Е.И. ПАССОВ. МЕТОДИКА КАК НАУКА БУДУЩЕГО
Автор: Наталья КУЗОВЛЕВА | Рубрика: ОТ РЕДАКЦИИ Среда 14 апреля 2021Уважаемые коллеги!
Перед Вами уникальная книга, написанная выдающимся российским учёным-методистом в области иноязычного образования, заслуженным деятелем науки РФ, доктором педагогических наук, профессором Ефимом Израилевичем Пассовым, «Методика как наука будущего».
Автор: Кузовлева Наталья Ефимовна
Место работы: международный консорциум «Диалог»
Должность: к.п.н., профессор кафедры повышения профессиональной культуры сотрудников, научный консультант международного консорциума
В течение всех лет своей научной деятельности Ефим Израилевич занимался развитием теории и технологии иноязычного образования, доказывая, что методика должна быть признана в качестве самостоятельной науки, поскольку, как и любая наука, методика обладает: своим объектом (процесс иноязычного образования), функционирует на двух уровнях (теоретическом и технологическом), имеет свой, хотя еще не до конца сформированный терминологический аппарат, обладает своей системой приемов, а также такими характеристиками науки, как объективность, относительная автономность, системность, динамичность, социальная направленность, то есть нацеленность на прогресс и преобразование действительности.
В последние годы Е.И Пассов неоднократно подчеркивал, что методику (как теорию и технологию иноязычного образования) следует рассматривать в качестве науки особого, интегративного, проектного типа, которая представляет собой систему всех форм знаний о сфере иноязычного образования, способную создать культуроносную экосреду и оптимально управлять процессом духовного развития индивидуальности как субъекта диалога культур. Более того, «методика есть наука, которая создает, охраняет и развивает генетический код образования» — писал Е.И. Пассов, а потому её необходимо рассматривать в качестве науки будущего.
Руководствуясь данной идеей, с 2010 по 2016 год, учёный создал 10-томную серию книг под общим названием «МЕТОДИКА КАК НАУКА», в которой всесторонне и подробно описал:
- эмпирические, экспериментальные и теоретические (в том числе аналитические) методы и уровни методического исследования;
- компонентный состав целей и содержания современного образования как условия развития цивилизации и культуры;
- модель иноязычного образования в учебном, развивающем, познавательном и воспитательном аспектах;
- принципы успешного функционирования иноязычного образования;
- технологию иноязычного образования (виды и типы уроков и упражнений, стадиальность работы, способы работы с различными учебными материалами, формы организации и управления учебной деятельностью учащихся, и др.;
- организацию системы профессиональной подготовки учителя иноязычной культуры и развития методического мастерства учителя;
- основы создания единой методической терминосистемы.
В данной книге Е.И. Пассовым предпринята попытка создать краткую версию указанного десятитомного издания, познакомить читателей не только с основными проблемами современной методики, но и наметить перспективы развития методики как науки и основные направления развития иноязычного образования в России.
Основой для книги послужил многолетний личный опыт работы учёного, а также научная и практическая деятельность Липецкой методической школы, учеников и соратников Е.И. Пассова в области иноязычного образования и профессиональной подготовки учителей.
Знакомство с содержанием этой книги позволит читателю самому оценить значимость и многомерность методики как науки, убедиться в необходимости переориентации с обучения иностранным языкам на иноязычное образование, на подготовку индивидуальности к диалогу культур, кратко познакомиться с принципами иноязычного образования и компонентным составом приёма (упражнения) как единицы технологии, истинным пониманием коммуникативности и перспективами создания и развития «национальной версии Методики».
Книга будет интересна и полезна широкому кругу читателей: преподавателям вузов и учителям школ, методистам институтов развития образования, а также студентам, магистрантам и аспирантам, интересующимся проблемой совершенствования сферы иноязычного образования на современном этапе развития российского общества.