«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Понедельник 25 мая 2020

«Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям».
Герберт Спенсер

В концепции Федеральных Государственных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Но как донести эту мысль до современного школьника? Что является ведущей деятельностью в творчестве?

 

 

Автор: Скребкова Елизавета Юрьевна
Место работы: МОБУ «СОШ «Сертолоский ЦО № 2»
Должность: учитель английского языка

 

 

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Как известно возраст 11-13 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается база, фундамент, основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.

Кроме того, стандарт ориентирует педагогов на вовлечение школьников в исследовательскую деятельность и в рамках внеурочной работы: «…в таких формах, как кружки…научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования». [5]

В обучении иностранного языка метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК).

Актуальность исследовательской и проектной деятельности заключается в том, что она дополняет содержание программ по иностранному языку и способствует интеграции предметных и надпредметных умений школьников среднего и старшего подросткового возраста и в значительной степени формирует общеучебные умения.

Основная цель – формирование у учащихся поисково-исследовательских, творческих, интеллектуально-деятельностных умений и навыков в процессе осуществления проекта в области научных или прикладных знаний из различных предметных областей.

Реализация данной цели предполагает формирование и развитие метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных и личностных) по основным направлениям развития школьников.

Занятие с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует коммуникативные компетенции.

Позиция педагога по отношению к учебной исследовательской деятельности неоднозначна, она меняется на протяжении обучения. На первых порах – это организатор, вовлекающий детей в исследовательскую деятельность, в процессе которой они овладевают соответствующими умениями и проходят с педагогом все этапы исследования, а далее учитель — помощник ребенка, постепенно овладевающего исследовательскими умениями, что позволяет реализовывать исследования с постепенно возрастающей долей самостоятельности.  Смена позиции педагога по отношению к ребенку в исследовательской деятельности играет важный момент, так как позволяет сделать ученика субъектом этой деятельности, что и является моей конечной целью. [2]

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в рамках внеурочной деятельности предполагает осуществление полного алгоритма совместных учебных действий.

Проектная деятельность начинается с того, что мы с учащимися составляем план, прослеживаем пути нашей деятельности, обязательно ориентируемся на итог, к чему должны подойти.

На подготовительном этапе – инициация проблемы, организация, планирование.

На этапе основной деятельности – непосредственная работа над темой проекта (сбор материала, систематизация, выбор, оформление данных).

На заключительном этапе осуществляется презентация, защита, оценивание и подведение итогов.

В процессе исследовательской и проектной работы учащиеся чувствуют себя более расковано и свободно. Такой вид работы способствует развитию творческой фантазии, развивает интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, формирует художественный вкус, а также углубляет знание языка, так как при этом происходит процесс запоминания лексики.

Уверена, что многие педагоги используют в своей работе метод проектов не только во внеурочной, но и в урочной системе. Хочу поделиться своим опытом применения проектной деятельности во внеурочное время.

Начинаю работать с детьми и вовлекать их во внеурочную деятельность с 5го класса, так как учащиеся получают возможность практически применять свои знания по иностранному языку, полученные в начальной школе. Обучающиеся часто сами находят информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический и грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации, которые сейчас в богатом выборе.

Проектная работа — это самостоятельная, индивидуальная или групповая творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей. Такая форма работы развивает в детях: 1) Умение рационально распределять обязанности 2) Мышление 3) Логику 4) Фантазию 5) Способность к сотрудничеству

Учащиеся вовлеченный в проектную деятельность, разного уровня владения английский языком, поэтому не всем легко включиться и принимать активное участие. Чтобы учащиеся не испытывали страха мы работаем над групповыми проектами, где все учащееся работают над проектом. В начале работы разрабатываются правила и нормы поведения в группе. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации). Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы. Генератор идей – разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем. Оформитель – записывает идеи и результаты работы, оформляет проект. Оратор (докладчик) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным.

Так как ребята сами распределяют роли в случайно объединенных группах, что и гарантирует участие каждого члена группы и развивает в детях способность к сотрудничеству. Оцениваю работа не одного ученика, а всей группы, оцениваю не столько знания, сколько усилия учащихся. Например, настольная игра «Путешествие по Санкт-Петербургу», учащиеся создали свои проекты, обменялись своими играми и поиграли в игру каждой группы.

Сейчас мы с ребятами 5го класса работаем над проектом «Animals as national symbols». В работе с этим проектом я использую прием jigsaw puzzle activity, т.е. у каждой группы есть свое задание и после полного его выполнения, мы соединяем задание каждой группы в один проект. В начале нашей работы – на подготовительном этапе, мы выполнили задания, такие как, вспомнили названия животных с картинок, сравнили животных и их качествами и прочитали текст «Animals and countries», где учащиеся узнали о интересных фактах и необычных животных- символах разных стран, например, волк –национальное животное Турции.
Затем, на основном этапе нашей деятельности, мы разбились на случайные группы, где ребята распределили роли (лидер, генератор идеи, оформитель, оратор). Каждая группа выбрала одну страну и получила домашнее задание найти информацию по каждой стране и ее символике, по определенному плану:

  • The country’s national symbol
  • When it became the national symbol
  • Where it lives
  • Why it was chosen
  • Where the symbol appears
  • One or two unusual/ little-known facts

На заключительном этапе, ребята представят полученные проекты, затем мы объединим проект каждой групп в один, и планируем представить наш продукт на предметной неделе английского языка в апреле.

Результативность осуществления программы внеурочной деятельности определяется не только содержанием, но и формами презентации и защиты проектов. Итоговыми мероприятиями работы могут стать значимые образовательные события, такие как конференция, форум, общественно полезная практика, выставка, предметная неделя по иностранному языку, и др.  Формат и сроки проведения итоговых мероприятий объявляются заранее. Итоговое мероприятие (событие) предполагает устную или письменную презентацию результатов своего проекта.

Основной задачей и целью для меня является повышение интереса и мотивации к изучению своего предмета, а именно английского языка.  привлечение слабоуспевающий учащихся считаю своей маленькой «победой», так как и они проявляют интерес во время выполнения творческих заданий. Хотелось бы отметить, что когда учащиеся делятся свои опытом и представляют на суд общественности свои работы они мотивируют и слабоуспевающего ученика.

Внедряя в практику работы проектную методику, я пришла к выводу, что если целенаправленно и систематически использовать ее в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Таким образом, создавая во внеурочной и урочной деятельности  условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, я добиваюсь активной деятельности учащихся.

Литература и ресурсы:

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. -2003.-№5
  2. Поздеева С.И.Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестн. Томского гос.пед.ун-та. 2005. Вып.2 (53) с 18-21.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2000. — № 2, 3.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 255 с.3.
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru (дата обращения 11.01.2020)
  6. Федеральная программа развития образования. (1999-2005 г.г.). //Народное образование. 1999. — № 9. — С. 29 — 65.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.