«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПАМЯТИ ИНЕССЫ ЛЬВОВНЫ БИМ

Вторник 13 апреля 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 апреля – день рождения выдающегося педагога, доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, учёной в области теории и методики обучения иностранным языкам Инессы Львовны Бим.

Она известна как автор многочисленных и издающихся по настоящее время учебников по немецкому языку. Коллеги помнят Инессу Львовну как выдающегося ученого, блестящего лектора и педагога, и, в тоже время, доброго и отзывчивого человека. Сегодня своими воспоминаниями делятся её родные, коллеги, издатели, ученики и все те, с кем тесно сотрудничала и работала Инесса Львовна.

 

 

Авторы: Коллектив авторов

 

 

 

Виктория Викторовна Копылова,
кандидат педагогических наук, профессор,
вице-президент по издательской деятельности
АО «Управляющая компания
«Просвещение»

Рассказ об Инессе Львовне Бим может занять не один час, не один день и даже не одну неделю, потому что Инесса Львовна была великим методистом, выдающимся создателем учебников, чутким научным руководителем. Ещё молодыми учителями, аспирантами мы видели и понимали, что в жизни нам повезло встретиться с глыбой методической науки, с гениальным автором, чьи пособия ушли далеко вперед, с человеком, благодаря которому методика взлетела на небывалую высоту. Инесса Львовна Бим была учёным, которая могла предвидеть будущее науки, и всегда четко понимала, куда нужно стремиться. К сожалению, положа руку на сердце, можно сказать, что сейчас среди нас таких людей нет. Ушел настоящий лидер, который мог бы решать все те проблемы, с которыми сегодня мы сталкиваемся в профессиональной деятельности.

В первый раз я узнала о ней, когда после института пришла работать в школу. Я преподавала в 5 классе английский и немецкий языки. Для молодой учительницы это была серьезная нагрузка. Я могла только завидовать моим коллегам, преподающим немецкий язык по методическим рекомендациям Инессы Львовны Бим. Это всегда был пошагово разработанный урок, с репликами, которые должны говорить учителя и ученики, что разительно отличалось от разработок по английскому языку. Конечно, будучи молодым учителем, я начинала перекладывать то, что давалось в методических пособиях Инессы Львовны, на уроки английского языка. Наверное, только благодаря этому в первый год работы после института мне удалось научить элементарным вещам своих учеников: читать и понимать их первые тексты на английском.

Инесса Львовна была активным автором журнала «Иностранные языки в школе», из её статей всегда можно было подчерпнуть новейшие приёмы, помимо всех тех, что уже были описаны в книгах для учителя.

Мое знакомство с Инессой Львовной продолжилось, когда я стала вузовским преподавателем. Инесса Львовна возглавляла Совет по проблемам обучения иностранным языкам, куда меня делегировала Ольга Васильевна Афанасьева. Я благодарна судьбе за то, что впоследствии стала её аспиранткой. Для меня это была большая школа жизни. Должна сказать, что весь мой дальнейший карьерный путь был выстроен благодаря Инессе Львовне. Именно с ней я поняла, каким должен быть научный руководитель. Инесса Львовна всегда с большим уважением относилась к своим ученикам. Она даже не правила диссертацию ручкой, только карандашом, чтобы не обидеть молодых авторов. Инесса Львовна научила меня культуре работы с аспирантами, показала, как создать комфортную среду для работы и творчества, где каждый участник слышит и уважает мнение другого. Надо сказать, что и я никогда не правила дипломные магистерские работы своих студентов ручкой.

Инесса Львовна всегда оставалась настоящей женщиной – встречала и кормила своих голодных аспирантов, заваривала чай, угощала конфетами «для работы мозга».

Кроме того, для меня она всегда будет и примером жены. Её трепетное отношение к мужу, Семёну Исааковичу, для меня навсегда останется идеалом настоящей крепкой семьи. Однажды Семён Исаакович сказал мне: «Я оставил свою карьеру, потому что я понял, что Инна должна писать». Он полностью посвятил себя детям, семье и жене. А она в свою очередь была самой прекрасной и заботливой женой, мамой и бабушкой.

У Инессы Львовны я научилась неравнодушию. Эта изящная хрупкая женщина с яркими голубыми глазами была настоящим бойцом. В своё время, ей пришлось уйти из Московского педагогического государственного университета, потому что она не смогла промолчать, она защитила свою кафедру, защитила своих людей.

Когда я защищала кандидатскую диссертацию, и, естественно, необходимо было отвечать на вопросы оппонентов, меня спросили: «Ты на все вопросы будешь отвечать?» Я спросила Инессу Львовну, она посмотрела на меня снизу вверх и сказала: «Конечно, мы будем отвечать!». Инесса Львовна репетировала со мной речь на защите, ставила большой будильник, а я должна была уложиться в отведённое на защите время. По примеру Инессы Львовны и я со своими студентами репетирую их речи до сих пор.

Ещё она рассказывала мне о своих родителях, о семье. О тяжелых военных годах, о том, как после войны её не принимали в МГУ, о том, как в итоге она пошла учиться в Московский педагогический государственный университет, а потом долго не могла найти работу.

Даже спустя годы, когда я уже работала в Министерстве просвещения РФ, а потом пришла в издательство «Просвещение» для Инессы Львовны я всегда оставалась ее аспиранткой. Это означало, что в любой момент я могла обратиться к ней с любым вопросом, и она помогала и отвечала мне. Она, не стесняясь, всегда говорила правду, оставаясь честной с собой и окружающими.

Инесса Львовна была автором учебников по немецкому языку с 1954 года. Главным героем ее учебников стал корреспондент Шрайбикус, которого хорошо знают и помнят все, кто учил немецкий язык. В Москве был даже открыт ресторан «Шрайбикус». Забавный случай, который произошел с Инессой Львовной – однажды она была в отделении банка, и сотрудница обратил внимание на её фамилию. После того, как выяснилось, что именно Инесса Львовна – та самая Бим, автор известных учебников по немецкому языку, девушка выбежала из-за стойки с громкими криками «Шрайбикус!» Как мы потом долго смеялись с Инессой Львовной, это и есть народная слава.

Даже в последние дни, тяжело болея, она не переставала работать. Тогда она написала обращение к Совету по проблемам обучения иностранным языкам в РАО, которое я, как секретарь Совета, зачитывала в Государственной Думе. Послание было посвящено проблемам ЕГЭ, который только вводился в те годы. Инесса Львовна предостерегала о возможных сложностях и проблемах, с которыми неизбежно столкнутся и учителя, и школьники. Сегодня с уверенностью можно сказать, что все эти проблемы возникли и возникают на пути российского образования. Обо всём Инесса Львовна знала уже тогда.

Когда ушла Инесса Львовна, мы поняли, что осиротели. Последние её работы не были связаны с методикой, они были посвящены будущему. Инесса Львовна видела настоящее и переживала о том, что грядёт в скором времени. Я благодарна судьбе за то, что Инесса Львовна была в моей жизни. Я всегда помню её, два раза в год бываю на её могиле, и единственное, что могу сделать сейчас – это рассказать о том, каким замечательным и светлым человеком она была.

Ольга Семёновна Тюпенкина,
дочь Инессы Львовны Бим

Обычная советская семья: родители и двое детей, мальчик и девочка. Обычная московская двухкомнатная квартира. Обычные и хорошо знакомые для жителей столицы бытовые трудности. Всё вроде бы как у всех, или почти…

Насколько девочка себя помнит, мама всегда работает: вечером она ложится спать, а мама сидит за письменным столом, утром девочка встает и видит, что мама всё ещё что-то пишет. Так на протяжении нескольких лет маленький ребёнок совершенно уверен, что мама не спит никогда.

Дети растут в окружении бумаг. Страницы рукописного и печатного текста лежат на всех возможных и не всегда пригодных для этого поверхностях, а в период считывания вёрстки очередного учебника — и на полу. Трогать их нельзя, потому что они не всегда пронумерованы или пронумерованы, например, машинисткой неправильно, и уж совсем в квартире не должно быть сквозняков… Мир ещё не оцифрован, эра компьютеров, принтеров и мобильных телефонов наступит десятилетиями позже, а пока мама все пишет от руки, доверяя листу бумаги каждую новую мысль, каждое слово.

Домой приходит много людей, молодые и не очень молодые тётеньки и дяденьки, которым мама, отложив ручку, что-то очень терпеливо объясняет, предварительно накормив или напоив чаем. Потом эти посетители уходят и через какое-то время возвращаются вновь, скорбно вздыхая по поводу не написанной главы будущей диссертации. Мама никого не ругает; участливо и тактично поинтересовавшись, что мешает научному творчеству аспиранта, она предлагает пересмотреть методику исследования, а закрыв за ним/ней дверь, неизменно повторяет: «Надо ему/ей помочь и морально поддержать, ведь приезжим в Москве так нелегко».

Детей, как известно, надо кормить, а для этого приходится ходить за продуктами, да еще стоять в очередях (мы — в Советском Союзе прошлого тысячелетия!). С учётом маминой занятости это невозможно. Поэтому на выручку приходит надёжный помощник — папа, который, прочитав в институте лекции по политэкономии и проведя семинары со студентами, отправляется за провиантом. Вечером, когда уже не звонит телефон, дети угомонились и легли спать, мама готовит на несколько дней вперёд. Ночь для готовки – идеальное время, опять же в ходе этого процесса ей удаётся черкнуть пару строк. Днём мама тоже готовит, но при этом она не только успевает что-то написать, но ещё и разговаривает по телефону «по работе», воспитывает детей и готовится к выступлению на очередном важном мероприятии.

Заканчивается учебный год, и надо как-то организовать каникулы для детей, а это, как известно, очень непросто, если нет бабушек и дедушек. Помимо всяких разных трудностей и проблем объективного характера, необходимо закончить несколько разделов нового учебника, чтобы не брать с собой стопы бумаг и сдать весь материал строго в срок. Если образуется возможность ненадолго выехать всей семьей, это настоящее счастье! Творческая натура мамы вовлекает детей в самые разные формы деятельности, прививает любовь к природе, осуществляет индивидуальный подход в процессе воспитания с учетом способностей, наклонностей и интересов мальчика и девочки. А ещё мама вырезает по дереву единственно доступным и плохо заточенным перочинным ножиком, создавая маленькие шедевры, которые дочь и поныне хранит у себя дома. В случае, когда совместный отдых семейства по той или иной причине оказывается невозможным, можно всегда положиться на папу, который вывезет детей из Москвы на природу, в то время как мама, оставшись дома одна, может писать, записывать, дописывать, переписывать — творить.

В двухкомнатной квартире есть книжный шкаф, куда папа первые годы с гордостью ставит написанные мамой учебники, начиная с самого первого, опубликованного в 1957 году. Довольно быстро шкаф полностью заполняется, и со временем мамины книги уже стоят и лежат в квартире повсеместно. Поначалу родственники и знакомые просят маму подарить им очередной выпущенный издательством «Просвещение» учебник с дарственной автора, но с течением лет все привыкают к регулярному выходу в свет всё новых серий учебников, позднее УМК, и прочих печатных работ.

Ещё мама регулярно публикует статьи в профессиональных журналах, выступает перед учителями, ездит в командировки, принимает участие в конференциях, пишет монографии, защищает докторскую диссертацию, борется за выживание немецкого языка в школах, отстаивает интересы учителей, активно помогает аспирантам, берёт под крыло незаслуженно обиженных, привлекает молодых авторов к совместному написанию новых учебников и работает, работает, работает.

Всё это, вне сомнений, было бы невозможно, если бы рядом с мамой не было папы. Его самоотверженная поддержка и безграничная любовь к маме являются стержнем семьи, надёжной опорой в процессе воспитания детей и необходимым условием для реализации творческого потенциала мамы.

Дети растут и с возрастом начинают понимать, почему их жизнь устроена несколько иначе, чем у большинства их сверстников. Их давно не удивляет, что дома всегда кто-нибудь работает, иногда по 18 часов в день и даже ночью. Им не кажется странным, если и в субботу и в воскресенье оба родителя сидят за письменным столом. Для них привычно видеть имя мамы на обложках многочисленных книг, в журналах и на колоссальном количестве бумаг, массово оккупировавшем квартиру. Дети начинают осознанно воспринимать имя мамы, и тут оказывается, что их любимая Мама, Инесса Львовна Бим — талантливый педагог, ученый, известный в стране и за рубежом, автор учебников и вообще незаурядная личность. К этому детям надо привыкнуть и научиться жить соответственно.

Это было непросто. Мама говорила, что в любом деле надо для себя формулировать задачи и их решать, чтобы достигнуть поставленной цели. Для нас была установлена высокая планка. Пример родителей, пример мамы был руководящим ориентиром. Никто никого не вынуждал и не обязывал. Просто всё, что каждый делал, следовало делать хорошо.

Самоотверженное служение любимому делу, невероятное трудолюбие, целеустремленность, сила воли, глубокая порядочность, интеллигентность, эрудиция и широкий кругозор. Все эти личностные черты мамы, думается, хорошо известны тем, кто знал её по работе. Многим она помогла в жизни, многих поддержала, для многих была Учителем и Другом. Для нас с братом она была и навсегда остаётся Человеком, который «просто» подарил жизнь, окружил любовью, научил учиться и верить в себя.

Мария Александровна Лытаева,
кандидат педагогических наук, доцент Института образования НИУ Высшая школа экономики, автор учебников и учебных пособий по немецкому языку

 

Инесса Львовна Бим:
из прошлого в будущее

Академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Инесса Львовна Бим – известный ученый, педагог, автор учебников, мой научный руководитель, человек, без которого я никогда бы не состоялась как профессионал. И невозможно говорить об Инессе Львовне в прошедшем времени, ее научные труды актуальны и на сегодняшний день, она удивительным образом могла предвидеть и прогнозировать векторы развития педагогической науки далеко вперед. В каждой своей статье я цитирую работы Инессы Львовны не только потому, что так я продлеваю жизнь ее идей, но и потому, что эти идеи до сих пор актуальны.

Инесса Львовна была одним из самых плодотворных авторов учебников иностранного языка, ей удалось внести вклад в теорию учебника, которая и сейчас образует важную теоретическую рамку для ученых. Мне посчастливилось быть соавтором двух учебников Инессы Львовны, работать вместе, рядом, впитывать и воспринимать из первых уст советы и рекомендации. Эта совместная работа сформировала меня и мои профессиональные установки.
Я до сих пор чувствую недостаток общения с Инессой Львовной. Мне посчастливилось провести с ней много часов в свободном общении, прогулках и размышлениях о важных научных и просто жизненных вопросах.

Сейчас, когда у меня есть научная проблема, требующая разрешения, я читаю монографии и статьи и всегда нахожу вдохновение и идеи, которые можно развернуть в новые работы. Конечно, я уже никогда не смогу услышать слова одобрения или критики, но у меня есть несколько очень ценных автографов, открыток, подписанных Инессой Львовной и фотографий, которые возвращают меня во времена моей аспирантской молодости и делают образ Инессы Львовны в воспоминаниях еще ярче.

В этих воспоминаниях мелькают самые яркие картинки. Инесса Львовна выступает с докладом в Гёте-Институте, и я в восторге от её безупречного немецкого, с произношением как у носителя языка, с простыми, красивыми и сложными восхитительными оборотами. Инесса Львовна, сидя дома в кресле, подробно разбирает мои тексты и набрасывает идеи: каждая идея – параграф, а некоторые – новая диссертация. Инесса Львовна в Академии образования, в кабинете очень по-доброму советует, разбирает, аккуратно, чтобы не обидеть, критикует, пишет отзыв на чью-то диссертацию, я отзыв перепечатываю и читаю много раз, восхищаясь точностью формулировок, отсутствием штампов, безупречной логикой. В Солотче летом 2002 года мы с ней правим мой автореферат, строчка за строчкой, медленно читая и делая текст безупречным, гуляем по сосновому бору, и я остро чувствую одновременно радость от того, что скоро защита и работа над диссертацией завершена и тоску, потому что поводов встречаться будет теперь меньше.

Мы с мужем в гостях у Инессы Львовны дома, она нас принимает за ужином, теплая атмосфера домашнего общения, интересным неторопливые рассказы супруга, Семёна Исааковича, рецепт тушеного мяса с изюмом и морковью, наставления и советы в воспитании тогда ещё не появившихся на свет, но планируемых детей.

И вот снова за работой, планируем мои первые лекции по методике, обсуждаем новый учебник, слушаю воспоминания, говорим на вечные темы…  Слушаю и слышу даже сейчас голос Инессы Львовны.

Лариса Владимировна Агейкина,
руководитель направления,
Центр лингвистического образования
АО «Издательство «Просвещение»

Имя Инессы Львовны Бим, доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, ученого в области теории и методики обучения иностранным языкам, хорошо известно широкому кругу педагогической общественности не только в нашей стране, но и за рубежом.

Инесса Львовна стала автором не одного поколения школьных учебников по немецкому языку. Она впервые применила системный подход в обучении предмету, на основе чего разработала методологические основы методики обучения иностранному языку.

Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков по учебникам И. Л. Бим, но наше знакомство с Инессой Львовной состоялось намного позже, когда я, закончив университет, пришла работать в издательство «Просвещение», в редакцию немецкого языка осенью 2004 года, и сразу же получила на редактирование УМК для 4 класса (учебник в двух частях, рабочую тетрадь в двух частях и книгу для учителя), который через полгода планировалось подать на экспертизу.
Конечно, для начинающего редактора это был не только большой объём, но и большая ответственность.

В процессе работы над рукописями, а в дальнейшем над корректурами, я очень тесно общалась c Инессой Львовной. Она всегда внимательно слушала мои вопросы, отвечала чётко и по делу. Даже не имея перед глазами рукописи или корректуры, она точно знала, в какой главе описано то или иное языковое или грамматическое явление, где вводится новая лексика, какие предтекстовые или послетектовые упражнения даны в главах учебника.

Мне очень нравилось работать с Инессой Львовной. Она навсегда останется для меня прекрасным, интеллигентным, очень эрудированным человеком, с удивительной работоспособностью, профессиональной компетентностью, системным мышлением и железной логикой.

Екатерина Алексеевна Колесникова,
доцент департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

 

 

 

 

Инесса Львовна Бим.
Штрихи к портрету создателя систем обучения иностранным языкам

Инесса Львовна Бим, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, обладала удивительным системным видением образовательного ландшафта, глубоким пониманием приоритетных задач развития, умением творить будущее и строить прогнозы. Сейчас мы называем это форсайтным мышлением, без которого нельзя представить инновационное развитие методик обучения иностранным языкам. Нельзя его представить и без фундаментальных идей методической теории Инессы Львовны, которые являются непреходящей ценностью для нашего профессионального сообщества.

БИОГРАФИЯ

Инесса Львовна родилась 13 апреля 1926 года. В 1930 году ее родители были командированы в Австрию, затем в Германию, где работали сотрудниками при советском посольстве. Няня Инессы Львовны была немкой, говорила с ней только на немецком языке. Училась Инесса Львовна в школе при советском посольстве в Берлине.

Вернувшись на родину, Инесса Львовна продолжила учебу в средней школе г. Москвы. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована в Воронеж, а затем в Тамбовскую область. Вернувшись в Москву, Инесса Львовна сразу поступила на второй курс МГПИ им. Потемкина, факультет немецкого языка. Закончив институт с отличием, Инесса Львовна приступила к работе в средней общеобразовательной школе № 660, а затем № 3 с преподаванием ряда предметов на немецком языке.

В 1958 году Инесса Львовна написала первое пособие для средней школы, а в 1961 году поступила в аспирантуру. Диссертацию на тему «Моделирование устной речи на основе речевых образцов во 2 классе школ с преподаванием ряда предметов на немецком языке» Инесса Львовна защитила в 1961 году.

Начиная с 1965 года Инесса Львовна работала в МГПИ им. Ленина, сначала в должности доцента, затем заведующей кафедрой фонетики и лексики немецкого языка. В 1976 году она защитила докторскую диссертацию на тему «Система обучения иностранному языку в средней школе и учебник как модель ее реализации».

В 1984 году Инесса Львовна была приглашена в лабораторию обучения иностранным языкам НИИ содержания и методов обучения АПН СССР. С 1985 по 1990 год она была заведующей лабораторией, а затем работала в ней в должности главного научного сотрудника.

В 2004 году Инесса Львовна была избрана действительным членом Российской академии образования. На протяжении многих лет она являлась председателем Проблемного совета по вопросам обучения иностранным языкам в средней школе при бюро отделения Президиума РАО.

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Инесса Львовна была первым ученым, применившим системно-структурный подход для обоснования методики как науки. Ею разработаны методологические основы методики обучения иностранным языкам: уточнен понятийный аппарат, сформулированы и описаны основные методические категории, заложены фундаментальные основы теории учебника.

Инессой Львовной также создана концепция курса немецкого языка, которая нашла свое отражение в нескольких сериях учебников, широко используемых в России. Инесса Львовна исследовала также вопросы методики обучения второму иностранному языку с учетом возможностей переноса и трудностей интерференции. Ее исследования в этой области во многом способствовали введению изучения вторых иностранных языков в школах.

Важнейшим направлением в ее исследованиях была разработка проблем личностно-ориентированного образования как новой парадигмы. В своих последних работах она анализировала факторы и механизмы формирования личностно-ориентированного культуросообразного содержания образования, содержание образования.

Иностранный язык Инесса Львовна рассматривала как «средство всестороннего комплексного развития личности учащегося». Обосновывая личностно-ориентированный подход как базисный к построению образовательного процесса, она считала, что «Коммуникативная цель выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также образование, воспитание и развитие личности школьника».

ВОСПОМИНАНИЯ

Выбор темы диссертации

Назовите мне основные проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь, преподавая английский язык в вузе? В основе любой темы диссертации должна быть проблема, которую Вы исследуете и помогаете решить. Диссертации должны быть полезны.

При руководстве диссертациями Инесса Львовна была очень последовательная в своих требованиях. Она не разрешала писать фрагментами, а заставляла сразу системно подойти к проблеме, увидеть ее в теоретическом и практическом плане, сделать структуру работы, отражавшую спектр исследовательских задач. Она считала, что такой подход дисциплинирует исследователя, формирует необходимый тип мышления. Нам нельзя было собрать работу как мозаику из параграфов, мы должны были двигаться последовательно: введение, главы, заключение. В системе Инессы Львовны диссертация – не только продукт, это скорее путь, которые делает Вас исследователем.

Отношение к времени

Система дедлайнов была очень жесткая. Инесса Львовна ценила трудолюбие, сосредоточенность и ответственность, старалась сформировать это в своих аспирантах.

Мне кажется, у Вас неправильное восприятие времени. Вы его недостаточно цените. Если Вам кажется, что оно у Вас есть, это не так. Вам надо работать быстрее, уметь расставлять приоритеты.

Практически все спиранты и аспирантки Инессы Львовны защищались очень быстро. Она подготовила 22 кандидата и 5 докторов наук. Ничего не могло служить оправданием для снятия с себя обязательств по защите. Инесса Львовна всегда требовала результат и в срок.

Инесса Львовна очень боялась не успеть сделать ещё что-то для системы образования, своих учеников, близких. Она обладала невероятным желанием, стремлением, потребностью быть полезной людям.

Отношение к профессии

В юности Инесса Львовна хотела стать архитектором, и нельзя сказать, что эта мечта не сбылась. Инесса Львовна всегда занималась наукой и искусством проектирования и строительства в сфере образования. Она создавала. Концепции, модели, теории, проекты, учебники появлялись с невероятной для того времени скоростью, формируя новое пространство образования, в котором иностранные языки начинали играть важную роль.

«В перечне школьных предметов иностранный язык раньше стоял между трудом и физкультурой. Сейчас он на третьем месте после русского языка и математики. Это наше большое достижение».

Людмила Анатольевна Милованова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных зыков Института иностранных зыков ФГБОУ ВО «МПГУ»

Имя Инессы Львовны Бим хорошо известно не одному поколению учителей, преподавателей вузов, методистов-исследователей и практиков.

Всю свою жизнь она посвятила сохранению и развитию замечательных традиций отечественного гуманитарного и педагогического образования.

Её знают как профессионала высочайшего класса, опытного педагога и наставника, воспитавшего целую плеяду талантливых учеников-методистов.

Инесса Львовна внесла неоценимый вклад в дело подготовки будущих специалистов в области лингводидактики и популяризации немецкого и других иностранных языков, в регулярное пополнение корпуса высококвалифицированных специалистов, преданных своему делу.

Инесса Львовна всегда предпочитала трудный и бескорыстный путь служения отечественному образованию и науке. Это человек, который осуществлял преемственность духовной жизни, связь времен различных поколений преподавателей, учителей и студентов, передавал от поколения к поколению идеи добра, гуманности, человечности, правды.

Я не забуду свою встречу с Инессой Львовной в Лаборатории обучения иностранным языкам в НИИ СиМО АПН РАО. Уже имея за плечами достаточный опыт работы и в школе, и в вузе, я с трепетом принесла свою книгу по профильно-ориентированному обучению иностранным языкам Инессе Львовне с надеждой получить её «благословение» на разработку этой темы. И получила его! Позже, в своей книге «Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы» Инесса Львовна цитировала некоторые мои идеи, одни из которых похвалила, за другие покритиковала. Но даже эта справедливая критика была воспринята мной как высшая похвала выдающегося ученого, наставника, автора более 300 работ в области теории и методики обучения иностранным языкам. Это встреча произвела на меня незабываемое впечатление и всегда помогала в моих исследованиях.

Как много сделала Инесса Львовна для отечественной методики! Светлый, удивительно талантливый человек, она горела сама и умела зажечь других.

Это и к ней, Инессе Львовне, можно адресовать слова поэта: «Учителями славится Россия! Ученики приносят славу ей!»

Цыбанёва Валентина Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации ГАУ ВО «МГПУ»

Для любого студента факультета иностранных языков или факультета, который предусматривает один иностранный язык и еще одну специальность, красота дисциплины «Теория и методика обучения иностранному языку» открывается с первых шагов в данном направлении. Можно перечислить много ведущих советских и российских методистов, которые повлияли на ход развития данной науки, но, бесспорно, особенное место необходимо отвести научным трудам Инессы Львовны Бим.

Многие современные молодые ученые, работая над своими исследованиями, не могут не уделить внимание работам ведущего методиста.

Однако для учителей общеобразовательных организаций Инесса Львовна известна как автор не одного поколения школьных учебников по немецкому языку, определив тем самым на долгие годы вектор развития методики обучения немецкому языку и создав прочную базу для дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечения процесса обучения иностранным языкам.

Комментарии закрыты.