«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Четверг 13 января 2022

Языковое образование как лингвометодическая категория представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа-носителя языка. Если характеризовать языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности, под ним следует понимать владение на определённом уровне иностранным языком, наличие определённой сформированности социокультурной компетенции, предполагающей владение на определённом уровне культурой и готовностью и способностью решать фактические задачи иноязычного общения.

 

 

 

Автор: Максимова Валерия Вячеславовна
Место работы: МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Шлиссельбург
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Современная модель обучения иностранным языкам (по мнению Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез) представляется как процесс взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащихся. В данном контексте основная цель обучения иностранным языкам, являясь интегративным целым, имеет выход на личность обучаемого и заключается в формировании у обучающегося готовности, способностей и личностных качеств, позволяющих осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального взаимодействия с представителям иных лингвосоциумов и их культурой, иного образа мира.

\

На уроках иностранного языка я использую метод диалога культур, который создает условия для формирования умений «изучать различные этнокультуры, искать информацию, добывать знания, дифференцировать их с точки зрения значимости и достоверности, применять для решения проблем межэтнической взаимопонимания и взаимодействия», а также осмысливать «этнокультурные процессы» путем анализа и систематизации знаний об этнических культурах, нахождения в них общего и различного. Мы формируем этнокультурные компетенции учащихся, которые помогут реализовать себя в многокультурном обществе, понимая различия и сходства в культурах народов своей и чужих стран, научат взаимодействовать с носителями разных культур. Это практика межкультурной коммуникации, так как иноязычное слово отражает мир и другую культуру. Особое внимание мы уделяем развитию социокультурной компетенции. С точки зрения Г. Елизарова, социокультурная компетентность – это способность к ведению диалога культур, а это предполагает, прежде всего, знание собственной культуры и культуры стран изучаемого языка, знакомство с языковой картиной мира. Приобщение к иноязычной культуре будет успешным в сравнении и сопоставлении культуры стран изучаемого языка с родной культурой, а также с культурой других народов. Изучение культуры, быта, традиций страны изучаемого языка само по себе вызывает интерес у учащихся, но в сравнении со своей культурой помогает учащимся создать единую картину мира.

Язык, социум, культура тесно взаимосвязаны, и обучение языку сопровождается проникновением в культуру его носителя. Владение иностранным языком ещё не означает автоматического взаимопонимания с партнёром, поэтому особое внимание следует уделить ознакомлению с социокультурным контекстом, в котором используется иностранный язык, т.е. формированию социокультурной компетенции. Эта компетенция будет способствовать проникновению через язык в уклад жизни, традиции народа, в совокупность представлений, умений, навыков, присущих данному обществу, народу, культурной традиции. Следовательно, определяя социокультурный аспект обучения иностранному языку, следует исходить из широкого понимания культуры как специфики национальных ценностей, особенностей поведения людей в определённых ситуациях. При таком подходе сам язык рассматривается как важнейший и универсальный элемент культуры и способ фиксации и хранения культурной информации.

Проблемы изучения иностранного языка тесно связана с формированием языковой картины мира в сознании человека. Чем больше языков изучает человек, тем больше языковых картин мира формируется в его сознании.

В наше время, когда знание английского языка — норма (компьютерная, экономическая и политическая терминология базируются на английском языке). Можно говорить об английском языке как о языке международного общения.

В связи с ориентацией школьного процесса обучения на практическое владение иностранным языком формированию социокультурной компетенции и как следствие познавательных навыков, придается большое значение, что подчёркивает актуальность данной работы. Необходимость  совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.

Основную цель обучения иностранному языку состоит в изучении методов и приемов познавательных УУД через развитие социокультурной компетенции обучающихся. Это означает культуроведческую направленность обучения, то есть через приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, осознать культуру своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка.

Основной задачей является создание условий для творческой самореализации учащихся через развитие их способностей и готовности вступить в диалог культур, который помогает формировать у учащихся социокультурные компетенции. Используем метод диалога культур при изучении страноведческого и этнокультурного материала. Коммуникативное и социокультурное развитие и обучение учащихся осуществляем за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Для достижения указанной цели решаются следующие исследовательские задачи: 1. Изучить основные компоненты содержания обучения английскому языку в общеобразовательной школе 2. Выявить связь содержания обучения и мотивации изучения иностранного языка. 3. Определить место социокультурной компетенции в содержании обучения иностранному языку. 4. Изучить влияние социокультурного компонента на мотивацию обучающихся при изучении английского языка. 5. Выявить способы формирования социокультурной компетенции на уровне среднего общего образования. 6. Рассмотреть способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка и на внеурочном мероприятии на уровне среднего общего образования.

Изучение любого неродного языка должно сопровождаться изучением культуры народа – его носителя, причём этот процесс должен протекать одномоментно, а не в раздельных, хотя бы пересекающихся плоскостях, что является проблемой формирования картин мира у обучающихся иностранному языку.

Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку с использованием социокультурного компонента.

Предметом данного исследования является способы и приёмы формирования познавательных УУД на основании социокультурного аспекта.

Современные учебно-методические комплексы предлагают обширный страноведческий материал. Учащиеся, участвуя в диалоге культур, узнают интересную информацию о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка.

 

Комментарии закрыты.