Подготовка старшеклассников к дальнейшему изучению английского языка в вузе: формирование иноязычной коммуникативной компетенции на материале УМК «Сферы» (10 класс)
Автор: Наталья ГУНИНА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 28 января 2020
Автор: Гунина Н.А., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки и профессиональная коммуникация» ФГБОУ ВО «ТГТУ», Тамбов
Одной из задач организации обучения иностранному языку является обеспечение преемственности между школьным образованием и подготовкой в вузе. В связи с этим возникает необходимость в развитии навыков и умений, востребованных в современных условиях высокой конкуренции, постоянных изменений и появления новых технологий и методов. В публикации будет рассмотрена специфика УМК «Сферы» для формирования компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в вузе.
Настроение: вдумчивое
Ключевые слова: навыки 21 века, ИКТ, компетенции, профессионально-ориентированное обучение.
Проблема подготовки старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии и успешному обучению в вузе непосредственно связана с реализацией компетентностного подхода, цель которого состоит в том, чтобы сформировать у учащихся компетенции необходимые для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности. В современной России переход к компетентностной модели обучения произошел с принятием «Национальной доктрины образования в РФ» в 2000 году [1] и отказом от устоявшейся модели, основанной на знаниях, умениях и навыках (ЗУНы). Один из теоретиков компетентностного подхода, российский ученый, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института образования человека, А.В. Хуторской опубликовал в 2002 году в Интернет журнале Эйдос статью «Ключевые компетенции и образовательные стандарты» [2]. Были даны определения понятиям «компетенция» и «компетентность», сформулированы основные компетенции и проведена их типология. В дальнейшем идеи комптентностного подхода были систематизированы автором в учебно-методическом пособии «Компетентностный подход в обучении» [3], где были выделены ключевые, универсальные, метапредметные и предметные компетенции. Применительно к уроку иностранного языка компетенстностный подход неоднократно становился предметом рассмотрения в работах Е.В. Солововой, Р.П. Мильруда, И.Л. Бим и других отечественных исследователей. Впервые состав иноязычной коммуникативной компетенции был определен И.Л. Бим, которая выделила четыре основных составляющих — языковая компетенция, речевая компетенция, тематическая компетенция и социокультурная компетенция [Бим, 1999]. Впоследствии структура иноязычной коммуникативной компетенции была уточнена и отражена в федеральном государственном образовательном стандарте. В ее состав были включены языковая, речевая социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.
Принципы компетентностного подхода формировались параллельно с концепцией «навыков 21 века» (21st century skills), возникшей в результате совместной работы представителей бизнеса, образования и государственных органов, итогом которой стало создание некоммерческой организации — Partnership for 21st Century Skills. Количество навыков 21 века периодически варьировалось, изначально было выделено 6 основных сфер охватывающих навыки 21 века: базовые дисциплины, актуальное содержание обучения, навыки обучения и анализа, жизненные навыки и умения, ИКТ грамотность, и современная система оценивания. В дальнейшем концепция была уточнена, а количество ключевых навыков (уместнее их назвать компетенциями) было сведено до 4-х – навыки сотрудничества, коммуникации, критического мышления и креативности.
Оба подхода явились ответом на возникшие изменения в обществе в связи с развитием Интернет-технологий, которые сделали информацию более доступной, и, соответственно, возникла потребность в пересмотре принципов и методов обучения. В России этот процесс шел параллельно с введением коммуникативной методики и знаменовал положительные сдвиги в системе иноязычного обучения. На современном этапе http://www.tilt.tc представляется использование методов и технологий обучения, направленных на формирование навыков проектной работы, умений работать в группе, формулировать проблемы находить способы их решения, подбирать нужный материал и критически его осмысливать. Все это, несомненно, является прочной платформой для подготовки учащихся старших классов для дальнейшего обучения в вузе.
Урок иностранного языка в школе представляется идеальной средой для формирования навыков и компетенций, необходимых для обучения в 21 веке. Отчасти это связано с междисциплинарным характером содержания обучения, а также и формами работы, применяемыми на уроках иностранного языка – дискуссии, обсуждения, работах в парах и микрогруппах.
На примере УМК «СФЕРЫ» для 10 класса рассмотрим разные виды упражнений для формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Кратко становимся на структуре одного из юнитов (Unit 5 Jobs).
Part A: Looking for a job
LISTENING Two personal statements
READING Company websites
WRITING A letter of application
Part A: Practice
LISTENING Personal statements: my future
VOCABULARY Applying for a job
GRAMMAR Conditional 3, conditional sentences: mixed types
WRITING Applying for a summer job by email
Part B: An invitation for a job interview
READING A letter from WOW Electronics
WRITING Accepting an invitation, agreeing on details
LISTENING Practising for an interview
Part B: Practice
GRAMMAR Gerund and to-infinitive after verbs and prepositions, past perfect progressive and present perfect progressive
VOCABULARY whoever, whatever, however, whenever, wherever; jobs
LISTENING Shopping
Part C: A job interview
READING Giving good answers. Interview tips
SPEAKING Role play
LISTENING Leaving a message
Part C: Practice
GRAMMAR Relative clauses with prepositions without who/which/that, non-defining relative clauses, used to + infinitive, emphasis, singular and plural nouns
VOCABULARY Finding a job
Как видно из описания, юнит имеет сбалансированную структуру, в котором последовательно решаются задачи формирования различных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Представлены задания на развитие навыков восприятия звучащей и письменной речи, развитие лингвистических умений, приращение вокабуляра и усвоение грамматических структур, соответствующих уровню обучения на старшей ступени. В УМК есть как языковые, так и коммуникативные упражнения.
Языковые упражнения направлены на развитие умений построения грамматически верных конструкций, выбора лексических единиц в соответствии с языковыми нормами и правилами сочетаемости, а именно формирование языковой компетенции. Например, задание на раскрытие скобок из раздела “Grammar file” нацелено на отработку третьего типа условных предложений. Несомненным достоинством является то, что грамматика отрабатывается на материале диалогической речи, что позволит выйти за рамки заданий, предлагаемых в учебнике. После отработки грамматического материала можно предложить учащимся проанализировать данный текст с точки зрения лексики — выписать так называемые “useful phrases” и составить свои собственные предложения. Таким образом, упражнение на грамматику получит новое осмысление.
Формирование языковой компетенции предполагает также умение выбрать лингвистические формы и способы их выражения в соответствии с условиями речевой ситуации. С этой целью в УМК представлены задания на заполнение пропусков в рамках заданной темы. После заполнения пропусков будет целесообразным отработать лексику в «коммуникативных» заданиях, предложив учащимся продумать реплики возможных ответов на вопросы, или наоборот сформулировать вопросы для имеющихся утвердительных или отрицательных предложений. Например, на вопрос «What kind of job are you looking for?» учащиеся скорее всего дадут следующие ответы: part-time /full-time/ temporary/ summer job. Подобное упражнение позволяет учащимся лучше усвоить лексику и запомнить, в каких речевых ситуациях уместна та или иная единица.
Речевые упражнения нацелены на развитие навыков речевого взаимодействия в соответствии с условиями коммуникативного акта, а именно сложившейся ситуации общения, целей и коммуникативных намерений говорящего, социальной и функциональной ролей коммуникантов. В рассматриваемом УМК есть целый ряд заданий, направленных на формирование продуктивных навыков письменной и устной речи. Например, учащимся предлагается написать письмо при приеме на работу. Отличительной особенностью является то, что развитие речевых умений происходит параллельно с формирование социокультурной и учебно-познавательной компетенций. Учащиеся знакомятся с особенностями речевого этикета в рамках заданной темы, спецификой написания делового письма (осваивают формат, клише), а также развивают навыки критического мышления (выбор последовательности изложения материала в письме).
Проектные задания входят в структуру каждого юнита и подобраны таким образом, чтобы соответствовать интересам современных подростков. Так, например, в юните 5 (Jobs) учащиеся знакомятся с особенностями работы в Сити – деловом квартале Лондона, а затем в рамках проектного задания в минигруппах готовят проект об аналогичных бизнес-центрах ы своем городе или других городах своей страны. Все это позволяет не только сформировать необходимые компетенции, но и расширить кругозор учащихся, сформировать интерес к изучаемому языку и культуре англоговорящих стран, научиться работать с информацией, в том числе используя современные цифровые технологии и ресурсы Интернет.
Для эффективного комплексного развития коммуникативно-когнитивной деятельности школьников старшей ступени в условиях урока иностранного языка необходимо соблюдение следующих условий обучения, а именно:
• постановка интегративных целей коммуникативного и когнитивного развития учащихся с учетом дидактического контекста, их возрастных особенностей и уровня владения иностранным языком;
• создание условий для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, и овладения различными типами познавательных стратегий в процессе изучения иностранного языка;
• расширение информационной базы дисциплины за счет использования разнообразных аутентичных иноязычных источников, в том числе ресурсов Интернета, с опорой на современные: информационно-коммуникационные технологии;
• учет разноуровневого характера общеобразовательной, когнитивной и языковой подготовки учащихся.
Подводя итог краткому анализу УМК «Сферы» на материале одного из юнитов, хочется отметить, что пособие отличает четкая и логичная структура, сбалансированная подача языкового и тематического материала, достаточное количество тренировочного материала, дающего простор для варьирования и выхода за рамки пособия, а также релевантность содержания потребностям современных учащихся.
Список источников
1. «Национальная доктрина образования в РФ» // http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Педагогический дискуссионный клуб «Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника» (портал Аудиториум.ru, 2002 год)
3. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
4. УМК «Сферы» // https://prosv.ru/umk/about/english-spheres.html