«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЦЕННОСТНЫЕ РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Четверг 3 февраля 2022

В опусе представлены некоторые размышления автора о средовом подходе к формированию  профессиональных умений учителя в свете требований к реализации обновленного ФГОС, о важных аспектах которого с участниками Всероссийской научно-практической конференции поделились 26-28 января 2022 года в Москве специалисты в области формирования содержания и технологий иноязычного образования – представители научно-педагогического корпуса, авторы учебно-методической литературы и сотрудники всероссийского  издательства Просвещение, а также региональные представители, мои коллеги, сотрудники кафедр иноязычного образования системы повышения квалификации педагогов.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

 

Программа, как никогда, была полифонична  и полиязычна, так как заявленная проблема всегда и повсеместно вызывает живой интерес педагогического сообщества.

 

Рассматриваемые вопросы:

  • основные нормативные документы, определяющие содержание иноязычного образования (ФГОС — 2021, примерные рабочие программы по иностранным языкам);
  • современные цифровые инструменты и сервисы обучения иностранным языкам;
  • мониторинг и диагностика образовательных результатов обучающихся;
  • новые линии учебников и новые проекты по иностранным языкам.

 

 

В свою очередь, организаторы не пожалели сил и энергии, чтобы участникам было комфортно и полезно с точки зрения профессионального роста.

Поводом к написанию данного опуса стала конференция по искомой проблеме в январе 2022 года. Как никогда ранее,  для школьного учителя иностранного языка и для сотрудников кафедр иноязычного образования региональных институтов и центров повышения квалификации становится проблемным и одновременно смыслообразующим компонентом обращения к общеметодологическим аспектам отечественного образования в связи с неоднозначно артикулированными ценностными реалиями в культуре и обществе в целом. А потому перед каждым из нас, наставников и тьюторов, встают вопросы: «Каким должен быть идеал образования в школе (вузе, в системе ИПК, etc.), современный учитель/современный ученик/современный урок ИЯ в пространстве заданных требований обновленного ФГОС, и что собой должна представлять современная школьная среда творческого взаимодействия в условиях  использования УМК нового поколения»?

Иными словами, идет речь о совершенствовании и развитии системы современного образования в среде, представленной на Всероссийской научно-практической конференции в выступлении Колесниковой Н.Б.,   главного редактора АО «Издательство «Просвещение»,  а также в докладах Метелкина Д.А., канд. социол. наук, доцента, заместителя директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», «Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации», Логвиновой И.М,  канд пед. наук, начальника управления научно-образовательной деятельности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» «Обновление содержания общего образования: результаты исследований» и Семичева М. А.,  руководителя Центра лингвистического образования АО Издательство «Просвещение»,  который осветил палитру учебно-методической литературы в презентации на тему «Учебники по иностранным языкам издательства «Просвещение» в ФПУ. Вопросы и ответы».

С выступлениями спикеров можно ознакомиться на YouTube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки» Сессия 1, Сессия 2, Сессия 6.

Содержательная технологичность выступлений, несомненно, «задела всех за живое», когда началась дискуссия относительно организационно-педагогических аспектов проблемного иноязычного поля современной школы, научно-методического и программно-методического обеспечения, а также вопросов формирования корпуса разнообразных программ  –  примерных, авторских рабочих, программных сценариев уроков и т.д. В ходе обсуждения – жаркого и нейтрального – когда были четко прописаны рамочный формат наполнения программ и содержательной составляющей иноязычной среды практических занятий — стало понятно, что работа только начата и требует всемерной организационно-педагогической и психологической поддержки учителя. И прежде всего, архизначима в плане актуализации проблемных локусов в аспекте повышения качества образовательных систем и их управления в российском социуме, в частности, вопросы содержательности образовательной среды средствами культурно-ориентированных практик в системе педагогического научного знания и педагогической практики. Последние, как никогда ранее, связываем с необходимостью учитывать прогрессирующую функцию профессионального педагогического образования, непрерывного и мобильного по содержанию и характеру.

Вслед за известным отечественным ученым-педагогом, академиком РАО, Евгенией Васильевной Бондаревской, признаем, и надеюсь, коллеги со мной согласятся, что педагогическая поддержка духовности и нравственности как высших форм жизни на всех уровнях образовательной деятельности в целях обретения смыслов как ведущая функция непрерывного профессионального становления и роста педагога обусловлена следующей доминантой: работа со смыслами, ценностями, системой ценностно-смысловых отношений личности к образованию и человека в нем составляет  основу воспитания ее духовно-нравственной культуры. Данный методологический концепт становится приоритетным для современной философии отечественного образования, где духовно-нравственное воспитание является базовым человекообразующим процессом, позволяющим растущему человеку взрослеть, становиться профессионалом, входить в пространство культуры, осмысленно выбирать личностно значимые ценности  и строить модели собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Примечательно и то, что в этом процессе важная роль отведена учителю, умеющему наладить диалог с учеником, о чем неоднократно не просто упоминалось, а настойчиво доказывалось авторами линии

УМК Английский язык “Team Up!” («Вместе»)  в их достаточно интересных, полезных и доступных для осмысления профессиональных проектах — докладах: Костюк Е.В., учителя английского языка ВК, эксперта ОГЭ и ЕГЭ, директора ЧОУ СОШ «Частная Школа Шостаковичей», руководителя авторского коллектива линии УМК “Team Up!” («Вместе») для 2-5 классов,  Гашимова Э.А., д-ра филол. наук, почетного работника общего образования РФ, директора  МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самары,  члена общественного совета при Думе г.о. Самара, руководителя авторского коллектива линии УМК «Вместе» (Team Up!) для  6–8 классов; Мишина А.В., народного учителя РФ, консультант-эксперта кафедры теории языка и перевода ТвГУ, сертифицированного ведущего эксперта ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку,  члена экспертного совета ВсОШ, руководителя авторского коллектива линии УМК  “Team Up!” («Вместе»)  для 9–11 классов, Сидоренко С. В., ведущего  методиста АО «Издательство «Просвещение».

С выступлениями спикеров можно ознакомиться на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки». Сессия 2.

Благодаря средовому подходу, который обладает в век цифровизации неограниченными возможностями, инновационная педагогика  выявляет и формирует сегодня субъектно-социальные условия использования интеллектуального потенциала современного человека. При этом основным действующим лицом становится профессионально компетентная, культурная, социально ответственная личность…..педагогика выявляет и переводит в личностный план те возможности и тенденции общества, которые открывают для обучающихся средовое активное пространство и пути их социально значимой культурной самореализации и самоопределения и вместе с тем  — личное творчество, активность, полноту их собственного бытия.

Эти важные ценностные доминанты нашли отражение в тематических фундаментальных выступлениях «Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК «Английский язык»Кузовлева В.П.,   канд. пед. наук, профессора, руководителя авторского коллектива; Кузнецовой Е.В.,  член авторского коллектива линии УМК для 2-11 классов;  Дувановой О.В.,    старшего преподавателя кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО», члена авторского коллектива линии УМК для 2-11 классов. В свою очередь, надеюсь, участники конференции, слушатели мысленно разделяли позицию авторов данного УМК, которые системно и преданно занимаются обновлением содержательной технологичности средового пространства, ориентируясь на коммуникативность, ситуативность, разумность, креативность, системность, комплексность.

Записи  выступлений размещены на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки». Сессия 3.

В искомых условиях в контексте трансформациий и цифровизации, а также постепенной переориентации образовательного процесса с обучающих технологий на более пристальное внимание к формированию субъектной позиции личности в реальной педагогической практике могут помочь фундаментальные практико-ориентированные разработки в области культурной коммуникации на всех уровнях функционирования образования в системе гуманитарного знания в целом.

Об этом было рассказано вдохновенно в докладе на тему «Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК   Английский язык. «Сферы» (2-9) – Смирновой Е.Ю.,  заслуженного учителя РФ, лауреата «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования,  автора линии УМК для 2-11 классов. Ширинян М.В., педагогический дизайнер Центра лингвистического образования  АО «Издательство «Просвещение», профессионально представила презентацию «Использование ресурсов линии УМК Английский язык. «Сферы» на уроках английского языка».    

Ознакомиться с выступлениями вышеупомянутых спикеров возможно   на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки». Сессия 1 и Сессия 5.

В связи с изложенным выше, естественно, возрастает роль и ответственность педагога-лингвиста в средовом пространстве образовательных организаций за результаты культивирования основ межкультурной коммуникации в специально-организованных на принципах разумности педагогических ситуациях, в основании которых, прежде всего, психологическое равновесие непосредственных участников педагогических практик в школе (средней и высшей), а также  целевая установка на развитие человеческого капитала и одновременно на внедрение эффективных приемов раскрытия аксиологического потенциала ФГОС для повышения статуса интеллектуальной составляющей  личности обучающихся.

Об этом неоднократно заявляли на конференции выступающие с фундаментальными сообщениями на тему «Примерные рабочие программы как инструмент совершенствования общего образования (предметные результаты)Конобеев А.В.,   канд. пед. наук, доцент кафедры лингводидактики и современных технологий иноязычного образования Института иностранных языков ФГБОУ ВО «МПГУ», а также  Смирнов Ю.А., специалист отдела разработки измерительных материалов оценки качества образования ГАОУ ДПО МЦКО, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, автор учебников и учебных пособий по английскому языку, выступив с темой «Мониторинг и диагностика образовательных результатов обучающихся в начальной и основной школе».

Прослушать выступления  можете на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки». Сессия 4 и Сессия 5.

 

 

Особый интерес, конечно, вызывает работа авторов УМК, а их тематические выступления позволяют оценить технологию внедрения эффективных приемов формирования функциональной грамотности, глобальных компетенций:

 

 

«Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, К. М. Барановой “Rainbow English” (2-9) Афанасьевой О.В., заслуженного работника высшей школы, д-ра филол. наук, профессора, профессора кафедры английской филологии ИИЯ ГАОУ ВО «МГПУ, автора линии УМК для 2-11 классов; Барановой К.М.,    почетного работника высшего образования, д-ра филол. наук, профессора, заведующей кафедрой английской филологии ИИЯ ГАОУ ВО «МГПУ», автора линии УМК для 2-11 классов;

«Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК  М. В. Вербицкой Английский язык “Forward” (2-9)  Вербицкой М.В., д-ра филол. наук, профессора, заведующей лабораторией филологических наук   ФГБНУ «ФИПИ», руководителя комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам,   члена академического совета ШИЯ ВШЭ,  заслуженного работника высшей школы РФ, автора линии  УМК для 2-11 классов;

 «Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК М. З. Биболетовой  Английский язык «Enjoy English» (2-9)Биболетовой М.З., канд. пед. наук,  доцента, старшего научного сотрудника Лаборатории филологического общего образования  ФГБНУ «ИСРО РАО», руководителя авторского коллектива  линии УМК для 2-11 классов;

 

«Реализация  требований ФГОС 2021 в линии УМК Английский язык.  «Английский в фокусе» (2–9) Быковой Н.И., почётного работника общего образования РФ, почетного работника образования г. Москвы,  лауреата гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования, автора линии УМК для 2–4 классов; Подоляко О.Е., почётного работника общего образования,   автора линии УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов.

Посмотреть вебинары спикеров  можете на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки». Сессия 3, Сессия 4,Сессия 6.

Следует также отметить, что современная образовательная ситуация объективно требует становления учителя субъектом собственного профессионального развития.

В первую очередь от педагогов ждут глубоких знаний в предметной области; ему необходимо   идти «в ногу со временем»; решать   нестандартные задачи, которые ежедневно ставят перед ним; мотивировать учащихся и создавать позитивную атмосферу на занятиях. Кроме того, для прохождения аттестации педагогических работников учитывается и продуктивность методической деятельности (выступления на семинарах и конференциях, проведение открытых уроков и мастер-классов, работа в жюри, научно-методические и учебно-методические публикации разного уровня и тд). Для решения поставленных задач поможет электронный методический журнал «Просвещение. Иностранные языки». О сотрудничестве с региональными объединениями учителей иностранных языков в повышении предметного и методического уровня рассказала на Сессии 6 Темнова И.Н., руководитель направления ЦЛО АО «Издательство «Просвещение.

В заключении подчеркнем, что издательство «Просвещение» можно причислить к флагманам российской учебной литературы – издание УМК  на семи языках, а также УМК по ИЯ как второй иностранный. И такая работа, несомненно, не могла состояться без ее вдохновителей – Центра лингвистического образования и Центра продвижения АО «Издательство «Просвещение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр  лингвистического образования ГК «Просвещение» благодарит всех слушателей за активное участие в мероприятии и многочисленные положительные отзывы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записи Конференции размещены  на You Tube канале «Просвещение. Иностранные языки» в плейлисте «Требования нового ФГОС 2021. Иностранные языки»   


Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение» можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку. Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями для получения дополнительной скидки и бонуса.​

 

Комментарии закрыты.