«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?

Четверг 13 сентября 2018

research

Проблема
Многочисленные примеры показывают, что педагогические исследования, выполняемые учителями-практиками, вносят существенный вклад, как в теоретические, так и практические научные знания. Проекты школьных учителей позволяют ликвидировать разрыв, существующий между «высокой» наукой и школьной действительностью, повышают полезность педагогических исследований и помогают учителю иностранных языков в профессиональном росте. Авторы-учителя пытаются глубже понять причины педагогических неудач или успехов, делятся с коллегами методическими находками, анализируют эффективность новых учебников и пособий. Вместе с тем, они нуждаются в специальных знаниях о том, как организовать педагогическое исследование. Данная статья является попыткой хотя бы частично решить эту задачу.

радислав

ключевые слова: Исследовательская деятельность, педагогическое исследование, обучение иностранному языку, английский язык, теория и практика
автор: Радислав Петрович Мильруд

Основное понятие
Исследование в области теории и практики обучения иностранным языкам представляет собой организованный поиск способов решения обнаруженной дидактической или общей педагогической проблемы.
Проблема может заключаться в том, что учителям остаются неясными некоторые положения теории и их требуется подробно изучить. Нередко бывает необходимо показать эффективность приёмов обучения и контроля. Во многих случаях возникает потребность разобраться в тех или иных явлениях в классе. Актуальной может быть оценка учебных пособий и контрольно-измерительных материалов.
Во всех названных случаях, требуется педагогическое исследование для того, чтобы решить выбранную проблему с помощью теоретического анализа и опытной проверки предлагаемого решения.
Системный характер исследования
Педагогическое исследование в области теории и практики обучения иностранным языкам носит системный характер. Исследование включает несколько взаимосвязанных компонентов, которые в комплексе представляют собой модель научного процесса. Наиболее общий вид модели педагогического исследования может быть следующий:

Безымянный

Как показывает рисунок, в любом исследовании есть цель, задача, средства обучения и воспитания, метод и технологии деятельности, условия опытного обучения, а также результаты, итоги и следствия проведённой работы.
Обычно исследования учителя-практика направлены на то, чтобы изучить лишь небольшой элемент более общей проблемы обучения и воспитания, например, влияние конкретного обучающего приёма на улучшение результатов учебной деятельности.

англ

Например, на этапе обучения иностранному языку дошкольников, интересно убедиться в том, что если использовать на уроке диалоги с участием персонажей детского фольклора и художественной литературы, то усвоение языкового материала улучшится. Для этого можно использовать материалы пособия «Английский до школы» (Просвещение) тему «Мои вещи».

англ2

Важно объяснить читателю статьи, почему дети лучше запоминают английские слова и выражения между героями любимых произведений по сравнению с диалогами между условными именами. Гипотеза исследования может состоять в том, что использование на занятиях популярных образов активизирует интерес и познавательную мотивацию, улучшая результаты учения. Другое предположение может состоять в том, что фразы, произносимые любимыми персонажами, лучше хранятся в памяти. Потребуется маленький эксперимент в группе дошкольников.
Такие исследования доступны учителю и полезны для коллег, поскольку позволяют получить реальное решение пусть ограниченной, но актуальной для всех задачи.

Цели, задачи и средства педагогического исследования
Цель представляет собой намерение исследователя и его представление о результате работы. Примером цели может служить следующая формулировка: «Отобрать приемы стимулирования дискуссии на уроке английского языка и сравнить их эффективность на уроке».
Более сложным является исследование, цель которого заключается в разработке способа обучения, например, «Предложить способ организации дискуссии на материалах межкультурных различий и проверить его эффективность в работе с учащимися». Еще более масштабной целью педагогического исследования может быть разработка и практическая апробация целостной методики, в соответствии с которой возможно решить исследуемую проблему. Например, «Разработать методику организации дискуссии учащихся на уроках английского языка и проверить ее эффективность в ходе опытного обучения». Масштабные цели лучше всего достигать в команде единомышленников.

Цель исследования всегда конкретна и чем конкретнее цель, тем более целенаправленным будет исследование и тем чётче всегда оказывается результат.

англ3

Например, работая с пособием, учитель может поставить цель проверить эффективность формирования умений учащихся образовывать нужную часть речи от однокоренных слов с помощью грамматического приложения (Grammar Supplement. Word-building models. Parts of speech conversion.

англ4

Для этого нужно будет провести эксперимент: предложить учащимся несколько тестовых заданий в формате ЕГЭ на словообразование, изучать материалы предлагаемой таблицы и вновь выполнить со школьниками аналогичные по трудности тестовые задания. Если результаты тестирования улучшатся, можно сделать вывод о том, что исследовательское предположение (гипотеза) подтвердилось.
Задачи педагогического исследования заключаются в том, чтобы изучить теорию проблемы, разработать теорию решения и апробировать на практике предлагаемую теорию действия, доказав опытным путем ее эффективность.
Теория проблемы представляет собой совокупность имеющихся в науке знаний о выбранной для исследователя проблеме. Например, одной из наиболее часто возникающих трудностей в овладении иностранным языком являются ошибки учащихся. Учителя может заинтересовать, почему в речи школьников столь настойчивой является ошибка в употреблении третьего лица единственного числа глаголов (He works …), то есть, учащиеся пропускают окончание s. Многочисленные исследования в области усвоения английского языка (language acquisition) составляют теорию данной проблемы. Она заключается в том, что существует устойчивый порядок усвоения явлений английской грамматики, в соответствии с которым форма третьего лица единственного числа глагола усваивается в последнюю очередь на весьма продвинутом этапе овладения языком.
Задача изучить теорию решения проблемы может заключаться в том, чтобы ознакомиться с ранее сделанными практическими исследованиями и, основании анализа ранее опубликованных работ, предложить свой собственный вариант действий. Такая инновация может распространяться на содержание обучения, методические приемы или технологии. Можно, например, предположить, что если изменить критерии для оценки ответов учащихся с учётом языковой сложности задания, то такая маленькая инновация будет положительно влиять на учебную мотивацию детей. Научное предположение, проверяемое в ходе опытного обучения или эксперимента, называется гипотезой исследования.
Сказанное означает, что на основании гипотезы или, иными словами, «теории действия», педагог-экспериментатор предлагает свою «теорию решения». Он может попытаться доказать эффективность предлагаемого пути решения проблемы, внося некоторые изменения в уже существующие способы обучения. Эти новшества необходимо проверить на практике и сделать доказательные обобщения.
Рассмотрим пример исследования для разработки теории проблемы, решения и действия на материале пособия «Звездный английский. Сборники грамматических упражнений. 10-11 класс.

Безымянный1

Одной из непростых грамматических тем для учащихся является английские артикли. Школьники усваивают основные правила употребления в речи определённого и неопределённого артикля, но иногда с удивлением обнаруживают, что перед именами людей, в ряде случаев, можно и нужно ставить неопределённый артикль. Оказывается, что если имеется в виду «некий человек», «настоящий «Пушкин» наших дней», «продукт творчества известного мастера» (картина — подлинный Пикассо) или персонаж поговорки (Фома неверующий), то перед именем ставится неопределённый артикль. Например, This boy is an Einstein of our time.
Подобная проблема может стать предметом исследования, как для учителя, так и для учащихся. Школьники могут выполнить соответствующий проект, а учитель может интересовать ученическое проектирование, как эффективная система работы над английскими артиклями. Автор исследования сформулирует свою гипотезу и осуществит ее проверку. Поможет в этом материал пособия «Звездный английский. Сборник грамматических упражнений 10. Артикль».

англ5

Методические материалы для педагогического исследования можно условно разделить на две группы: заимствованные и авторские. Заимствованные методические материалы представляют собой разработанные другими авторами теоретические положения, принципы, рекомендации, приёмы и пособия, которые учитель-исследователь проверяет на эффективность в своей собственной работе. Авторы ранее опубликованных работ обязательно упоминаются в материалах учительского исследования и включаются в библиографический список с соблюдением правил цитирования. Авторские материалы представляют собой результат теоретико-практического творчества самого учителя-исследователя.
Средства педагогического исследования включают научно-методические источники, учебно-методические материалы и инструменты сбора научных данных, то есть, методы исследования, с помощью которых можно получить факты для доказательства эффективности своих действий. К полученным научным данным относятся дневники наблюдений, результаты тестирования, материалы анкетирования, собранные конкретные факты, образцы работ учащихся, видеофрагменты и фотографии.

Учителя, обучающие старшеклассников, могут заинтересоваться разными жанрами эссе, которые полезны для обучения выпускников письменному рассуждению для ЕГЭ и международных экзаменов по английскому языку.

англ6

В этом поможет пособие «Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе» (с электронным тренажёром), а также публикации в журнале «Просвещение. Иностранные языки». Здесь можно найти статью «Технология обучения учащихся письменному рассуждению с электронным тренажёром». Интересной для учителя-исследователя будет также статья «Пишем эссе по законам жанра». Учительское исследование можно выполнить, познакомившись с научной литературой и проанализировав тексты эссе, написанные детьми с электронным тренажёром и без него.
Особую роль среди средств педагогического исследования играют инструменты сбора научных данных. Эти средства можно разделить на две группы: для сбора количественной информации и для сбора качественной информации.
Инструменты для сбора количественной информации бывают в форме анкеты, опроса, контрольно-измерительных материалов, замеров времени и т.п. К инструментам для сбора качественной информации относятся педагогические наблюдения, интервью с учителями и учащимися, описание конкретных случаев в классе. К инструментам также относятся критерии для оценки ответов учащихся и др. Получаемые с помощью инструментов научные данные могут быть представлены в виде конкретных примеров для комментирования и аналитической интерпретации.

англ7

В решении задачи сбора и обработки информации, а также проведения исследования в целом, поможет пособие «Английский для исследователей» с циклом видеолекциями.

Научная база исследования
Научной базой педагогического поиска является методология исследования, методика учебно-воспитательной работы и технология организации педагогического процесса.
Методология исследования – это теоретический материал, который накоплен в науке. Научные положения составляют философскую основу исследования учителя.
Методика обучения включает метод работы с детьми, включающие подходы, принципы и конкретные приёмы обучающей деятельности.
Полезные принципы, рекомендации и приемы важны, но недостаточны для эффективной организации обучающей деятельности. Возникает необходимость исследовать технологию обучения.
Технология обучения (teaching techniques) – это обучающие действия, обеспечивающие успешную реализацию методического приёма.
Проводя аналогию между правильным обучением и здоровым питанием можно сказать, что методология – это философия здоровой диеты, методика – это научно разработанные рецепты, а технологии – это «секреты повара».
Анализ теоретических положений (методологии), методики (подходов, принципов и приёмов), а также обучающих технологий нужен для того, чтобы обнаружить в имеющихся научных знаниях «слабое звено» и предложить собственный инновационный компонент для решения поставленной задачи.
Своё концентрированное выражение инновационный компонент исследования получает в гипотезе, то есть, в предположении о вероятном эффекте предлагаемого решения проблемы. Гипотеза чаще всего заключается в том, чтобы проверить на практике методологическое положение, разработать и реализовать принципы или приемы обучения/воспитания, а также доказать эффективность или бесполезность той или иной технологии обучения.
Вывод о научной базе исследования можно сделать по библиографическому списку литературных источников, глубине теоретического анализа и широте представленных взглядов в рамках заявленной темы.
Работу с научной литературой и общее структурирование исследовательской статьи может облегчить сайт Academic Discourse Organizer.

Опытная работа
Практическое исследование педагогического процесса может принимать форму эксперимента, а также опытного обучения (action research). Различие между этими двумя формами заключается в том, что в эксперименте главное внимание обращается на возможно более точное измерение изменений, наступивших вследствие того или иного методического решения. Опытное обучение включает элементы эксперимента и предполагает, помимо описания опыта работы, измерение учебных показателей, однако акцент делается на использованной методике обучения. Результаты опытного обучения сравниваются с показателями в другой группе учащихся, называемой «контрольной», где обучение проходило традиционно. Опытное обучение без контрольной группы называют «квази-эксперимент».
В исследовании обязательно описываются участники опытного обучения. Ими обычно являются школьники, студенты, участники интенсивных языковых курсов, специалисты в разных областях профессиональной деятельности. Указывается количество участников, их возрастной состав, уровень успеваемости, исходный уровень владения иностранным языком в начале опытной работы, отношение к занятиям и другие важные для исследования данные. В ряде случаев, сравниваются учебные показатели мальчиков и девочек.
Исследование может быть индивидуальным или совместным (collaborative) в проектной команде. Участники исследования могут разделить между собой функциональные обязанности. Один разрабатывает методические материалы, другой проводит занятия, третий осуществляет наблюдения и организует тестирование, четвертый обрабатывает полученные данные и т.п. В команде педагогов-исследователей могут участвовать представители других специальностей, например, психологи, физиологи, врачи и даже математики, если требуется статистическая обработка данных.
Инновационные элементы в опытном обучении называются «независимыми переменными», а наступающие изменения у учащихся именуются «зависимыми переменными». Задачей исследователя является доказать, что полученные изменения в результатах педагогических измерений обусловлены инновационными элементами обучения и воспитания.
Добросовестное описание итогов учебно-воспитательной работы выявляет не только успехи, но и отдельные неудачи. Именно такое описание наиболее полезно для коллег. Например, многочисленные и многолетние исследования опровергли утверждение о целесообразности обучать иностранному языку с обязательным устным опережением. В опытном обучении говорению и письму (продуктивным видам речевой деятельности) оказалось невозможным формировать отдельно речевые навыки и развивать речевые умения в изоляции от навыков. Оказалось, что речевые навыки и умения формируются в неразрывном единстве. Для развития коммуникативной компетенции учащихся оказались бесполезными устные упражнения на механическую трансформацию грамматических структур. Неудачными были и остаются попытки избавить учащихся от грамматических ошибок в спонтанном (неподготовленном) высказывании. Аналогичную неудачу потерпели попытки научить практическому владению иностранному языку с помощью заучивания диалогов. Недостижимым оказался результат поднять у учащихся уровень коммуникативной компетенции до качества носителя языка в отрыве от языковой среды.

Результаты, итоги и следствия педагогического исследования
Результаты опытного обучения обрабатываются как количественно, так и качественно.
Полученная количественная информация обрабатывается статистически и может быть представлена в таблицах, графиках и диаграммах. К простым статистическим процедурам относится количественный подсчёт результатов тестирования, вычисление среднего арифметического, определение процентов. Все более доступной становится процедура вычисления среднего квадратического отклонения, чтобы показать, насколько разными оказались результаты тестирования учащихся в одной группе. Все вычисления делаются на компьютере и учителю необязательно иметь для этого специальные математические знания.
В связи с доступностью компьютерных средств, появляется возможность определить значимость различий, наблюдаемых между результатами учащихся в начале и конце опытного обучения. Можно также определить значимость различий между экспериментальной и контрольной группой. Для этого используется математический критерий Стьюдента. Легко осуществляемый с помощью компьютерной программы, является корреляционный анализ, показывающий, в какой степени изучаемые свойства связаны между собой. С помощью корреляционного анализа можно определить, например, что время терпеливого ожидания учителем ответа ученика прямо пропорционально связано с продолжительностью высказывания учащихся. Чем больше времени даёт учитель ученику для обдумывания ответа, тем более подробным становится высказывание.
Существует много споров о том, какое количество учащихся следует привлечь к исследованию. Это определяется задачами исследования. На примере одного ученика, можно убедительно представить методику семейного образования. На примере одной учебной группы, можно показать взаимодействие учащихся в проектной деятельности. На примере класса, появляется возможность изучить влияние инклюзивного образования на предметные результаты образовательного курса. В масштабе школы, можно апробировать интересные формы работы клуба английского языка. В масштабе города или области, можно сделать вывод об эффективности используемых учебников в подготовке к Единому государственному экзамену. Масштабные проекты выполняет команда учителей-исследователей.
Итогом опытного обучения может стать формирование у учащихся соответствующих предметных компетенций, познавательных стратегий и отношения к учению. Данные изменения можно в ряде случаев измерить количественно, но большое значение имеет качественная интерпретация наблюдаемой динамики. Важно проанализировать, что могут учащиеся в результате опытного обучения, по сравнению с контрольной группой, как они организуют свою познавательную деятельность, насколько новый способ учения оказался лучше прежнего, в чем проявляется сформированное у них активное отношение к овладению иностранным языком и т.п.
Результат опытного обучения может заключаться в том, что у учащихся наблюдаются позитивные, а может быть и негативные изменения, о которых необходимо знать. Например, работа с учебным материалом на уроках английского языка в профильных классах, может способствовать формированию у учащихся интереса к специальным знаниям и выбору профессии. С другой стороны, обилие упражнений в переводе может быть причиной снижения познавательной мотивации и интереса к овладению иностранным языком.

Оценка педагогического исследования
Исследование оценивается по ряду параметров. К ним относится достижение цели, актуальность темы, новизна и значимость результатов, реализуемость рекомендаций, самостоятельность автора и завершённость работы.
Положительным признаком поставленной цели исследования является ее конкретность. Например, исследовательская цель типа «разработать методику обучения грамматике» является слишком общей и даже недостижимой для одного учителя-практика. Более целесообразной может быть цель «предложить задания для формирования у учащихся грамматической наблюдательности», «научить учащихся самостоятельно формулировать грамматические правила», «проверить надёжность двуязычных (переводных) заданий для тестирования грамматики» и т.д. В соответствии с целью формулируется тема исследования. В формулировке темы оценивается ясность, лаконичность и отличие от других похожих тем.
Актуальность исследования определяется тем, насколько результаты важны для педагогического сообщества, то есть, для коллег учителя-исследователя.
Новизна исследования заключается в том маленьком открытии, которое удалось сделать автору. Для вывода о «новизне», важно внедрить хотя бы маленькую инновацию в учебно-воспитательный процесс и проверить эффект.
Значимость исследования определяется тем, насколько полезными оказались результаты для учителя, методического объединения школы, района, города или даже всего педагогического сообщества.
Исследование можно считать реализуемым, если автор предлагает готовую к внедрению методическую разработку с рекомендациями, учебными заданиями и контрольно-измерительными приемами. Реализуемыми считаются методические материалы «под ключ» — бери в класс и используй в работе.
Исследование должно быть самостоятельным, то есть, выполненным самим учителем или проектной командой. Следует подчеркнуть недопустимость плагиата, то есть, присвоения себе любых фрагментов или целого текста чужого исследования. Такие случаи осуждаются научным сообществом. Даже краткое заимствование чужих мыслей требует ссылки на автора. Современные технологические возможности позволяют выявить в любом тексте случаи несанкционированного заимствования чужой информации (плагиата).
Исследование считается завершённым, если материалы содержат исчерпывающее решение поставленной задачи.

Заключение
Исследования в области теории и практики преподавания иностранных языков не только доступны учителям-практикам, но и необходимы им. Такие исследования являются лучшим средством профессионального роста, приближают науку к школе, делают обучение иностранным языкам более эффективным и доказывают высокий уровень профессиональной квалификации специалиста. Рассмотренная модель и способы организации педагогического исследования могут помочь учителю провести собственное изучение пусть небольшой, но актуальной педагогической проблемы в своем классе. Результаты научной работы учителя-практика, представленные в виде статьи, всегда интересны для коллег и нередко публикуются в методических журналах, например, в журнале «Просвещение. Иностранные языки».

Литература
Borg, S. Research engagement in English language teaching. Teaching and Teacher Education. Volume 23. Issue 5. 2007. 731-747. Ссылка для доступа к аннотации статьи:
Мильруд Р.П. Готовность учителя к руководству исследовательскими проектами учащихся. Просвещение. Иностранные языки. Сентябрь. 2016.
Мильруд Р.П. Английский до школы. М., Просвещение. 2018 г.
Мильруд Р.П. Английский язык. Единый государственный экзамен. Пишем эссе. М. Просвещение. 2016 г.
Мильруд Р.П. Звездный английский. Сборник грамматических упражнений 10. М., Просвещение. 2017 г.
Мильруд Р.П. Звездный английский. Сборник грамматических упражнений 11. М., Просвещение. 2017 г.
Мильруд Р.П. Английский язык. Единый государственный экзамен. Грамматика и лексика. М. Просвещение. 2017 г.
Мильруд Р.П. Английский для исследователей. М. Просвещение. 2018.
Мильруд Р.П. Курс видеолекций «Английский для исследователей». М., Просвещение. 2018.
Просвещение. Иностранные языки (электронный журнал для учителей).

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.