«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Четверг 24 февраля 2022

В настоящее время процесс цифровизации затронул все сферы жизнедеятельности человека. ЦОС в школе определяют как применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах.

 

 

 

Автор: Бессонова Татьяна Михайловна
Место работы: ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»
Должность: учитель английского языка

 

 

 

Специфика иностранного языка как предмета определяет особенности информационно- образовательной среды при обучению ИЯ:

  • Диалог культур. Иностранный язык невозможно изучить без погружения в культуру, которое в настоящее время облегчено благодаря ЦОС.
  • Большое количество аутентичных мультимедиа, которые не только обладают большой наглядностью, но и благодаря цифровизации информации носят актуальный характер

Применение ЦОС эффективно как на традиционных уроках, так и нетрадиционных формах урока. Разновидностью нетрадиционного урока является интегрированный урок. Интегрированный урок — особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляется синтез и систематизация знаний, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира.

Рассмотрим примеры использования ЦОР в образовательном процессе. При интеграции английского языка и географии на уроке  «Города — трущобы. Урбанизация в развивающихся странах» (УМК «Spotlight», 11 класс, модуль 5) мы использовали приложение Google Earth. Это приложение отображает спутниковые изображения всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение. Данный цифровой проект позволил нам посетить трущобы в Мумбаии, Кибере, фавеллы в Рио-де-Жанейро. В качестве домашнего задания по географии обучающиеся получили задание  рассчитать площадь, занятую трущобами в городах Рио-де-Жанейро, Мумбаи, Найроби, используя приложение Google Earth. При подготовке к данному уроку обучающимся было дано опережающее задание – подготовить инфографику о трущобах Латинской Америки, Азии и Африки на русском и английском языках. Создание инфографики невозможно без использования цифровой образовательной среды. Существует большое количество онлайн сервисов для данного вида работы. Обучающиеся нашего лицея преимущественно используют конструктор инфографики – Canva.

Он имеет удобный и понятный интерфейс,  предлагает большое количество шаблонов для разных отраслей: бизнес, образование, благотворительность. На сервисе доступны тысячи изображений для создания инфографики бесплатно. Включение обучающихся в создание инфографики способствовало развитию умений отбора, анализа, систематизации информации, развитию ИКТ – компетенций обучающихся.

Для учителей иностранных языков особую ценность представляют аутентичные материалы. Аутентичные аудио и видеоматериалы создают благоприятные условия для развития аудитивных умений, а также стимулируют устно — речевое общение обучающихся.  Так, на одном из этапов урока «Поль Сезанн – отец современного искусства» (интеграция английского языка и искусства,  УМК «Spotlight», модуль 8) обучающимся 11 класса было предложено посмотреть и обсудить видеофрагмент с трейлером к документальному фильму о Поле Сезанне. Данный видеоматериал был направлен на:

  • ознакомление с социокультурными явлениями, выдающимися личностями;
  • формирование и совершенствование слухопроизносительных навыков;
  • развитие навыков говорения, благодаря погружению в языковую среду;
  • совершенствованию навыков говорения на послепросморовом этапе работы с видеофрагментом.

При проведении интегрированного урока английского языка и литературы по теме «Ночь Бернса» (УМК «Spotlight», 10 класс, модуль 6) мы использовали видеофрагмент видеохостинга YouTube – декламацию стихотворения Роберта Бернса «My heart’s in the Highlands” принцем Чарльзом.  Данный цифровой образовательный ресурс был направлен на улучшение ритмико- интонационных и слухо- произносительных навыков. Озвученные носителями языка стихотворения представляют особо ценный материал для усвоения этих навыков. В отличие от стандартных способов обучения фонетике стихи способствуют повышению мотивации, органично вписываются в любой этап урока. Кроме того, стихотворение способствовало формированию социокультурной компетенции.  Поэтические произведения отражают видение мира людей другой культуры, ценности этих людей, традиции. С помощью подобных видеофрагментов учитель может предоставить детям возможность погружения в среду изучаемого языка, возможность ввести учеников в мир классической английской литературы и познакомить с творчеством известных писателей и поэтов.

Актуальность применения аутентичных материалов в процессе обучения иностранному языку обусловлена их функциональностью, ориентированностью на практическое использование в реальных жизненных условиях.  С помощью серии видеофрагментов об объектах Всемирного Наследия ЮНЕСКО во время интегрированного урока английского языка и экологии «Экотуризм» (УМК «Spotlight», 11 класс, модуль 8) стало возможным искусственное создание условий естественной языковой среды. Кроме того, включение аутентичных материалов в урок позволило его сделать интересным и разнообразным, способствовало расширению общего кругозора обучающихся, обогащению их словарного запаса и углублению культурологических знаний. Использование данного цифрового образовательного ресурса гарантировало более высокую степень усвоения обучающимися изучаемого материала за счет воздействия на различные виды памяти, такие как зрительная, слуховая, эмоциональная и моторная.  Отобранные для урока видеоматериалы позволили эффективно тренировать восприятие устной речи в культурном контексте и переводить изученный материал из кратковременной памяти в долговременную.

Таким образом, использование аутентичных материалов оказывает положительное влияние на процесс обучения английскому языку, способствует повышению познавательного интереса обучающихся и их общему уровню языковых умений и навыков. Привлечение аутентичных материалов при проведении традиционных и интегрированных уроков является эффективным средством повышения качества обучения за счет яркости, выразительности и информационной насыщенности, зрительно- слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих обучающихся со страной изучаемого языка.

Цифровая образовательная среда предоставляет широкий выбор многофункциональных инструментов для создания интерактивных заданий или использования готовых шаблонов. Одним из таких инструментов является ресурс WORDWALL.  Интерактивные упражнения данного ресурса воспроизводятся на любом устройстве, которое имеет выход в интернет: планшете, компьютере, телефоне или интерактивной доске. В рамках интегрированного урока английского языка и биологии по теме «Фотосинтез» в 10 классе (УМК «Spotlight», модуль 4) мы использовали уже готовый шаблон.  На этапе первичная проверка понимания обучающимся было предложено интерактивное упражнение на сопоставление терминов и определений по теме. Выполнение подобного рода заданий не занимает много времени, позволяет включить обучающихся в интерактивную деятельность, заменяет скучную письменную работу, облегчает запоминание структуры предложений, развивает внимание, языковую догадку. Кроме того, готовые шаблоны можно использовать для отработки лексических и грамматических навыков одной темы в разных упражнениях.

Эффективным инструментом цифрового обучения являются презентации Microsoft PowerPoint. Они пользуются огромной популярностью среди учителей. Безусловно, на  всех представленных в качестве примеров интегрированных уроках базой для наглядного представления материала послужили презентации, подготовленные учителями. С целью развития аналитических навыков формулирования текста и речи, развития творческих навыков визуализации и публичного выступления обучающимся нашего лицея также было предложено создание презентаций. В рамках урока «Экотуризм» (УМК «Spotlight», 11 класс, модуль 8)  школьники выступили с докладами о турах в Хорватию, Камбоджу, Танзанию на основе презентаций, в которых отразили главные достопримечательности и преимущества путешествия в данные страны. Лицеистами был проведен расчет стоимости тура, включая авиабилеты, питание, проживание, затраты на осмотр достопримечательностей. Презентация материала проводилась в билингвальном контексте на английском и на русском языке.

Подводя итог,  можно сказать, что цифровые образовательные ресурсы  являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Имея инновационные качества, повышают значимость самостоятельной образовательной деятельности обучающихся. Цифровые образовательные ресурсы стимулируют творческую активность учителей и способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Список использованной литературы

  1. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка,  проведение. [Электронный ресурс].
  2. Приходько А.М. Особенности использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития языковых умений обучающихся. [Электронный ресурс].
  3. Соловьева С.Ю. Использование стихотворений и песен на уроках английского языка. [Электронный ресурс].
  4. [Электронный ресурс] 
  5. [Электронный ресурс]

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.