«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Развитие мировоззренческих свойств личности учащихся через творческую активность на уроках английского языка/The development of ideological properties of personality learners through creative activity in English classes

Вторник 23 октября 2018

Иллюстрация

Современное образование ориентировано на создание оптимальных условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Общеизвестно, что творческая личность наиболее адаптирована к новым социально — экономическим условиям. Реформируются все сферы жизни, что, естественно, требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Поэтому педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, для возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению.

Modern education is focused on creating optimal conditions for the development of students, taking into account their individual characteristics. It is well known that a creative person is most adapted to new social and economic conditions. All spheres of life are being reformed, which naturally requires the full return of the entire creative potential of each person. Therefore, the pedagogical process should be structured in such a way as to create conditions for the manifestation and development of creative abilities, for the emergence of inner motivation and sustained interest of students in learning.

Анна Юрьевна Придня

ключевые слова: учащиеся, урок английского языка, мотивация, творческая личность, students, English lesson, motivation, creative person

настроение: воодушевленное

автор: Придня Анна Юрьевна

Меня зовут Анна Юрьевна Придня, и я — учитель английского языка МБОУ «Экономический лицей».

Отмечу, что цели моей педагогической работы исходят из главной цели личностно-ориентированного образования – формирование и развитие творческих способностей личности – и заключаются в следующем:

1. развитие мотивации к изучению иностранного языка, что способствует развитию творческой личности учащегося;
2. развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках английского языка.

Для достижения вышеуказанных целей считаю обязательным выполнение следующих принципов:

— принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий, что именно ученик с его возможностями, способностями, потребностями находится в центре педагогического процесса, что он выступает в качестве активного субъекта учебной деятельности и именно его разностороннее развитие, формирование критического мышления, ценностных ориентаций, его личностное становление и самоопределение выступает в качестве основной цели школьного образования и воспитания.

— принцип коммуникативности, предполагающий связь с социокультурным развитием учащихся, что необходимо для подготовки к межкультурному общению, использованию иностранного языка как средства самообразования, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов.

— принцип обучения в сотрудничестве. Данный принцип обеспечивает все необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить вводимый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

— принцип дифференцированного обучения. Учитывая внутреннюю дифференциацию, я организую учебный процесс на своих уроках таким образом, чтобы индивидуальные особенности моих учеников были приняты во внимание (например, особенности внимания, долговременной и кратковременной памяти, мотивация к изучению иностранного языка).

Важно отметить то, что необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом No 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации.

Система образования в целом направлена на развитие созидающего творческого воображения, а не фантазирования, что было бы существенней для развития личности. Поэтому имеющиеся у большинства людей задатки к фантазированию в процессе обучения зачастую исчезают.

В наши дни проблема формирования творческих способностей у школьников в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

«Креативность», «креативная личность», «творческие успехи» — эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, так как именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости и таланта.

Креативность (от англ. create создавать, творить) – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

1

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит его саморазвитие, самоактуализация личности.

Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создать условия и мотивацию к выполнению определенных заданий.

Не могу не согласиться с мнением доктора философских наук, доцентом, зав. кафедрой гуманитарного образования НИИПКРО Н.Е.Буланкиной, которая в своей статье «Система развивающих заданий в обучении иностранному языку» отмечает, что «Формирование эмоционально-положительного отношения учащихся основной и средней школы к учению составляет одну из важнейших задач, стоящих перед учителем любого предмета, а перед учителем иностранного языка в особенности, так как отсутствие ежедневной, ежеминутной информационно-образовательной среды иноязычного характера не работает на пользу ни ученику, ни учителю. Однако практические запросы общества, жизнь и деятельность в условиях глобальных языковых и культурных изменений в мире, законы формирования и потребности самой личности обучающегося придают особую актуальность поставленной проблеме.»

Огромную помощь в создании мотивации к выполнению тех или иных заданий может оказать методика развития творческого воображения и творческих способностей. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление, любопытство и удовлетворил потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха в любой сфере деятельности.

Рассмотрим, например, влияние мотивации на учащихся при обучении их аудированию. Потребность учащихся в выполнении данного вида речевой деятельности возникает, если учащийся знает, для чего он слушает, как он может проявить свое понимание и как он использует полученную информацию. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведет к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух, более целенаправленным становится внимание, повышается интенсивность мыслительных процессов.

Для создания мотивации к изучению иностранного языка и потребности в аудировании, немаловажным, по моему мнению, является выбор аудиотекста. Я подбираю аудиотексты таким образом, чтобы они не были слишком трудными т.к. могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех, что недопустимо. Также я не беру слишком легкие аудиотексты, т.к. отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, в этом случае работа уже не будет развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку.

Безусловно, важен правильный выбор темы аудиотекста с точки зрения интересов школьников той или иной возрастной группы. С абсолютной уверенностью могу сказать, что для школьников младших классов доступными и интересными являются тексты, основанные на сказочных сюжетах, занимательные истории о животных, героях мультфильмов. Старшеклассников интересуют тексты, связанные с политикой, криминальные тексты, истории о любви либо о знаменитостях, о взаимоотношениях между людьми. Отмечу также, что при обучении иностранным языкам важно опираться и на страноведческий аспект, т.к. поездка заграницу в наше время не редкость. Кроме того, при подборе аудиотекстов следует помнить, что эффективным стимулом успешного аудирования является внесение в аудиотексты элементов юмора, что способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации. Я включаю такие отрывки в качестве психологической разгрузки, которая благодаря юмористическим средствам, определенным образом нейтрализует напряжение, связанное с декодированием трудных моментов. Также для создания мотивации к восприятию иноязычной речи на слух я подбираю аудиотексты таким образом, чтобы даже ученик с минимальной языковой подготовкой мог понять какой-то процент услышанного текста.

В младших классах я уделяю основное внимание развитию умения полностью понимать текст, основанный на знакомом материале, параллельно формируя психологический механизм смыслового восприятия на слух и умение добиться понимания вербальными средствами. На следующем этапе (7-8 классы) я отрабатываю с ребятами уже оба вида аудирования – аудирование с полным пониманием и аудирование основного содержания.

Главной же задачей обучения на старшем этапе (8-11 классы) для меня является совершенствование умений. Большое значение во время подачи аудиозаписи я придаю темпу подачи аудиозаписи, который должен соответствовать нормальному темпу речи. В слабоподготовленных группах я даю информацию порциями, увеличивая длительность пауз между синтагмами, предложениями для осмысления содержания. На понимание текста влияет также и его смысловая организация. На своих уроках я строю рассказ таким образом, чтобы легко выделялась главная мысль, а детали примыкали к ней, причем, если главная мысль выражена в начале сообщения, оно воспринимается на 100%, в конце сообщения – на 70%, а в середине – на 40%.

Кроме собственного подбора аудиотекстов, на уроке часто используются аудиотексты, представленные в учебнике «Английский в фокусе» («Spotlight»), который учащиеся используют по время учебного процесса.

Хотелось бы сказать несколько слов в благодарность данному изданию. Учебник является совместным продуктом российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing”, в котором отражены как традиционные подходы, так и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения английскому языку.

Необходимо отметить, что вся линейка данного УМК входит в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ. Важной отличительной особенностью УМК «Английский в фокусе» является наличие в комплекте дополнительных компонентов, предназначенных для учащихся, учителей и родителей. Они дают прекрасную возможность качественно разнообразить учебную деятельность. Использование компонентов УМК доказано повышает эффективность образовательного процесса, позволяет учащимся повысить свои результаты в овладении английским языком, позволяет успешно сдавать выпускные экзамены, что подтверждается высокими баллами ЕГЭ во время итоговой аттестации. В этом году средний балл ЕГЭ по английскому языку моих учеников составил 85, что в очередной раз доказало эффективность данного УМК.

Важно и то, что коммуникативная цель обучения достигается при помощи использования разнообразных упражнений, направленных на развитие всех видов речевой деятельности. В полной мере сбалансирована языковая и коммуникативная практика. Упражнения ситуативно направлены. Повторение материала внутри циклов уроков и во всём УМК хорошо организовано. Происходит взаимодействие всех видов речевой деятельности. Обеспечивается сочетание различных форм работы. На мой взгляд, эффективно организован диалог культур. Данный УМК в полной мере предоставляет все возможности для самостоятельного овладения его материалом, что является дополнительной мотивацией ученика к самообразованию, к продолжению занятий английским языком не только в классе, но и дома.

Среди текстов, предлагаемых для чтения можно увидеть электронные сообщения, письма, статьи и т. д. Благодаря работе над ними, у учащихся развиваются различные умения чтения (чтение с пониманием основного содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием нужной или интересующей информации).
Обучение аудированию осуществляется через разнообразные задания, в которых используется активный лексико-грамматический материал модуля в контекстах и ситуациях, приближенных к реальным. Это обеспечивает более глубокое понимание учащимися языкового материала, изучаемого в модуле.
Таким образом, можно сделать вывод, что в УМК «Английский в фокусе» коммуникативная цель обучения достигается при помощи использования разнообразных упражнений, направленных на развитие всех видов речевой деятельности. В полной мере сбалансирована языковая и коммуникативная практика. Упражнения ситуативно направлены. Повторение материала внутри циклов уроков и во всём УМК хорошо организовано. Происходит взаимодействие всех видов речевой деятельности. Обеспечивается сочетание различных форм работы. На мой взгляд, эффективно организован диалог культур. Данный УМК в полной мере предоставляет все возможности для самостоятельного овладения его материалом. Это развивает самостоятельность ученика.
В качестве примера приведу два аудиотекста, представленных в учебниках для 11 и для 5 классов. Тематика подобрана авторами в соответствии с интересами обучаемых возрастных групп, что настраивает учащихся на положительное восприятие текстов, и на качественную работу над ними.

2

3

Отметим еще раз, что на современном этапе развития общества иностранный язык играет важную роль в формировании творческой, разносторонней личности, способной использовать иностранный язык как действенный инструмент общения.
Современное образование ориентировано на создание оптимальных условий для развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Общеизвестно, что творческая личность наиболее адаптирована к новым социально — экономическим условиям. Реформируются все сферы жизни, что, естественно, требует полной отдачи всего творческого потенциала каждого человека. Поэтому педагогический процесс должен строиться таким образом, чтобы создать условия для проявления и развития творческих способностей, для возникновения внутренней мотивации и устойчивого интереса учащихся к учению.
Иностранный язык как учебная дисциплина, безусловно, вносит свою лепту в воспитание социально-активной, творческой личности.
Нетрадиционный подход к обучению иностранного языка вообще, и в частности, к английскому, даёт нам возможность избежать единообразия в преподавании, “будит” в детях творчество, фантазию, развивает навыки говорения, творческого письма, способствует развитию и повышению мотивации, познавательного интереса к предмету.
Аутентичные тексты английской и американской художественной литературы являются реальной и продуктивной основой формирования креативного и критического мышления, развития фантазии, чувства языка. Они способствуют развитию всех видов речевой деятельности, особенно творческого письма, которое дает учащимся и учителю возможность соединять друг с другом основные виды речевой деятельности. Особенно положительно письменные навыки влияют на навыки говорения. Творческое письмо является средством выражения мыслей и чувств говорящего.
При работе с аутентичными текстами ученики обучаются, действуя. Что это значит?
• Они могут по-своему интерпретировать смысл текста, книги, опираясь на свой собственный жизненный опыт, чувства, знания.
• При работе с такими текстами существует столько интерпретаций, сколько есть читателей.
• Продуктивно работая с текстом, ученики могут изменить его, задавать вопросы, фантазировать; самостоятельно попытаться что-то сказать по интересующей их теме, проблеме.
• Ученикам доставляет удовольствие предвосхищать события, которые происходят в книге (тексте).
• Учащиеся учатся выступать от имени различных героев, описывают события, высказывают свои мнения, т.е. активно включаются в процесс общения.
На уроке (либо в качестве домашнего задания) можно предложить самим ребятам выступить в роли автора художественного произведения и кратко охарактеризовать главных героев, остальным учащимся предстоит прогнозировать события, придумывать название книге, сочинять стихи, высказывать своё мнение, много писать, работая в группах.
Необходимо отметить, что работа в группе стимулирует развитие творческих способностей учащихся, ведь в группе и те, кто реально придумывал какие-то идеи, и те, кто только соглашался, будут считать себя авторами. Как следствие, у каждого ученика будет расти уверенность в своих силах, развиваться коммуникативные способности, происходит адаптация личности внутри детского коллектива.
Такая методика работы с аутентичными текстами при выполнении творческих заданий позволяет:
• повышать интерес к иностранному языку;
• развивать творческие способности, воображение;
• мотивировать умственную деятельность учащихся, связанную с выдвижением гипотез, поиском и принятием решения, анализом, обобщением;
• вызывать эмоциональные переживания, нацеливая учеников на самостоятельный выбор путей, приемов, способов и средств решения проблемы в зависимости от их способностей;
• активизировать лексико-грамматический минимум, повышая степень его тренировки и усвоения;
• развивать умения письменной речи;
• создавать благоприятный морально-психологический климат на уроке, доброжелательную атмосферу во взаимодействии преподавателя и учащихся.
• осознать учащимся различия своей и чужой культуры.
Наша школе не гуманитарного профиля уже по определению — «Экономический лицей», но каждый учитель нашего методического объединения является яркой и творческой натурой, которая не просто выдает урок, а уделяет максимальное внимание именно творчеству на уроках, что естественно ведет к развитию личности школьника.

В течение года проводится огромная работа в этом направлении, что, конечно, приносит свои результаты:

— по результатам ЕГЭ средний балл, полученный нашими учащимися традиционно выше, чем средний результат по региону;

— наши ученики успешно участвуют во всех районных и городских конкурсах, научно-практической конференции, всероссийской олимпиаде школьников, а также в различных интернет-конкурсах.

В лицее также проводятся разнообразные олимпиады для учащихся 2-11 классов. Если старшие классы можно задействовать в олимпиадах страноведческого характера, то для более младшего возраста будут интересными задания в игровой форме, учитывающие их возрастные характеристики:

— аудирование (с использованием аутентичной аудиозаписи),
— видеозарисовки,
— грамматический тест,
— чтение текста с прилагающимися к нему заданиями,
— говорение (устное высказывание по заданной теме, ситуации).

Опыт работы показал, что ребятам также всегда интересны разнообразные КВНы, викторины, конкурсы стенных газет на английском языке, конкурсы на лучшего переводчика, проектные работы, уроки с учеником-дублером учителя.
В вышеупомянутой работе Н.Е. Буланкина отмечает, что «постоянное целенаправленное формирование положительной мотивации на всех этих этапах является основным и важным психологическим требованием. Включение учащихся в процесс обобщения с помощью системы развивающих заданий, составленных на различном учебном материале современных отечественных УМК по иностранным языкам, ведёт к формированию наиболее общих моделей мыслительной деятельности, что, естественно, способствует формированию стойкого познавательного интереса к учебному предмету и к учению в целом.»
Ученику должно быть интересно на уроке, у него не должно быть чувства страха, что он сделает что-то не так, что он совершит ошибку, поэтому главной задачей учителя является поддержка ученика, грамотное направление его к общению на английском языке.
Уверена, что каждый из нас убежден в том, что творить способен любой ребенок, только нужно создать для этого соответствующие благоприятные условия, заинтересовать своим предметом.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.