«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Он-лайн курсы в системе смешанного иноязычного обучения школьников: особенности и перспективы

Среда 18 сентября 2019

На современном этапе многозадачность, предъявляемая новыми нормативно-правовыми документами, государственным стандартом среднего (полного) общего образования по иностранному языку и требованиями к подготовке выпускников к ЕГЭ, является основным вызовом учителю иностранного языка (далее ИЯ). Одним из возможных способов решения данной проблемы является организация смешанного обучения ИЯ (blended learning), которая позволяет наиболее полно реализовать принцип личностно-ориентированного подхода к обучению, максимально результативно спланировать время учителя и отдельно взятого школьника, делая процесс изучения ИЯ увлекательным и доступным.

 

 

Автор: Матвиенко Людмила Михайловна

Доцент кафедры английского языка и методики его преподавания

Волгоградский Государственный Социально-педагогический Университет

 

Понятие смешанного обучения появилось в начале 2000-х годов и рассматривалось как метод обучения персонала и переподготовки кадров. После публикации книг авторов Бонк и Грэхэм “Handbook of Blended Learning” (2006 г.) и Гэррисон и Воган “Blended Learning in Higher Education: Framework, Principles, and Guidelines” (2008 г.) метод стал успешно использоваться в системе высшего образования [5]. В рамках школьного образования данный метод практически не изучался и в отечественной методике можно встретить такие его синонимичные понятия как комбинированный или интегрированный.

Современные методы обучения ИЯ в школе предусматривают активное использование различных информационных технологий, которые вносят в образовательный процесс доступность, открытость, мобильность и обеспечивают смену организации пространства в классе, оснащение урока современными техническими средствами, использующихся как в процессе деятельности учеников в классе, так и во время самостоятельной подготовки школьников. Если придать этой деятельности планомерный характер, то возникает система смешанного иноязычного обучения школьников, которая должна включать следующие способы организации учебного процесса: аудиторные занятия (face–to–face (F2F) classrooms), электронное обучение (e-learning) и самостоятельное обучение (self-paced learning) [6]. Следует заметить, что все три способа не существуют сами по себе и изолированы друг от друга строгими рамками, они легко взаимозаменяются и комбинируются. Например, самостоятельная работа может выполняться как на уроке, так и в режиме он-лайн, а во время выполнения аудиторной работы можно использовать как преимущества электронного обучения, так и самостоятельной работы школьников. Однако очевидно, что в рамках организации смешанного обучения ИЯ он-лайн курсы, являясь частью e-learning, выступают в роли оптимизатора учебно-познавательного процесса и,  делая его более гибким и доступным, позволяют разнообразить формы обучения [4].

Вопрос дистанционного обучения уже не раз становился в центре внимания ученных и практиков. В современных исследованиях, понятия «дистанционный курс» и «он-лайн курс» часто используются синонимично. При обучении дистанционному курсу используются традиционные и специфические методы, средства и формы доставки образовательного контента с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологиий. Он-лайн обучение – это получение знаний и навыков при помощи интернет соединения. Таким образом, по своей сути, он-лайн курсы являются составной частью дистанционных и обладают схожими характеристиками – использованием индивидуального темпа обучения и гибкого графика, однако последние обладают значительной мобильностью, которая обеспечивается эффективной связью между учителем и обучающимся. Разница также состоит в том, что дистанционный курс может занимать значительное время, тогда как он-лайн курс, как правило, рассчитан на более короткое время (от недели до месяца).

Известно, что значительное количество он-лайн курсов уже используется в системе высшего образования, однако, практически отсутствуют исследования по изучению эффективности он-лайн курсов по обучению иноязычному коммуникативному взаимодействию на основе проектной деятельности школьников. В этой связи, проблема изучения, описания особенностей и целесообразности использования он-лайн курсов в обучении ИЯ в целом, и в обучении проектной деятельности школьников в частности, приобретает особую значимость.

Между тем, в процессе обучения ИЯ школьников используются большое разнообразие вариантов работы в сотрудничестве: коллективная работа (все школьники работают над проектом); работа в минигруппах; индивидуальная работа каждого члена команды с последующим  групповым сравнением и обсуждением результатов. Для организации эффективного сотрудничества, важно соблюдать ряд необходимых условий: осознанная творческая взаимозависимость членов коллектива; интенсивное творческое общение между участниками; осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы; умение работать в паре или в составе небольшой группы; регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения ее эффективности [3].

Работая над проектами, школьники, приобретая коммуникативную компетенцию и знания социокультурного характера, принимают активное участие в процессе обучения, который имитирует реальные ситуации. При правильной организации этой деятельности учащиеся должны научиться нести ответственность за результаты обучения и совершенствовать свое умение учиться. Метод проектов обеспечивает реальную мотивацию изучения языка, способствует развитию инициативности, настойчивости и чувства ответственности у школьников, обучает практическому решению проблем, развивает дух сотрудничества,  способствует развитию толерантности к мнению других, развивает способность к оцениванию, поощряет творческую активность. С учетом современных тенденций, школьные проекты оформляются в виде мультимедийных презентаций и представляются на уроках, внеклассных мероприятиях, на конференциях и конкурсах.

Практика педагогической деятельности показывает, что защита проектов и презентаций хоть и вызывает значительную заинтересованность школьников, не всегда проходит на высоком уровне владения языковой компетенцией. Школьники демонстрируют ограниченный запас слов, что препятствует выполнению поставленной задачи в полном объеме; допускают значительное количество лексических, фонетических и грамматических ошибок; демонстрируют ограниченные знания заявленной темы; презентация не соответствует требованиям к оформлению, слайды перегружены текстом, очередность слайдов не соответствуют монологическому высказыванию; школьники не владеют навыками монологического высказывания, не владеют стратегиями ведения беседы, не отвечают на вопросы слушателей.

Таким образом, возникает необходимость в обучении школьников созданию успешных презентаций и использование обучающего он-лайн курса предоставит возможность учащимся  выполнять индивидуально-ориентированные задания дома или в другом месте в своем темпе и в удобное для себя время, а также позволит избежать многих традиционных недостатков уроков: нехватки учебников и раздаточного материала, морального дискомфорта в результате деления на «сильных» и «слабых» школьников и многих других проблем [2].

В рамках он-лайн курса по обучению школьников написанию и защите презентаций на ИЯ,  обучающиеся, помимо приобретения иноязычной компетенции, научатся, как определять цели своих выступлений; как формировать соответствующие стратегии; как «считывать» обратную связь от слушателей и свободно взаимодействовать с аудиторией на ИЯ; как вести себя во время презентации; как четко и конкретно готовить свои выступления, и т.д.

Применение он-лайн курсов в системе смешанного языкового обучения  показали, что в процессе их изучения происходит переход от методов обучения, в центре которых стоит учитель, к методам, ориентированным на активную деятельность школьников с использованием влияния новых технологий. Интерактивность является ключевым понятием, которая автором рассматривается как режим взаимодействия всех участников учебного процесса и возможность обучающегося самостоятельно выбрать формат участия в этом процессе. Еще одним существенным положительным фактором использования данной технологии является развитие самостоятельности и ответственности обучающегося, развитие его мотивации и самоконтроля.

Безусловно, существуют и проблемы в процессе организации обучения ИЯ с использованием он-лайн курсов. Технические возможности отдельных пользователей пока ограничены — не все имеют компьютер и доступ в интернет. Если же такая возможность существует, имеется другая проблема – недостаточная компьютерная грамотность учащихся. Также существует мнение, что дистанционные курсы не подходят для развития коммуникативной  компетенции школьников в силу того, что личный контакт обучающихся друг с другом и с учителями отсутствует или является минимальным. Однако следует заметить, что любой он-лайн курс, является лишь частью общей смешанной системы иноязычного обучения, в которую входят как дистанционные программы, так и традиционные формы обучения школьников ИЯ. Выполняя ряд задач, заложенных курсом, обучающийся не будет лишен традиционных занятий и по-прежнему сможет обучаться в соответствии с программными требованиями по дисциплине. Он-лайн курс, обучающий как создавать и защищать презентации и проекты на ИЯ, рассчитан на занятия внеклассные, что сэкономит время учителя на уроке и позволит школьникам на практике продемонстрировать результаты своего обучения во время демонстрации своих презентаций и проектов.

На заключительном этапе школьники не только смогут демонстрировать знание лексических единиц и грамматических умений, но и готовность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей, так как междисциплинарные связи способствуют развитию у обучающихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умения вести исследовательскую работу, что является особенно важными навыками для выполнения профессиональных обязанностей в будущем. Таким образом, во время защиты проектов школьники будут совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию в единстве всех ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, и смогут достичь значительного уровня владения ИЯ, необходимого и достаточного для осуществления речевой иинформационной деятельности в соответствии с личными ориентированными интересами и потребностями.

Разнообразие тем школьных проектов велико, практически после изучения каждого модуля, например учебника “Spotlight” 10 (Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др.), учитель может нацелить учащихся на выполнение проекта с его последующей защитой в форме презентации. Например, после изучения Модуля 1 можно предложить учащимся создать проект на темы “The person I admire” или “Teenagers’ Fashion in Russia”; Модуль 2 – проект на тему “Famous sporting events in Russia”; Модуль 3 – проект на тему “The System of Education in the UK, the USA and Russia”; Модуль 5 – проект на тему “See New Places, Meet New Faces” и т.д. [1].

Кроме представления презентаций на уроках, школьники могут принять участие в конкурсах проектов на ИЯ. Практика проведения подобных мероприятий показывает значительную заинтересованность школьников, а также востребованность в теоретических и практических знаниях и умениях для осуществления проектной деятельности, причем не только школьников. Учителей, готовящие учащихся к участию нуждаются в методической поддержке на всех этапах подготовки проектов и отмечают значительный потенциал подобных мероприятий для формирования у школьников мотивации к изучению ИЯ и необходимость дальнейшего самообразования и совершенствования. Одним из примеров подобного мероприятия является Всероссийский конкурс на иностранном языке «Самообразование – мой путь к профессиональному мастерству», проводимый в рамках реализации программы дополнительного образования детей и взрослых на базе ФГБОУ ВО ВГСПУ, где студентам и школьникам предлагается подготовить проекты по двум основным направлениям по выбору: «Самообразование – мой путь к профессиональному мастерству» или «Мои увлечения, моё творчество – мой путь к самосовершенствованию» [7].

Резюмируя, следует отметить, что изучение школьниками дистанционных курсов, нацеленных на обучение коммуникативному взаимодействию, способно оказать решающее влияние на умение применять полученные теоретические знания на практике в реальной ситуации и увеличит их конкурентоспособность в процессе участия в конкурсах и конференциях. Особенно http://www.tilt.tc он-лайн курс является для обучения коммуникативному взаимодействию в системе инклюзивного образования, так как школьники с ограниченными способностями испытывают значительные затруднения в реализации коммуникативного компонента обучения ИЯ.

Литература

  1. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В.и др. Spotlight 10. Учебник. – М, Издательство: Просвещение/Express Publishing, 2012 г.- 248 c.
  2. Кожевникова Т. В. Методика составления упражнений для работы с компьютером. Вариантность в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. — М., 1999. — с.126–134 .
  3. Матвиенко Л.М. Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплингуманитарного цикла: дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2004. –С. 31.
  4. Яшина Н.К. Дистанционное обучение иностранным языкам как современная технология в педагогике [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://iyazyki.ru/2015/07/distant-education/
  5. Friesen N. Defining Blended Learning. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://learningspaces.org/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf
  6. Valiathan P. Blended Learning Models // American Society for Training & Development, 2002 [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://old.astd.org/LC/2002/0802_valiathan.htm.
  7. http://creation.miroznai.ru/contest/209
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.