КЛУБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Автор: Светлана БЕЛОВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Вторник 2 июня 2020Одной из особенностей реализации ФГОС является пристальное внимание к внеурочной деятельности учащихся, которая позволяет реализовывать различные виды совместной деятельности, направленные на развитие аналитического и творческого мышления, принятие самостоятельных решений, повышение познавательной активности. В статье рассматривается выбор такой формы внеурочной деятельности в школе как клуб интеллектуальных игр. Показана важность работы клуба как деятельности способствующей формированию у обучающихся устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном развитии, повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию умения слаженно работать в группе и устанавливать эмоциональный контакт между её участниками, творческой активности обучающихся.
Автор: Белова Светлана Анатольевна
Место работы: МБОУ Экономический лицей г. Новосибирска
Должность: учитель английского и немецкого языков
В последнее время система образования Российской Федерации стремительно меняется, динамично реформируется, движется к обновлению. Причём достаточно значимые перемены происходят как в отношении обучения, так и воспитания. К одному из последних качественных изменений можно отнести и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Одной из особенностей реализации ФГОС является пристальное внимание к внеурочной деятельности учащихся, учебный план новых стандартов предполагает выделение весомого количества часов для внеклассной работы. И это не случайно. Ведь, несмотря на все возможные совершенства, с учётом которых может быть выстроена учебная программа, она не в силах охватить текущие события современности и создать широкие возможности для практической деятельности учащихся в условиях постоянно обновляющегося содержания и технологий иноязычного образования, представленных в современных отечественных УМК. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию компетентностного подхода к обучению, предусматривающего усиление практико-ориентированной составляющей процесса обучения и его направленность на развитие не только коммуникативной, но и лингвострановедческой и социокультурной компетенций, а также широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Внеурочная работа как раз позволяет реализовывать такие виды деятельности, которые направлены на развитие аналитического и творческого мышления и принятие самостоятельных решений.
Внеурочная работа автора включает в себя, в том числе и руководство деятельностью клуба интеллектуальных игр кафедры иностранных языков экономического лицея. Клубы (наряду с кружками) – это основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы с обучающимися, объёдинёнными общими интересами и регулярной совместной деятельностью на основе этих интересов. Как показала практика, эта форма внеурочной деятельности является одной из наиболее актуальных, интересных и востребованных. Интерес к работе клуба проявляют и ученики, и учителя, и родители.
Одной из главных причин такого интереса является тот факт, что определяющей целевой установкой создания клуба была работа, направленная на расширение и углубление знаний обучающихся, прежде всего по иностранному языку, а также, благодаря беспредметному характеру данной школьной дисциплины, сопутствующим предметам: литературе, экономике, географии, истории, музыке и т.д. Обеспечение интеграции образовательных и предметных областей является характерной чертой эффективного квалитативного образования. Внеурочная деятельность в клубе даёт возможность учителю формировать у обучающихся навыки аудирования, говорения, чтения и письма. Кроме того, программа клубной деятельности включает углубленное изучение страноведческого материала.
Кроме того, участие в мероприятиях клуба интеллектуальных игр способствует формированию устойчивой потребности в постоянном интеллектуальном развитии, развитию умения слаженно работать в группе и устанавливать эмоциональный контакт между её участниками, творческой активности обучающихся. То есть, работа клуба интеллектуальных игр — это дополнительный ресурс изучения иностранного языка, который предоставляет образовательное пространство экономического лицея.
Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. Занимательность внеурочной работы связана с формами ее проведения, выбором приемов работы, использованием наглядности, занимательных заданий, лингвистических игр. Именно в этой связи работа клуба построена на организации и проведении таких интерактивных форм обучения как, деловые игры, дебаты, образовательные квесты, КВНы, игры по подобию телепередачи «Что? Где? Когда?», театрализованные литературные вечера и др. Теоретиками и практиками игра отмечается как отличный помощник учителя в процессе обучения. Это быстрый и нескучный способ усвоения учебного материала. Но на уроках просто играть не получается. Требуется детально продумать такое учебное занятие. Дидактические игры, используемые в таких случаях, классифицируются по содержанию, типу познавательной деятельности учеников, игровым действиям, правилам организации, правилам распределения ролей и участию учителя. Совместить процесс обучения и собственно игры иногда становится нелёгкой задачей и требует много времени и усилий для подготовки. Поэтому перенос игры, как отдельного вида деятельности со всей её содержательной характеристикой в сферу внеурочной работы является правильным выбором в пользу большей эффективности процесса обучения.
Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта. Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей обучающихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности. Проведение игр из серии «Что? Где? Когда?», интеллектуальных викторин способствует формированию ценностного отношения лицеистов к знаниям, развитию их любознательности, повышению их познавательной мотивации. Также старшеклассникам предоставляется возможность самостоятельно организовать интеллектуальные викторины для учащихся младших классов, что позволяет им приобрести и некоторый позитивный опыт социальной деятельности. Такая образовательная форма как дебаты способна при правильном использовании помочь в формировании позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Таким образом, целью работы клуба является создание интеллектуально насыщенного образовательного пространства в лицее. Итак, согласно планируемым результатам активное участие обучающихся лицея в работе клуба должно привести к повышению интеллектуального уровня и эрудиции участников клубных мероприятий; улучшению мыслительных процессов обучающихся за счёт развития таких возможностей интеллекта, как генерирование идей, выбор правильных стратегий; развитие качеств лидера, умений работать в команде, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
В работе клуба принимают участие обучающиеся 5-11 классов. При планировании работы клуба учитывается связь тематики мероприятий клуба с информацией, изучаемой в разделах учебников для 5-11 классов согласно календарно-тематическому планированию. Также необходимо принимать во внимание возрастные особенности учеников, их информационную базу. Игровые состязания проводятся с периодичностью два раза в полугодие на одной из параллелей классов либо на разных параллелях как командная игра с ярко выраженной соревновательной составляющей. Организация определённой планом игры осуществляется руководителем клуба интеллектуальных игр, учителями, вовлечёнными в процесс, и учениками согласно следующему алгоритму:
— введение (выбор даты и места проведения игры);
— определение сюжета и формы игры, написание сценария, определение необходимого пространства, ресурсов, времени;
— выбор целевой аудитории и количества участников, распределение ролей (по необходимости). Организатор проводит рабочую встречу с учителями, работающими в запланированных классах, предлагает поучаствовать в игре, называет тему, дату, время на прохождение, количество участников, критерии их отбора и обсуждает другие организационные моменты;
— назначение помощников и организаторов (это могут быть учителя, учащиеся старших классов или другие работники учебного заведения);
— руководство к действиям. Консультация группы/групп участников игры (необходимые разъяснения общего характера, выборы руководителя группы и т.д.), тренинг по необходимости, коллективная проработка вопросов и ответов и т.д.;
— подведение итогов. После внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д. После подведения итогов победителям вручаются призы или дипломы.
В качестве примера деятельности клуба в данной статье рассмотрено использование образовательного квеста в качестве интеллектуальной игры. Применение квестов в обучении иностранным языкам давно зарекомендовало себя как положительный опыт: развитие критического мышления, повышение эффективности познавательного процесса, развитие воображения, установление эмоционального контакта между участниками группы, чувство собственной успешности и, как следствие — повышение мотивации к изучению языка.
Квест создаётся, как приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что есть некая цель, дойти до которой можно, продвигаясь последовательно по этапам и разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующему этапу и следующей задаче. Задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Предлагается рассмотреть работу по организации проведения данной игры на примере линейного квеста «Рождественский подарок», который проводится на параллели 6 классов.
Организация осуществляется руководителем клуба интеллектуальных игр, учителями, вовлечёнными в процесс, и учениками согласно следующему алгоритму:
- введение (выбор темы, обоснование значимости квеста).
В данном случае квест проводится 25 декабря (католическое Рождество), как обобщение материала по изученной теме «Holidays, traditions and festivals» (раздел 3 учебника Афанасьевой О.В., «Радужный английский» 6 класс);
- определение сюжета и формы квеста, написание сценария, определение необходимого пространства, ресурсов, времени;
- выбор целевой аудитории и количества участников, распределение ролей (по необходимости).
Организатор проводит рабочую встречу с учителями, работающими в 6 классах, предлагает поучаствовать в квесте, называет тему, дату, время на прохождение квеста, количество участников, критерии их отбора и обсуждает другие организационные моменты.
В нашем случае квест рассчитан на группу из 10 человек. Распределения ролей не требуется, кроме выбора руководителя группы;
- назначение помощников и организаторов (это могут быть учителя, учащиеся старших классов или другие работники учебного заведения);
- руководство к действиям.
Консультация группы/групп участников квеста (необходимые разъяснения общего характера, выборы руководителя группы, выбор элемента одежды, который будет являться отличительным знаком, например, галстуки. Это поможет работникам школы, которые вовлечены в процесс, быстро идентифицировать участников квеста.);
- подведение итогов.
После внеурочного занятия важно обсудить с ребятами, что у них получилось, с какими трудностями они встретились, какое задание было наиболее интересным и т.д.
Квест рассчитан на 1 час и проводится во внеурочное время в помещение школы 25 декабря. Обычно в это время школы соответствующим образом украшены, что создаёт определённое настроение участникам квеста. Руководитель клуба встречает группу участников в заранее оговорённом месте и вручает им телеграмму от Санта Клауса. Телеграмма красочно оформлена и содержит следующий текст: “ My friend Father Frost left a bag with presents in your school. Find a secret word and you will get the presents. Santa Claus” После того как дети ознакомились с текстом телеграммы, им вручается ещё одно послание: «This place is important for every pupil at school. Here you can get information about your lessons. Go there and find something interesting!” Это первый этап прохождения. В итоге дети должны прийти к информационному стенду с расписанием уроков. По предварительной договорённости с диспетчером школы (пункт № 4 алгоритма) в расписании на 25 декабря вместо одного из уроков в любом классе написано слово CHRISTMAS. В нашем лицее изменения в расписании выделяются цветом, данное слово тоже можно выделить, чтобы оно выделялось на фоне других слов, но и не сразу бросалось в глаза. Учащиеся направляются в кабинет, указанный рядом со словом Christmas.
Следующий этап: ребята приходят в указанный кабинет и получают конверт с заданием. Им нужно разгадать кроссворд, где в указанных квадратах сложится слово cloakroom – их следующая цель (Go there and find something interesting).
Следующий этап: в гардеробе висит шуба Деда Мороза. Ребята должны её заметить среди пальто и курток. В кармане шубы находится задание-тест с 3 вопросами.
— Who helps Russian Santa Claus (Father Frost)?
- Fox
- Snow Maiden
- Wolf
- Snake
- Snow Star
— What color is the traditional Father Frost’s costume?
- black
- yellow
- green
- grey
- red
— Where does the New Year tree stand in London?
- Trafalgar Square
- British Museum
- Hyde Park
- the Tower
Write down your answers (for example, 3, 2, B): _________. Из номеров правильных ответов составляется номер кабинета 25А, куда следует обратиться за следующим заданием: Go there and ask for help!
Этап 4. В кабинете группа получает конверт с заданием «Где в школе живёт Снегурочка?» В каждой из строк задания нужно выделить лишнее слово и по выявленной группе лишних слов (ice, snow, cold, fridge) догадаться, что Снегурочка может жить в столовой, в холодильнике. Go there and ask for help!
Этап 5. В помещение столовой по договорённости с работниками в один из пластиковых карманов на стенде «Меню» вставлен лист с небольшим рождественским/новогодним стихотворением. Например,
Complete a New Year poem and go to the place where you can find a lot of poems!
New Year’s Day
A happy day!
We are glad
And want to _____.
We all dance
And sing and ____:
“Welcome, welcome,
New Year’s _____!”
Ответы: play, say, day.
Этап 6 в библиотеке. Восстановленный текст стихотворения участники квест-группы отдают библиотекарю, который сверяет их ответы с правильными и отдаёт им конверт с последним заданием. В конверте находится чайнворд-змейка и задание: Find 12 words about Christmas and New Year. The 9th word is a secret word. Say it to your teacher in classroom № 22.
Christmasnowhiteggreenightreatwelveveachappyear
В последнем кабинете ребятам вручается искомый мешочек с подарками.
Приведённый в качестве примера квест носит интерактивный характер и основан на принципах кооперации и активности обучаемых. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, так как в ходе работы идет обмен знаниями и идеями, организуются парный и групповой виды взаимодействии. Таким образом, создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Подобное происходит и в процессе прохождения и участия в других видах игровой деятельности, осуществляемых клубом интеллектуальных игр лицея.
Деятельность клуба — это не только игры, в которых принимают участие обучающиеся, но и мастер-классы для учителей иностранных языков по их организации. Данные мастер-классы и выступления руководителя клуба интеллектуальных игр проводятся в рамках работы окружного консалтингового центра по вопросам апробации и внедрения ФГОС ОО в школьную образовательную среду кафедры иностранных языков МБОУ «Экономический лицей» г. Новосибирска. Кафедра гуманитарного образования НИПКиПРО по инициативе и под руководством заведующей кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, профессора, доктора философских наук Буланкиной Надежды Ефимовны ежегодно проводит на базе центра обучающие семинары для молодых и начинающих педагогов. Опыт работы, созданного в лицее клуба интеллектуальных игр, всегда интересен педагогической общественности, учителя лицея получают благодарственные отзывы от коллег за предоставленные возможности познакомиться с их наработками по теме.
Список литературы:
- Белова С.А. Образовательный квест как один из видов деятельности клуба интеллектуальных игр// Урок.рф: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obrazovatelnij_kvest_kak_odin_iz_vidov_deyatelnos_181722.html Инфоурок https://infourok.ru/obrazovatelniy-kvest-kak-odin-iz-vidov-deyatelnosti-kluba-intellektualnih-igr-4001105.html
- Буланкина Н.Е. «Ещё раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков в российской школе» Всероссийское Интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», 2018 https://iyazyki.prosv.ru/2018/04/innovative-technology
- Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. №6.
- Федеральные государственные образовательные стандарты/standart.edu.ru