«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьной газетой на английском языке / Communicative abilities’ moulding while working at school English newspaper

Четверг 23 августа 2018

An investment in knowledge always pays the best interest
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль.
Бенджамин Франклин

463698167210c5e45e0ce5866010477b9ece8181a4c3_b

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка в соответствии со стандартами ФГОС подразумевает широкий спектр урочной и внеурочной деятельности. Школьный издательский центр есть одно из эффективных средства развития метапредметных умений – познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.
Communicative abilities’ moulding while working at school English newspaper during English lessons according to the state standards means the wide range curricular and extracurricular activities. School press centre is one of these effective methods of development extra subject skills – cognitive, communicative, regulative, personal.

синцова

ключевые слова: коммуникативная компетентность, универсальные учебные действия, школьный издательский центр, внеурочная деятельность
настроение: позитивное, творческое
город: Киров, Кировская область
автор: Синцова Инга Владимировна, учитель английского языка МБОУ «СОШ с УИОП №51»

Разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Team» в рамках реализации образовательного проекта «Школьный издательский центр как ресурс развития открытой информационно-образовательной среды ОУ» МБОУ школа №51 г.Кирова для учащихся 7-10 классов.

1

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка в соответствии со стандартами ФГОС подразумевает широкий спектр урочной и внеурочной деятельности. Школьный издательский центр есть одно из эффективных средства развития метапредметных умений – познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных.

В нашей школе разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Team» в рамках реализации образовательного проекта «Школьный издательский центр как ресурс развития открытой информационно-образовательной среды ОУ» МБОУ школа №51 г.Кирова для учащихся 7-10 классов, которые являются членами редколлегии газеты на английском языке «Team», а также корреспондентами данной газеты. Основное содержательное направление электронной газеты «Team» («Команда»)- создание творческой иноязычной среды для интеллектуального, духовного развития учащихся вне урока.

Целью дополнительной образовательной программы является повышение мотивации изучения иностранного языка в школе, вовлечение учащихся в творческую деятельность, развитие у ребят информационно-коммуникационных компетенций, развитие навыков творческого общения. Создание творческой иноязычной среды предполагает эффективное использование возможностей открытой образовательной среды, развитие навыков работы с компьютером, использование образовательных возможностей сети Интернет. В процессе работы ликвидируется разрыв между языком, который ученик изучает и языком, который он использует. Ученик может самостоятельно использовать, углублять свои знания языка на практике через создание продуктов творческой деятельности. Личностно значимая цель подобной деятельности для ученика — это развитие навыков работы с текстом, развитие эстетического вкуса, фантазии, литературного творчества, создание условий для самореализации учащихся.
В рамках развития школьной информационно-образовательной среды издание газеты «Team» способствует популяризации школьной печати на английском языке, развитию способностей и качеств учащихся, необходимых для коммуникативного и социокультурного саморазвития. Широкий доступ к информации лингвострановедческого содержания на иностранном языке способен повысить мотивацию школьников к изучению этого предмета, стимулировать творческий подход к формированию коммуникативных умений, позволит индивидуализировать способ получения необходимых знаний.

Дополнительная образовательная программа «Юный журналист» рассчитана на 1 год.
Цели программы:
1. Формировать общую культуру, развивать творческие способности, интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность.
2. Познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела.
3. Обучить основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Формировать умение ориентироваться в потоке информации.
6. Воспитать школьника как гражданина.
7. Создать постоянно действующего актива юных корреспондентов, участвующих в создании общешкольной газеты.

Задачи программы:
Развивающие:
— развитие образного и логического мышления;
— развитие творческих способностей подростков;
— развитие умения устного и письменного выступления.
— развитие критического мышление;
— развитие коммуникативных способностей обучающихся с использованием технических средств
Обучающие:
– формирование практических навыков журналистской работы: умение собирать информацию, пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитательные:
— формирование эстетического вкуса обучающихся;
— формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
– формирование духовных качества личности, активной жизненной позиции;
-воспитывать у обучающихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях
– привитие культуры общения;
Практические:
– умение анализировать и отбирать полученную информацию;
– умение применять полученные знания при создании школьной газеты.

В результате обучения обучающиеся должны уметь определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях; совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения; пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Результатом работы является выпуск очередного номера школьной электронной газеты, который можно прочитать на сайте школы http://sch51.kirovedu.ru , в локальной сети школы, а также в печатном виде у руководителя кружка «Юный журналист». Все желающие могут также скачать номер газеты на флеш-карту для личного использования.
В процессе создания номера печатного издания применяются различные методы и формы работы:
1. Разработка и утверждение концепции газеты с учетом основных функций средств массовой коммуникации (информация, образование, создание общественного мнения и воспитание), которая находит свое отражение в конкретных жанровых формах. Кратко она может быть сформулирована следующим образом: Развитие информационной культуры участников образовательного процесса при изучении иностранного языка.
2. Утверждение первоочередных задач, реализуемых в рамках работы кружка по выпуску печатного издания на английском языке как конечного продукта , что предусматривает, в частности, освещение событий, происходивших и происходящих в школе, городе, регионе, стране, мире с позиции значимости для учащихся, проведение мероприятий, направленных на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам, предоставление каждому возможность для самореализации творческого потенциала с использованием иностранного языка.
3. Выбор редакционной коллегии, в которую на добровольных началах войдут как представители педагогического коллектива – учителя английского языка, так и учащиеся 7х-10х классов, что позволит сочетать интересы разных возрастных групп. Редакционная коллегия отвечает за реализацию поставленных задач, организует практическую работу: утверждает дизайн и направленность печатного издания, обсуждает содержание номеров газеты, предлагаемые публикации и материалы.
4. Организация работы над подготовкой выпуска печатного издания, которая осуществляется на заседаниях редколлегии, на которых определяется содержание, объем издания, что подразумевает также четкое распределение функциональных обязанностей (корреспондент, дизайнер, фотограф, корректор и т. п.) и регламентацию сроков выполнения поручений. Периодичность выхода издания — один раз в четверть в течение учебного года (с сентября по июнь включительно).
5. Практические мероприятия по набору, печати и распространению газеты как конечного продукта работы кружка.
Газета «TEAM» («Команда») на английском языке, направление — создание творческой иноязычной среды для интеллектуального, духовного развития учащихся вне урока представлено в постоянных рубриках: «Англо-говорящий мир», «Мы любим сказки», «Письмо учителя английского языка», «Наши любимцы»; сменных рубриках: «Колонка редактора», «Наша школа», «Уголок поэта», «Мой любимый дом», «Кроссворд», «Наши победители/ Поздравления».
Графическая модель каждого номера газеты «Команда» отражает особенности дизайна – внешнего вида газеты, его отличия от других. Своеобразие газеты достигается в поиске своих, особых приемов композиции и стиля главных элементов оформления, особенностей верстки, шрифтов, комплекса первой полосы, композиции заголовков, средств выделения, иллюстраций, рекламы, дополнительного цвета.
6. Преподаватель при организации работы редколлегии должен овладеть целым рядом ролей: помощника, источника информации, консультанта, партнера, который приходит на помощь по просьбе учащегося и никогда не навязывает своего решения. Организация самостоятельной работы по изданию газеты на иностранном языке потребует новых материалов, внедрения мультимедийных технологий. Открытие доступа каждого учащегося к Интернету позволит имитировать процесс коммуникации, в котором человек вынужден принимать самостоятельные решения для достижения коммуникативной цели.
7. Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На каждом занятии учащиеся постигают лексическое многообразие и образность родного языка, приобретают навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; учатся писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
8. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
9. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю.
10. Формы и виды практических занятий: групповая и индивидуальная; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикум, презентация.

Формирование коммуникативных компетенций невозможно без систематического целевого контроля. Отслеживание результатов занятий в кружке предусматривает текущий и итоговый контроль творческих работ учащихся в течение всего года.
Данная программа предусматривает овладение навыками написания заметки, репортажа, очерка, отчета, различных видов интервью, отзыва, комментария, статьи. Кроме того курс «Юный журналист» направлен на выявление индивидуальных творческих особенностей учащихся.
После цикла теоретических занятий в программу включены практические занятия, направленные на отработку умений и навыков написания текстов различных жанров, а также на выработку индивидуального стиля в подготовке материалов.

Учебно-тематический план программы
2
3
4
В начале занятий по данной программе обучающиеся знакомятся с требованиями к результатам изучения курса.

Ожидаемый результат реализации программы кружка включает в себя несколько этапов:
Для учащихся:
— формирование общей культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, самоопределение в дальнейшем выборе жизненного пути;
— формирование коммуникативной и ИКТ-компетентности, толерантного отношения в общении и сотрудничестве со сверстниками, в разновозрастных группах, со взрослыми в процессе школьной издательской деятельности;
-обеспечение комфортной образовательной среды, создание ситуаций успеха
По окончании курса учащиеся должны:
— овладеть приемами и навыками для духовно-нравственного саморазвития личности;
-приобрести навыки ораторского искусства, макетирования газеты, создания текстов разных жанров;
— уметь регулировать самооценку, выражать свои чувства, анализировать события, брать интервью;
— приобрести навыки быстрой социальной адаптации в обществе.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
— уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки);
— освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
— познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
— планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
— быть ориентированными на творческий подход в любом виде деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
— знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
— уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж.
— посещать различные внутришкольные мероприятия, проводить встречи с интересными людьми с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортажа;
— моделировать и выпускать номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора);
— уметь работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями.)
Структура и содержание курса соответствуют плану формирования коммуникативных компетенций и имеют четкую последовательность действий.

Программа работы кружка рассчитана на 34 часа. Курс состоит из девяти разделов:
I. Журналистика в России. Журналистское произведение. Газета «TEAM» – 3 ч.
• Знакомство с целями и задачами программы.
• Обсуждение и распределение обязанностей между учащимися
• Интернет-сайты, сообщества школьной прессы
II. Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. – 3 ч.
• Рождение журналистского произведения. Замысел произведения. Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза
• Повествование, описание, рассуждение
• Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение)
III. Стили речи. научный, художественный, официально-деловой, публицистический). – 4 ч.
• Понятие о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический). Сходство и различие художественного и публицистического стилей
• Публицистический стиль. Его особенности (лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные)
• Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля
IV. Методы сбора первичной информации. Наблюдение. Эксперимент. Интервью. – 3 ч.
• Наблюдение. Эксперимент. Интервью.
• Интервью как метод сбора информации
• Практическая работа по интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании.
V. Как делается газета. Заголовок и лид в газете – 2 ч.
• Функции заголовка и лида в газете
• Microsoft Office Publisher (использование автофигур при оформлении альманаха)
VI. Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. – 2 ч.
• Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы
• Жанровые разновидности письменного и устного общения
VII. Информационные жанры. Общая характеристика. Заметка. Интервью. Репортаж. Отчет как жанр. – 8 ч.
• Информационные жанры. Общая характеристика
• Работа со справочными источниками информации
• Заметка как жанр
• Интервью как жанр. Опрос , правила и принципы, виды оформления опроса
• Репортаж как жанр
• Отчет как жанр. Виды отчетов.
VIII. Аналитические жанры, их особенности. Статья. Обзор и обозрение. Комментарий. Зарисовка. Очерк. – 9 ч.
• Аналитические жанры, их особенности
• Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая)
• Очерк как жанр
• Обзор и обозрение
• Комментарий как метод и как жанр
• Зарисовка как жанр
Создание творческого выпуска школьной газеты невозможно без практического раздела дополнительной образовательной программы.
Формы и виды практических занятий различны — групповая и индивидуальная работа; «круглый стол», ролевая игра, творческая мастерская, исследование, практикумы, презентация.

Учащиеся выполняют, как правило, типовые задания, направленные на развитие письменных навыков творчества на родном и иностранном языках. Привожу примеры данных заданий:
1. Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова».
2. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления.
3. Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать».
4. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.
5. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
6. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.
7. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оцените уровень мастерства автора.
8. Создание творческих работ различных жанров (заметку «Мой сверстник в XXI веке»: репортаж спортивного соревнования; хронику «События дня», путевые заметки «Наше путешествие», интервью у преподавателя, очерк о друге).
9. Проведите анализ и обсуждение концепции школьной газеты «Команда»: содержание, структура, рубрики;
10. Создайте «портрет» читателей школьной газеты, спрогнозируйте их ожидания; используя приёмы изучения читательской аудитории (опрос)
11. Проведите сопоставительный анализ и обсуждение дизайна газет и журналов.

Создание школьной газеты – один из способов формирования метапредметных умений школьников, повышения познавательной и творческой активности и одновременно результат проектной деятельности школьников.
Отчетом о проделанной работе становится выпуск очередного номера газеты. За период работы над проектом учащиеся учатся сбору и обработке информации, знакомятся с законами журналистики, учатся работать со справочной литературой, постепенно овладевают навыками профессии журналиста, развивают культуру иноязычной речи и повышают ее грамотность. Все это предоставляет возможность постоянно быть в курсе дел друг друга, то есть развивается коммуникативная компетентность учащихся.
Издательская деятельность может быть рассмотрена как продолжение образования в области компьютерных технологий с учетом профильного обучения (в данном случае филологического). Беря на себя ответственность за выпуск школьного издания, за создание качественного продукта, учащиеся осознают необходимость следования определенным стандартам, повышающим качество публикации. Дети понимают, что неряшливое оформление текста, также как и грамматические ошибки, мешают понять содержание. Правильное оформление материалов работают на повышение культуры издания. Следует отметить и тот факт, что коммерческую деятельность ведут сами участники проекта, что способствует повышению чувства ответственности у детей.
Мы можем констатировать расширение эрудиции и кругозора участников. Работа в газете требует постоянного напряжения интеллектуальных и нравственных сил школьников для решения постоянно возникающих проблем, что повышает способность решать их совместными усилиями, выполняя разные социальные роли.
Что касается чисто технической стороны дела, дети проходят путь от владения основными приемами ввода и редактирования текста до хороших навыков по форматированию текста, подготовке графики и верстке с использованием специальных программ и редакторов.
Как в любой творческой работе, в процессе выпуска каждого номера возникают трудности. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска газеты для избранного круга читателей (по принципу – сами пишем, сами читаем), нужно расширять круг корреспондентов. Проводятся читательские и видео конференции, на которых обсуждается содержание напечатанных материалов, а также другие мероприятия с целью привлечения большего количества учащихся к сотрудничеству, обеспечения преемственности в работе редакции, чтобы сделать издание действительно интересным для всех.
Учащиеся, которые занимаются в школьном издательском центре, принимают решение связать свою будущую жизнь с журналистикой, в том числе и с зарубежной, а также выбирают смежные с журналистикой области применения полученных знаний.
Таким образом, школьный издательский центр кроме «промышленной» задачи – выпуска газеты, помогает решать и учебные задачи, что способствует подготовке к жизни в современном информационном мире, работает на формирование информационной культуры человека.

Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
2. Образовательный проект «Школьный издательский центр как ресурс развития открытой информационно-образовательной среды ОУ» МБОУ школа №51 г.Кирова
3.Учительская газета (электронная версия)
4.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
5. Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
6. Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 — №3 – с. 64 – 72.
7. Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 — №4 – с. 118 – 120.
8.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
9.Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
10. Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 — №25-26 – с.20-21
11.Интернет-ресурсы:
-Что такое журналистика? http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
-Журналистика. http://www.al-dedov.narod.ru/index.htm
-Что такое журналистика? Учебное пособие для старшеклассников.
http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/chto.htm
-Пособие для начинающих журналистов.
http://www.al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm
http://rudocs.exdat.com/docs/index-314873.html
http://www.ug.ru/method_article/326
http://yojo.ru/?p=1921
http://jourhelp.ru/professiya-zhurnalist-plyusy-i-minusy/
http://statusycitaty.ru/statusyi-na-angliyskom/motiviruyuschie-tsitatyi-na-angliyskom-s-perevodom.html

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.