Реализация целей и задач проекта «Академический класс в московской школе» с новым учебно-методическим комплексом по английскому языку серии «Сферы»
Автор: Елена СМИРНОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 20 января 2020На авторских встречах с учителями Москвы мне часто задают вопрос о том, насколько учебно-методический комплекс серии «Сферы», соавтором которого я являюсь, соответствует целям и задачам проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе».
Автор статьи: Смирнова Елена Юрьевна
учитель английского языка высшей категории. ГБОУ Школы № 1282 «Сокольники»
Заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования.
Данный проект является частью крупного образовательного проекта «Профильные классы», созданного под эгидой Департамента образования и науки города Москвы. Проект «Профильные классы» направлен на объединение усилий учителей московских школ, открывших профильные классы, ресурсов всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Проект поощряет открытие инженерных, медицинских, кадетских, академических и ИТ-классов. Кроме того, в рамках проекта существует Московский предуниверсарий, Новый педагогический класс, Школа старшеклассников и Курчатовский проект.
Обучение в академических классах содержит элементы предпрофессионального образования, знакомит учащихся с применением научных знаний и результатов научных исследований в изучении проблем реальной жизни и основано на погружении в научно-исследовательскую (проектную) деятельность для осознанного выбора современных профессий в наукоемких отраслях экономики. В результате учащиеся смогут, например:
- осваивать современные методы исследований;
- оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов;
- самостоятельно получать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы;
- проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата.
Участниками проекта «Академический класс» уже стали 24 московские школы, включая образовательную организацию (ГБОУ «Школа №1282 «Сокольники»), в которой я работаю учителем английского языка.
На первый взгляд может показаться, что все вышеуказанные задачи невозможно выполнить на уроках английского языка, ведь часов на наш предмет выделяется немного, и многие коллеги в первую очередь делают акцент на подготовку детей к сдаче государственной итоговой аттестации. Однако все эти задачи не требуют дополнительного времени на уроке или специальных материалов – их выполнение достигается при помощи разработанной системы заданий (в том числе исследовательских), которые гармонично включены в уроки в рамках каждой изучаемой темы.
Умение проводить исследовательскую работу – один из ключевых навыков современного человека, поэтому авторский коллектив УМК серии «Сферы» постепенно погружает учащихся в исследовательскую деятельность, начиная с самых ранних лет обучения. Безусловно, для младших школьников мы придумали простые задания, типа
- Узнай и ответь на русском языке, у каких стран на флагах те же цвета, что на российском флаге?
- Опроси членов своей семьи… Запиши результаты опроса в таблицу.
- Какие традиционные блюда готовят в твоём крае? Спроси у членов своей семьи … Сделай краткую презентацию в классе.
и другие. Проводя такие мини-исследования младшие школьники привыкают к исследовательской деятельности с самого начала обучения английскому языку.
На этапе основной школы (5-9 классы) в учебниках можно найти такие задания:
- Write 4–6 questions for a survey on hobbies and sports. … Then ask five partners your questions. Write down their answers.
- Find out more about your places. You can visit them, collect brochures or search the Internet.
Замечу, что такого рода исследовательское задание даёт учащемся выбор – можно или посетить интересное место своего региона, или найти информацию удалённо, с помощью Интернета. Таким образом, мы учим детей тому, что к исследованиям можно подходить с разных сторон, и проводить его как практически (побывав, рассмотрев, «пощупав»), так и теоретически (найти в источниках, прочитать, изучить).
- Collect clothes words … and adjectives … Prepare a page in a fashion magazine: find pictures, stick them on a page, write notes about each picture. Present your page to the class.
Данное задание предполагает не просто собрать материал, но и представить результаты проведенной работы в виде презентации. Правила подготовки и проведения презентаций можно найти сразу же на страницах учебника в разделе Skills File («Учись учиться»).
Некоторые исследовательские задания предполагают включение членов семьи в образовательный процесс. Например: Ask your family members what other famous Russian inventors they know. Tell the class.
Ближе к завершению основной школы проектные (исследовательские) работы более объёмные. Так, в учебнике для 9 класса можно найти следующее задание (тема «Жизнь в мегаполисе»):
- Choose a city, find out more about it and present it to the class.
- Find other students who would like to work on the same city as you. You could also work alone.
- Work on the project. Divide the tasks between yourselves if you’re in a group.
- Present your project to the class. Use visual aids if possible (posters, handouts, etc.).
- Listen to the other presentations and give your opinion about them.
Задача данной работы не просто рассказать о каком-нибудь городе, но и собрать исследовательскую (проектную) команду из одноклассников, которым интересен этот же город. Тем самым формируется одна из ключевых компетенций 21 века – «сотрудничество» (cooperation).
На этапе старшей школы исследовательской деятельности и выбору профессии уделяется особое внимание, ведь это заключительный этап получения школьного образования. Именно по завершении этого этапа в итоге реализации проекта «Академический класс в московской школе» организации высшего образования и научные организации должны получить надежный ресурс – выпускников, мотивированных на получение профессий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологические отрасли экономики, необходимых для устойчивого опережающего развития России в XXI веке.
В учебниках для 10-11 классов серии «Сферы» у учащихся есть все условия для того, чтобы углубиться в исследовательскую деятельность, изучить научные факты, добыть новую информацию, прокомментировать исследования ученых, сделать собственные выводы и заключения.
На страницах учебников, начиная с 5 класса, введена подрубрика “i” (сокр. от information), которая расположена на полях. Помимо дополнительной полезной информации, расширяющей общий кругозор учащихся, эта подрубрика содержит научные факты, результаты исследований, теории в рамках изучаемой темы, которые рекомендуется изучить и прокомментировать, а, возможно, и опровергнуть. Вот некоторые из них:
Отмечу, что все эти материалы являются обучающими. Они направлены на анализ, проработку и выполнение сопутствующих заданий, а не просто для того, чтобы прочитать и забыть. Советы по работе над этой подрубрикой предлагаются в поурочных методических рекомендациях.
На страницах встречаются выдержки из научных статей, научно-популярных текстов, официальных документов, отчетов, исследований, которые были подобраны авторами в соответствии с изучаемой темой цикла и возрастом учащихся.
Отдельные тематические циклы посвящены выбору профессии в различных областях и сферах.
Также приведу несколько примеров исследовательских заданий:
- Find out more about the baseball academies on the Internet. Then discuss this statement in class: Baseball is good for a country like the Dominican Republic.
- New York’s “City” is called Wall Street. Search it on the Internet and compare it with the City of London. Is there a similar place in Russia?
- Search the news websites on the Internet. Note down ten different headlines about the 2010 heat wave. Choose two which you think describe the situation well. Compare them with your partner.
Замечу, что зачастую такие задания сопровождаются списком ключевых слов, которые можно использовать для поиска информации в поисковой системе, или адресами интернет-сайтов.
Кроме того, в разделе Skills File («Учись учиться») старшеклассники могут найти рекомендации о том, как осуществлять поиск информации.
Таким образом, в учебниках серии «Сферы» разработана авторская система обучения учащихся исследовательской и научной деятельности, начиная со 2го класса. Она не требует дополнительного времени, отдельных занятий или других материалов. Достаточно внимательно следовать советам в поурочных методических рекомендациях к учебникам.
С 2019 года положительный опыт Москвы по открытию профильных классов распространяется и на всю Российскую Федерацию благодаря новому проекту создания базовых школ Российской академии наук. Цель проекта – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.
Можно с уверенностью сказать, что эти инновационные образовательные проекты в совокупности с современными учебно-методическими комплексами, позволят вывести школьное и высшее образование нашей страны на новый уровень.
Авторский коллектив нового УМК всегда окажет методическую поддержку и ответит на ваши вопросы. Ждем ваших писем по адресу spheresteam@yandex.ru и желаем вам интересной и продуктивной работы!