ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС НОО В ОБЛАСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УМК «TEAM UP!» (ВМЕСТЕ)
Автор: Евгения КОСТЮК | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 10 февраля 2022Согласно ФГОС НОО «предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» предметной области «Иностранный язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на элементарном уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).
Автор: Костюк Евгения Владимировна
Место работы: ЧОУ СОШ «Частная школа Шостаковичей»
Должность: директор
Важнейшей составляющей иноязычной коммуникативной компетенции является речевая компетенция, которая подразумевает развитие речевых умений в устной и письменной форме. В данной статье мы сконцентрируемся на формировании умений в области говорения.
Говорение является основным продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания. Скорее всего потому, что именно уровень сформированности навыков говорения является наиболее очевидным показателем уровня владения иностранным языком.
В основе говорения лежит системная работа над грамотностью устной речи, включающей в себя произносительные, лексические, грамматические навыки и беглостью устной речи. Посмотрим на конкретных примерах, как результаты в области устной речи достигаются в УМК «Team up!» (Вместе).
Предметные результаты в области говорения достигаются в диалогической и монологической речи. В этой статье мы обратимся к вопросу диалогической речи, как более естественной и более сообразной для возраста учащихся начальной школы. Согласно ФГОС НОО во втором классе мы должны научить учащихся «вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения, используя вербальные и/или зрительные опоры в рамках изучаемой тематики с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (не менее 3 реплик со стороны каждого собеседника)». В третьем классе данное умение развивается, добавляется еще один вид диалога – диалог – побуждение, и мы должны уже добиться 4 реплик со стороны каждого собеседника. В четвертом классе учащиеся совершенствуют свои умения в диалогической речи на примере различных коммуникативных ситуаций, расширяется тематика общения и к окончанию начальной школы учащиеся должны уметь принять участие в обозначенных трех типах диалогов в объеме 4-5 реплик со стороны каждого собеседника.
Начало обучения диалогической речи в УМК «Team up!» (Вместе) для 2 класса начинается с этикетных диалогов. Здесь присутствуют ситуации знакомства, приглашения к игре, просьба одолжить забытый предмет, который нужен для урока, комплимент, представление своего друга или родственника и другие. Этикетный диалог играет большую роль в формировании коммуникативной культуры языковой личности. Именно этикетный диалог позволяет учащимся присвоить безопасные стратегии языкового поведения в различных ситуациях общения. Например, один из первых диалогов, диалог – представление родственника (см. рис.1).
Рис.1
Система работы с данной ситуацией включает в себя прослушивание диалога, чтение его по ролям, за которым следует подстановочный коммуникативный дрилл, когда учащиеся подставляют другие имена и других членов семьи. В качестве подсказки те слова, которые нужно заменить, выделены цветом (см. Рис.2).
Рис.2
Одновременно, проводится работа с произносительными навыками. Эту задачу решает рубрика Phonics, в которой отрабатывается произношение слов, обозначающих членов семьи и сопутствующие ключевые фонемы (см. Рис.3)
Рис.3
Подобным образом ведется работа с другими этикетными ситуациями.
Для того, чтобы проследить развитие навыка диалогической речи в этикетном диалоге мы приведем пример из УМК для 4 класса и сравним (Рис. 4). Здесь вы видите пример диалога в ситуации покупки фруктов и овощей в магазине. Обучение диалогу начинается с восприятия на слух с последующим выполнением задания на понимание прослушанного (см. упр. 2). После этого, учащиеся читают диалог- образец и проверяют свои предположения. На следующем этапе учащиеся разыгрывают диалог-образец (читают его по ролям), вслед за чем придумывают свой диалог на основе данного.
В 4 классе работа с этикетным диалогом отличается предоставлением учащимся большей свободы выбора речевых клише, меньшей степенью опоры на диалог-образец. При этом, по-прежнему уделяется внимание и произносительным навыкам (см. Рис.5) в рубрике Pronunciation, которой отрабатывается произношение одной из важных фонем.
Рис.5
Перейдем к диалогу — расспросу. Основой для обучения диалогу расспросу в УМК «Team up!» (Вместе) очень часто является песня или чант. Например, в разделе 6 учебника для 2 класса обсуждается тема еды и предпочтений в питании. Обучение диалогу-расспросу начинается с прослушивания песни (см. Рис.6)
В данной песне учащимся предъявляются основные грамматические структуры, которые им понадобятся в диалоге: Do you like…? Yes, I do, No, I don’t…, I like…, I don’t like…. Благодаря многократному повторению и ритмичности и запоминаемости мелодии песни, учащиеся легко запоминают данные структуры. Обеспечив многократное повторение, мы переходим к более свободному упражнению и организуем игру-угадайку (см. Рис.7)
Рис. 7
В качестве опоры и подсказки учащимся предоставлено грамматическое правило в рамочке, а более подробно оно раскрыто в грамматическом справочнике. К более свободному говорению учащиеся переходят в коммуникативной игре, в которой используется раздаточный материал – карточки для игры. Эти карточки доступны для скачивания для учителя на сайте издательства (Рис. 8) по ссылке https://teamup.prosv.ru/. В данной игре учащиеся угадывают, что у кого находится на тарелке и пытаются «воспроизвести» обед друг друга.
Рис.8
Умения в диалоге расспросе развиваются по мере взросления учащихся и в 4 классе ребята уже готовы решать более сложные коммуникативные задачи. Например, учащиеся работаю с парой картинок и расспрашивая друг друга, должны найти различия на двух картинках. (Рис. 9)
Еще одно важное умение – это умение находить информацию в нелинейных текстах, таких, как таблицы, графики, схемы и карты. Пример ниже показывает, как диалог-расспрос строится на информации, представленной в таблице с расписанием (Рис. 10).
Приведем несколько примеров развития навыков диалога- побуждения к действию. Его основы закладываются еще во 2 классе, хотя, строго говоря, этот вид диалога не является обязательным для второклассников.
Рис. 10
Но уже во 2 классе учащиеся могу освоить различные речевые клише для просьбы, предложения, приглашения. А также, они учатся правильно реагировать на такие побудительные реплики, принимать приглашение и отказываться, выполнять просьбу, или объяснять, что они не могут ее выполнить. Один из примеров такого простого диалога – побуждения к действию – приглашение друга пойти прогуляться в парке.
Элементы диалога – побуждения к действию уже применяются в 3 и 4 классах в комбинированных диалогах. Например, в диалоге, в котором учащиеся решают коммуникативную задачу, в которой им нужно пригласить друг друга заняться чем-то вместе, учитывая расписание и планы своего собеседника.
Важную роль в развитии навыков диалогической речи в УМК «Team up!» (Вместе) играет рубрика Communicate. В этой рубрике учащимся предлагаются различные игры с использованием распечатанных карточек. Эта рубрика не только дает возможность совершенствовать свои навыки диалогической речи, но и вовлекает их в сотрудничество, учит лучше понимать своего собеседника, организовывать свою деятельность согласно правилам игр, а также способствуют созданию положительного эмоционального фона на уроке и радостного настроения. В каждом разделе игра основана на изучаемом языковом материале и ориентирована на естественное использование английского языка в процессе игры и целенаправленного решения коммуникативной задачи.
Подводя итог, можно сказать, что в учебнике для 2-4 классов «Team up!» (Вместе) планомерно развиваются навыки диалогической речи в соответствии с обязательными результатами, установленными Примерными программами и ФГОС НОО. Процесс развития навыков диалогической речи построен на разнообразных заданиях, которые учитывают возрастные особенности младших школьников и нацелены на развитие языковой личности учащихся. Кроме этого, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым в эмоциональном мире ребенка.
Литература
- ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (для 2–4 классов образовательных организаций) МОСКВА 2021
Ресурсы «Team up!» (Вместе)
- В журнале «Просвещение. Иностранные языки» периодически выходят методические статьи, посвященные особенностям и авторскому видению обучения английскому языку по УМК «Team Up!» (Вместе). Прочитать статьи можно здесь
- Ознакомиться с фрагментами учебников «Team Up!» (Вместе) можно в Медиатеке издательства «Просвещение»
- Ключи к учебнику, рабочей тетради доступны на сайте издательства «Просвещение».
- Аудиокурс к учебнику и рабочей тетради можно скачать по ссылке
- Книги для учителя размещены по ссылке
- Аудиокурс, видеокурс, книги для учителя, дополнительные карточки для вырезания (для 2 класса) также размещены на сайте УМК «Team Up!» (Вместе) — https://teamup.prosv.ru/
- Учебники (бумажная и электронная версии), рабочие тетради, контрольные задания можно купить в интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение».
- Присоединяйтесь к группе УМК «Team Up!» (Вместе) ВКонтакте. Здесь мы размещаем новости издательства, анонсы предстоящих событий, отчеты о мероприятиях, полезные методические материалы.
- Издательство «Просвещение» регулярно проводит авторские и методические вебинары для учителей английского языка. Приглашаем посмотреть прошедшие и зарегистрироваться на предстоящие вебинары. Вебинары также доступны к просмотру на YouTube канале Просвещение Иностранные языки
- У вас возникли вопросы? Напишите нам — teamup@prosv.ru