«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Приемы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе

Четверг 1 ноября 2018

Иллюстрация

В обучении иностранным языкам проблемное обучение представляет собой преимущественное использование исследовательского рефлекса саморазвития за счет такого способа учения, как поиск.

Pour etudier la langue etrangere il faut utiliser la recherche.

ключевые слова: Приемы проблемного обучения, проблемное изложение, проблемная беседа, проблемная задача, проблемные речевые ситуации

настроение: позитивное

автор: Шелепова Людмила Ивановна

Проблемное обучение характеризуется способом организации поисковой, творческой деятельности обучающихся с целью решения новых для них проблем.
В обучении иностранным языкам проблемное обучение представляет собой преимущественное использование исследовательского рефлекса саморазвития за счет такого способа учения, как поиск. Опора на исследовательский рефлекс повышает мотивацию изучения иностранного языка. Именно поэтому необходимо использовать приемы проблемного обучения. Вот некоторые из них для учителя иностранного языка.
Проблемное изложение – это введение нового учебного материала, в процессе которого путь решения проблемы указывает учитель или ученик. Предположим необходимо ввести французские слова: accorder, consister, constater, positif, parvenir и другие.
Прежде всего в этом списке учащимся предлагается найти слова, которые напоминают им по звучанию или написанию русские слова. К таким словам обычно относятся constater (констатировать), positif (позитивный). Далее учащихся знакомят с примерами их употребления в речи (C’est un exemple positif.), уточняя таким образом значение этих слов во французском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьникам предлагается найти среди них те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные французские слова. Так, аccorder связывается со знакомым уже accord m, parvenir с глаголом venir. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес у учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а следовательно улучшает запоминание слов.
Проблемная беседа представляет собой серию взаимосвязанных вопросов учителя к учащимся. В каждом таком вопросе заключена проблема, без решения которой нельзя перейти к следующему шагу поисковой деятельности. Серия взаимосвязанных проблемных вопросов приводит к усвоению нового материала. Так, при знакомстве со временем passé antérieur можно предложить несколько французских фраз с их переводом на русский язык. Например: • Dès que j’eus fini le déjeuner, je retournai à l’hôtel. (Сразу же после обеда я вернулся в гостиницу). • Quand son ami fut sorti, elle retourna sa porte à clé. (Как только ее друг вышел, она закрыла дверь на ключ.)
Учащиеся должны проанализировать предложенный им материал, назвать новые глагольные формы. Попытаться определить их значение. Для того чтобы лучше уяснить место passé antérieur в системе французских времен, школьникам предлагается определить, чем отличается употребление passé antérieur от passé composé. Например:
• Lorsque Pierre est parti,sa sœur a fermé sa porte à clé. (После ухода Поля его сестра закрыла дверь на ключ.)
• Lorsque Pierre fut parti, sa sœur ferma sa porte à clé. (Сразу же после ухода Поля, его сестра закрыла дверь на ключ.)
Сопоставление примеров позволяет учащимся сделать вывод, что passé antérieur выражает не просто предшествование, а непосредственное предшествование другому прошедшему времени. Затем учащиеся должны проанализировать парадигму спряжения глаголов в passé antérieur и определить, как образуется эта форма. Завершается проблемная беседа самостоятельной формулировкой правила образования и употребления этого времени.
Проблемная задача. Задание может быть выполнено в том случае, если известны: • цель, которую надо достичь, • предмет действия и • способ действия – как следует решать поставленную задачу. Так, например, когда выполняются имитационные упражнения, то целью являются запоминание новой лексики и/или формирование произносительных навыков. Предметом этих упражнений могут быть новые слова или произношение тех или иных звуков. Способ действия – повторение. Это просто, но скучно. Если же в задании отсутствует хотя бы один из компонентов, то оно превращается в проблемную задачу. Например, учитель говорит: «Повторите за мной слова, но с неопределенным артиклем l’abri, l’automne, l’usine…», или «Сгруппируйте слова по признакам, положительно или отрицательно характеризующим человека: modestie f, énergie f, courage m, lâcheté f, égoïsme m…» и т. д.
Проблемные речевые ситуации – это ситуации, побуждающие к речевым действиям. Их можно создавать с помощью заданий (Повторите…, Запишите…, Ответьте на вопросы… и др.), стандартных ситуаций (Для того, чтобы узнать, как проехать к вокзалу, обратитесь к прохожему…), реплик-побуждений (Кто сегодня дежурный?) и т. д. В этих случаях требуется повторить заученные фразы, а следовательно имеет место репродукция. Проблемные речевые ситуации, являясь одним из видов проблемных задач, провоцируют продуктивную речь, так как в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как говорят в данном конкретном случае (способ действия).Это бывает в ситуациях, когда необходимо, например, выиграть время (вас просят: «Поговорите несколько минут с посетителем, пока я не вернусь…»), при нестандартной провоцирующей реплике собеседника или при необходимости самому найти такую реплику («Назовите, пожалуйста, ближайшие булочные.» Или: «Ваша собака укусила мальчика.»).
– Invitez votre ami chez vous, expliquez-lui le trajet.
– Interrogez votre ami français sur le système d’enseignement en France.
– Racontez comment vous vous figurez la vie dans l’avenir.
– Imaginez que vous allez tourner un film. Dites quel sujet vous choisirez?
– Qu’est-ce qu’il faut faire pour que vous reussissiez en français.
Поэтому проблемные ситуации целесообразно использовать на продвинутом этапе обучения. Вместе с тем, можно найти такие ситуации, которые не требуют особой подготовки для проведения беседы. Например, учитель читает текст «Toto sauve un poisson»:
Le maître parle de sauvetage. Il demande aux élèves:
– Qui d’entre vous a sauvé quelqu’un?
Toto lève la main et dit:
– Moi, monsieur, j’ai sauvé un poisson qui était tombé dans l’eau.
После этого учитель предлагает учащимся подтвердить правильность суждения Тото или возразить ему.
Более сложные проблемные речевые ситуации могут создаваться при помощи тезисов для дискуссии. Например:
– Qu’attendez-vous le plus de vos professeurs?
• Une connaissance profonde de la thèorie?
• La compréhension de vos besoins et de vos rêves?
• Ou bien la sagesse et le sens de la justice?
Вот примеры проблемных задач, которые можно использовать в своей работе учителю французского языка.
1) Проблемные вопросы представляют собой один из видов проблемных задач и предполагают наличие у учащихся некоторых знаний из пройденного материала. Таким образом, проблемные вопросы с успехом могут служить для организации контроля.
Проблемные вопросы:
– Nommez les différents repas et dites à quels moments de la journée ils se prennent?
– A quoi servent les objets de toilette suivants: le savon? la brosse à dents? le peigne?
– Quand il est midi à Paris, quelle heure est-il à Moscou?
– Quelles précautions faut-il prendre pour traverser la rue?
– Dites dans quelles situations on pourra employer le proverbe «Il faut semer pour récolter».
2) Проблемные задания:
– Remplissez l’enquête: indiquez nom, âge, lieu et date de naissance, adresse.
– Citez les sept couleurs composant la gamme de l’arc-en-ciel.
– Quel est le titre des fables de La Fontaine qu’évoquent les mots suivants: a) tout l’été, famine, vous chantiez… et bien, dansez maintenant; b) corbeau, arbre, fromage, flatteur, renard; c) le loup, ton frère, j’ai faim.
– Ecrivez en lettres la date complète des fêtes russes et françaises.
– Résumez le texte lu de la part de l’auteur et du personnage principal.
– Dégagez l’idée maîtresse du texte.
– Trouvez dans le texte les phrases qui justifient votre opinion.

Приемы проблемного обучения, стимулирующие умственную и речевую активность, формирующие механизмы мышления у учащихся и способствующие достижению развивающих целей, необходимо использовать с учетом уровня обученности школьников и объема полученных ими знаний. Например, нельзя спрашивать учащихся, где находится могила Неизвестного солдата в Париже, если им неизвестны достопримечательности столицы Франции. Или нельзя предлагать выбрать одно из утверждений, если не определены критерии выбора.
Следует также отметить, что приемы проблемного обучения эффективны лишь в том случае, если они предусмотрены учителем своевременно. Как слишком легкие, так и слишком трудные задачи не способны стимулировать продуктивное мышление, и, следовательно, сделать обучение развивающим.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.