работе. (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.))

Что же такое целеполагание?

В педагогике целеполагание  – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

(Подласый И. П. «Педагогика» т.2, М.: «Владос», 1999)

Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

Не знаю как Вам, но я всегда испытываю затруднение именно на этом этапе. Как создать интригу, замотивировать моих учеников изучать иностранный язык здесь и сейчас. Какая проблема чаще всего возникает на этом этапе?

Почти всем педагогам жалко тратить время на целеполагание, хочется больше внимания уделить практической отработке материала. Поэтому я каждый раз ищу такие приемы, которые мне бы помогли создать интригу, замотивировать и определить цель и при этом сэкономить время на уроке.

На данном этапе важно создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик «включился» в работу. И не просто потому, что ему «надо», а потому что он «хочет»!

Приемов масса: можно начать урок с добрых пожеланий, привести высказывания великих о работе над собой и своими ошибками, провести интеллектуальную разминку, привести интересный факт в духе: «А знаете ли вы, что…?»

Начнем с того, что сам учебник предлагает нам, некоторые материалы. Что для нас там есть? (УМК Бим И.Л., Рыжова Л.И.» Немецкий язык. Первые шаги» для 2-4 классов, в 2 ч. М.: Посвещение,2010

УМК Бим И.Л., Рыжова Л.И.» Немецкий язык» для 5 класса, М.: Просвещение, 2012

УМК Бим И.Л., Садомова Л.В. «Немецкий язык» 6-9 классы, М.: Просвещение,2012)

В начале нового урока или темы:

— рифмовки;

-загадки;

-песенки;

-поздравительная открытка или письмо от друга из Германии;

200718_1

Еще ряд инструментов для целеполагания припасено в моем архиве (в моей горошине).

— начать урок с театрализации, чтения стихотворения под современную музыку, например рэп;

200718_2

— прием загадки-тайны, например In einer schwarzen, schwarzen, schwarzen Stadt gibt es eine schwarze, schwarze, schwarze Straße. Auf einer schwarzen, schwarzen, schwarzen Straße steht ein schwarzes, schwarzes, schwarzes Haus. Im schwarzen, schwarzen, schwarzen Haus gibt es eine schwarze, schwarze, schwarze Treppe. Wir steigen auf, auf, auf und sehen ein schwarzes, schwarzes, schwarzes Zimmer. Im schwarzen, schwarzen, schwarzen Zimmer steht ein schwarzer, schwarzer, schwarzer Schrank. Was ist im Schrank? Вот мы и добрались до темы урока «Одежда».

— прием рисования, например нарисовать с закрытыми глазами лицо человечка;

— или начать урок с танца;

-очень часто использую кластер задач, особенно если это начало большой темы;

-мозговой штурм;

— подкасты (видео или аудио материалы);

-игра, например Stuhlkreis.

200718_3

Учащиеся рассаживаются в кружок, количество стульев на один меньше, чем количество учащихся. Один учащийся стоит в кругу. Учитель задает вопросы связанные с темой урока, учащиеся, которые могут дать положительный ответ должны будут встать и пересесть на другой стул, один учащийся всегда будет в кругу.

Все эти приёмы позволяют экономить время и вызвать интерес, создать интригу. И, конечно, в конце урока мы обязательно обратимся, к тем целям и задачам, поставленным нами в начале урока. Поэтому я говорю о взаимодействии целеполагания и рефлексии.

Рефлексия – это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании – это «разговор с самим собой». (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)

Сказка Андерсена имеет счастливый конец: «…девочка с сияющими глазами, румяная и здоровая, благодарила бога за цветочек гороха…» (http://peskarlib.ru/g-hristian-andersen/pyatero-iz-odnogo-struchka/)

Я буду очень рада, если мои горошины окажут помощь в изучении немецкого языка, приобретении личностных, предметных и метапредметных результатов каждому ученику.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.