«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Особенности поколения Z при обучении английскому языку. (Generation Z. Features of English language teaching.)

Вторник 4 февраля 2020

Поколение Z — это поколение, которое легко ориентируется в современном мире, открыто современным технологиям и требующее новых методов при обучении иностранному языку.
Generation Z is a generation that is easily oriented in the modern world, is open to modern technologies and requires new methods when teaching a foreign language.

 

 

 

Автор: Придня Анна Юрьевна
Место работы: МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель иностранных языков
Настроение: воодушевленное, творческое
Ключевые слова: Поколение Z, английский язык, цифровое поколение, мотивация, творческий подход (Generation Z, English language, digital generation, motivation, creativity)
Город: Новосибирск

В последнее время статус иностранного языка в нашем обществе значительно изменился. Сегодня знание иностранных языков – это  уже не  роскошь, как было совсем недавно, а реальная необходимость, это — средство общения; Язык  превратился в одну из ведущих дисциплин, которая абсолютно обоснованно стоит на одном уровне со специальными предметами, так как ценность выпускника на рынке труда в  условиях активного развития международных контактов во многом определяется в том числе,  и уровнем его языковой подготовки. В настоящее время складывается совершенно новая методология изучения иностранных языков, целью которой является формирование коммуникативной компетенции — научить общаться, понимать и уважать другую культуру [1-3].

Обучая детей иностранному языку, мы не только решаем задачу развития личности. Наш предмет является ресурсом систематического пополнения знаний, формирования и развития коммуникативных умений и навыков. Не новость, что  между большинством из нас и детьми, которых мы обучаем, существует значительная возрастная разница, мы принадлежим к разным поколениям, мы по-разному смотрим на мир.  Это и нужно учитывать во время подготовки к урокам, чтобы они проходили интересно и с пользой для дела. Знаете ли вы, что то поколение детей, с которым мы работаем уже на протяжении нескольких лет и еще будем работать не один год, называется «Поколение Z» или иначе их называют — «Центениалы». Что  это значит? Необходимо отметить, что одним из первых ученых, который начал исследовать определенные расхождения между поколениями, предложив конкретную характеристику и интерпретацию их представителей, был австралийский учёный Мак Криндел.

Например, я, родившаяся в 1973 году, согласно его учению, принадлежу к поколению Х (к этому поколению относятся и те, кто родился между 1965-82 годами). Не будем долго останавливаться на его характеристиках, если вкратце, то мы недостаточно доверяем руководству, политически равнодушны, неоднозначно относимся к наличию высшего образования, но мы привыкли читать, у нас повышенные академические требования к себе и к другим, а также повышенные интеллектуальные способности.

А кто то же такие «Центениалы»?  Это дети, которые родились в эпоху интернета, ориентировочно с 1996 по 2010 год. Они не представляют, как прожить без гаджетов, и часто не делят мир на реальный и цифровой, технологии у них «в крови». То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z — это уже их настоящее. Это их мир, в котором они себя чувствуют часто гораздо проще, чем мы с вами. Это – цифровое поколение. Они предпочитают виртуальное общение (ВК, Инстаграм, Твиттер, Телеграмм, Ютьюб т. д.), очень активны в сети, но немногословны в реальной жизни, нередко  асоциальны, полны противоречий, т.к. есть проблемы с самоидентификацией (в связи с контрастной жизнью в сети и в реальной жизни, они не могут понять себя, кто они и что из себя представляют). Большинство детей находятся под гиперопекой (со стороны родителей), от которой они стараются уйти, но не выходя из дома, а погружаясь в интернет-пространство.

Нам, учителям, можно и нужно использовать увлечение интернетом на своих уроках – найти какую-то информацию в интернете: незнакомое слово, его произношение, историю происхождения того или иного слова, дополнительную информацию по той или иной теме, которую мы проходим на уроке. Так как дети проводят много времени с гаджетами, то они становятся сосредоточенными больше на самих себе, чем на окружающих их людях. Они нацелены на индивидуальную работу, а не на командную. Это также нужно учитывать в работе на уроках.

Дети поколения Z живут также на сверхскорости, как и интернет. С той скоростью, с которой они пролистывают новостные ленты в соцсетях, с такой же скоростью они и воспринимают любую информацию извне. Они сканируют тексты на большой скорости и на уроках, не вдаваясь в детали прочитанного, без глубины понимания текста, у них потеряны навыки вдумчивого чтения.

Память поколения Z – это 8 секунд и 25 слов, это непроизвольное внимание. Если им становится скучно и неинтересно, либо текст большой по объему, они перестают воспринимать информацию, а тем более пересказывать ее. Обладая клиповым мышлением, они лучше воспринимают вспышками информацию, хорошо воспринимают частую смену деятельности. Дети интернета в отличие от предыдущих поколений лучше выполняют письменные работы, чем устные, так как они достаточно немногословны, у них недостаточно развита коммуникация, они больше пишут в соцсетях, чем озвучивают своих мысли вслух.

Для нас, учителей английского языка, это определенная сложность, и мы должны обучать их коммуницировать друг с другом на уроках. Они не командные игроки, а борются за личное первенство в любой ситуации. На уроках нашей задачей становится создать такую обстановку, в которой дети будут вынуждены (сами того не замечая) обращаться за помощью к одноклассникам, организуя пары, либо микрогруппы для решения того или иного вопроса.

Дети поколения Z отличаются также и тем, что им сложно воспринимать информацию на слух, им обязательно нужна визуализация того материала, который мы хотим до них донести. Обычная школьная доска и цветные мелки, карточки, видеозарисовки, слайды, электронная доска – это неотъемлемая часть обучения современных детей.

Внимательно рассмотрев несколько различных УМК по английскому языку, отметим, что УМК «Сферы» очень хорошо подходит поколению интернета, учитывая им свойственные характеристики. Как известно, уроки иностранного языка должны быть коммуникативно-направленными. К сожалению, с современными детьми фронтальная форма работы не всегда проходит активно в классах, так как участвуют в такой работе обычно одни и те же дети, В учебниках УМК, который был назван выше,  представлено достаточно материала, который требует не индивидуальной работы, а работы в парах, заставляя ребенка выходить на контакт с другим участником учебного процесса, несмотря на немногословность (устную) детей поколения Z.

 

Практически все тексты для чтения дублируется аудиозаписями, а к заданиям на говорение всегда дается небольшое задание, связанное с письменной речью. Аудирование всегда подкрепляется заданием на устную речь (Прослушай и выскажи свое мнение).

В учебниках представлено много заданий на обучение устной речи по образцу, что помогает детям поколения Z наглядно увидеть то, что от них ожидает учитель. Задание не только озвучивается, но и дается в письменном виде. Ученикам легче и удобнее воспринимать и выполнять задания, представленные подобным образом.

Центениалы работают на себя, и в учебнике много заданий для индивидуальной работы Такие задания нравятся детям еще и тем, что они и дома могут работать самостоятельно, уходя от гиперопеки извне. Позже индивидуальные работы можно и нужно объединить в коллективную выставку, когда ребята увидят уже итог работы всей группы, что немаловажно.

Для поколения Z очень важны формулировки заданий: им нужны четкие цели, перспективы, задачи на будущее. Они не воспринимают расплывчатые задания, им нужна конкретика.

Наличие проектных работ. Учебник выдает конкретные задания, ступеньки работы над проектом, что очень важно для представителей поколения интернета. Если раньше достаточно было дать задание и можно было не сомневаться, что результат оправдает Ваши ожидания, то современным детям чаще всего нужен пошаговый алгоритм работы, с проговариванием четких целей и задач каждого конкретного момента работы над проектом.

 

УМК «Сферы» предлагает немало заданий, которые подходят поколению, о котором мы сегодня говорим: задания на языковую догадку, задания с элементами эвристического метода обучения, наличие замечательного лингвострановедческого материала и многое другое.
Рассматривая данный УМК,  нужно также отметить,  что в соответствие с такой чертой поколения как технологизированность, к учебнику есть аудио- материалы, которые находятся на сайте «Просвещение».

Поколению Z необходима визуализация материала, что очень ярко и красочно представлено в учебниках: фотографии, схемы, таблицы, модели, образцы, символика учебников.

 

 

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:
• Представители поколения Z любознательны, они охотно впитывают новые знания, быстро и легко усваивают информацию, открыты современным технологиям, виртуальной коммуникации и сотрудничеству, они не могут обойтись без технических гаджетов.
• Они должны быть в центре внимания, а процесс обучения должен быть максимально привязан к реальной жизни.
• Поколение Z ориентируется, прежде всего, на результат, а не на участие.
• IT технологии. Сегодняшние ученики, умеющие пользоваться современными гаджетами, информацию, преподносимую учителем, воспринимают эффективнее с применением высоких технологии.
• Научитесь заинтересовывать ребенка, а не заставлять. Только тогда иностранный язык принесет радость открытия и познания.

Список литературы
1. Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник// Иностранные языки. – 2019. – 24 мая https://iyazyki.prosv.ru/20187/05/24
2. Буланкина Н.Е. Профессиональные умения учителя иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей// Сибирский учитель. 2019. № 2. (123). – С. 5-9.
3. Буланкина Н.Е. Актуальные аспекты проектирования развивающей профессиональной среды в условиях рекуррентного образования педагога: методология и перспективы// Сибирский педагогический журнал, №5, 2019.- С.15-24.
4. Алексеев А.А., Смирнова Е. Ю. и др. Английский язык. УМК серии «СФЕРЫ», Просвещение, 2019-2020.
5. «Поколения X, Y, Z: как в них разобраться», онлайн-академия Zillion, https://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia#

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.