«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» (НА ПРИМЕРЕ УМК «ВМЕСТЕ»)

Вторник 29 марта 2022

Основная задача современной школы —  создать условия, обеспечивающие формирование и развитие личности, способной активно участвовать в трудовой и социальной сферах жизни страны.

 

 

Автор: Меднова Светлана Тимофеевна
Место работы: Региональный центр мониторинга Самарской области
Должность: методист

 

 

В обновленном ФГОС 2021 основного общего образования сохранена цель обучения английскому языку — формирование коммуникативной компетенции, но указано на то, что в современном обществе происходит трансформация взглядов на сферы востребованности навыков владения иностранным языком.

В пояснительной записке к Примерной рабочей программе основного общего образования предмета «Английский язык» говорится, что данный навык в XXI веке становится частью любой современной профессии, и соответственно каждый человек для того, чтобы действовать в разнообразных сферах жизни, должен уметь общаться на иностранном языке, проявляя лучшие качества своей личности.

Рассмотрим на примере УМК «Team Up» («Вместе») методические приемы формирования личности.

Из описания планируемых результатов в Примерной рабочей программе по английскому языку становится очевидным то, что цель учителя состоит не в том, чтобы «дать знания» обучающимся, формулировки планируемых результатов подчеркивают переориентацию процесса обучения на ситуацию, когда сами обучающиеся ставят и решают конкретные учебные задачи (познавательные, исследовательские, проектные). Такая форма организации обучения английскому языку позволит ученикам подготовиться к будущей трудовой деятельности, жизни в обществе, руководствуясь системой ценностей, существующих в Российском государстве.

В основе организации процесса обучения английскому языку лежит деятельностный подход, применение которого является одним из основных условий реализации ФГОС. Организация учителем интенсивной, постоянно усложняющейся учебной деятельности обучающихся обеспечивает формирование и совершенствование личностных качеств каждого ученика, поэтому будет более точным говорить о применении личностно — деятельностного подхода.

Воспитание личности обучающегося предполагает формирование и развитие следующих качеств:

  1. Развитие психики личности в целом, а именно мышления, памяти, чувств, воображения;
  2. Формирование мировоззрения как системы взглядов и убеждений;
  3. Формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);
  4. Усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);
  5. Развитие эстетических взглядов;
  6. Развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;
  7. Развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Рассмотрим на примере материалов УМК «Team Up» («Вместе») методические приемы формирования личности через учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления

Мышление — познавательный процесс, с помощью которого человек познает предметы и явления, связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию.

Начальный момент мышления в реальной жизни — проблемная ситуация, решение которой имеет четыре фазы:

  • фаза возникновения проблемы, когда индивид начинает осознавать, что объем его знаний недостаточен для достижения намеченной цели;
  • фаза анализа проблемной ситуации, когда субъект анализирует различия между тем, что задано, и тем, что должно быть достигнуто;
  • фаза представляет собой генерирование гипотез о способах достижения намеченной цели, когда человек продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов решения и т. п.;
  • фаза проверки гипотез. На этой фазе осуществляются контроль, оценка и проверка ценности выдвинутых гипотез и методов решения.

В учебном процессе роль проблемной ситуации выполняет учебная ситуация.

В рамках учебной ситуации обучающиеся анализируют поставленную в задании проблему (учебную задачу), выбирают способы ее решения, составляют план работы, реализуют его и представляют результаты. Ученикам не предлагается готовое решение, они должны совершить определенные учебные действия, чтобы получить ответ. Анализ деятельности обучающихся в рамках учебной ситуации показывает, что развитие мышления не представляется без формирования и развития УУД.

Учебные задачи бывают двух видов. Репродуктивные задачи — это задачи на понимание, усвоение готовых знаний и на их применение в сравнительно неизменных условиях. Такого вида задания применяются преимущественно на начальном этапе изучения какой-либо темы, например, изучение Present Simple и Present Continuous сложно представить без тренировочных упражнений (drills) (рис.1)

рис.1.

Продуктивные задачи — это задачи на самостоятельное открытие новых связей и отношений, на создание новых учебных продуктов. Такие задания обычно используются на этапе активного использования изученного материала. Учебные проекты являются ярким примером продуктивных задач. (рис.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

рис 2.

Очень часто продуктивная задача связана с репродуктивной, является ее продолжением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 3

Приведем пример такой последовательности из УМК «Team Up» для 8 класса. Учащимся предлагается прочитать и заполнить пропуске в тексте (репродуктивная задача), а затем составить своё объявление о школьном клубе (продуктивная задача). (рис.3)

Формирование мировоззрения

Одним из качеств зрелой личности является сформированное мировоззрение. Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение может формироваться стихийно под влиянием окружающей среды, но процесс обучения английскому языку предполагает целенаправленную работу по формированию комплексной картины мира и системы ценностей, существующих в Российском обществе. Рассмотрим интересный пример из УМК «Team Up». (рис.4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 4

Школьникам нужно прочитать текст, в котором затронута проблема благотворительности. В тексте сказано, что, чтобы принять участие в благотворительном мероприятии, нужно к нему подготовиться физически. Таким образом формируется осознание того, что, чтобы помогать другим, нужно быть и самому умственно и физически сильным, вести здоровый образ жизни.

Формирование позитивных черт характера

Каждая личность обладает своим характером. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках, в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

Общество заинтересованно в формировании и развитии таких позитивных моральных качеств, как гуманизм, человечность, честь, совесть, скромность, великодушие, справедливости, верности. В Примерной рабочей программе по английскому языку работа над воспитанием этих качеств входит в раздел «Личностные результаты».

Особое внимание при обучении английскому языку уделяется патриотическому воспитанию. Тексты об истории, культуре и традициях России, включенные в УМК «Team Up», имеют большую познавательную ценность и воспитывают уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, например тексты о российской музыке или народах Крайнего Севера. (рис. 5)

рис. 5

Говоря о личностно-деятельностном подходе как основном условии реализации ФГОС следует отметить, что через учебную деятельность на уроках английского языка формируются не только личностные качества обучающихся, но и компетенции, которые помогут выпускникам успешно строить свою будущую взрослую жизнь, и прежде всего это базовые компетенции XXI века. Следует отметить, что УМК «Team Up» отличает особое внимание к формированию навыков критического мышления. Ниже предлагаем несколько заданий, демонстрирующих формы работы по формированию данного навыка.

рис. 6

На первый взгляд, обучающимся предлагают ответить, сколько времени они проводят за компьютером или в телефоне, но особый знак рядом с заданием «Class Vote» подсказывает учителю, что следует провести небольшое исследование по данной проблеме и представить результаты. (рис. 6)

В 2022 году изменился формат  ЕГЭ.   Результаты исследования, представленные как таблица или диаграмма, можно использовать при подготовке к выполнению задания 40 раздела «Письменная речь».

Работа над любым текстом в УМК «Team Up» предполагает критического осмысления информации, содержащейся в нем. Например, после прочтения небольших текстов, где английские сверстники рассказывают о месте, где они живут, обучающиеся должны рассказать о том, что они готовы сделать, для того чтобы улучших их родной район. (рис. 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 7

Обучение не заканчивается получением школьного аттестата, человек должен быть готовым самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки в будущем. Задача учителя – научить этому.  Для решения этой задачи в УМК «Team Up» применяются следующие методические приемы: каждый урок в УМК начинается в формулировки цели, все инструкции к заданиям доступны для понимания без дополнительных объяснений учителя, для выполнения творческих заданий дается пошаговая инструкция или ученикам предлагают в парах или группах составить план своих действий, в конце каждого модуля есть рубрика «Reflection», которая помогает оценить уровень своих достижений. (рис.8)

Материал УМК «Team UP» отвечает всем требованиям ФГОС 2021, в основе заданий лежат современные отечественные и зарубежные технологии, что позволяет учителю достичь высокого результата- сформировать гармоничную и всесторонне развитую личность.

 

Использованная литература:

  1. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ)
  2. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход к обучению русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5

 

Ресурсы «Team Up!» (Вместе)

В журнале «Просвещение. Иностранные языки» периодически выходят методические статьи, посвященные особенностям и авторскому видению обучения английскому языку по УМК «Team Up!» (Вместе). Прочитать статьи можно здесь — https://prosv.ru/umk/page/english-vmeste.6926.html

Ознакомиться с фрагментами учебников «Team Up!» (Вместе) можно в Медиатеке издательства «Просвещение»

Ключи к учебнику, рабочей тетради доступны на сайте издательства «Просвещение».

Аудиокурс к учебнику и рабочей тетради можно скачать по ссылке — https://prosv.ru/audio/section/team-up.html

Книги для учителя размещены по ссылке — https://iyazyki.prosv.ru/team-up-teachers-books/

Аудиокурс, видеокурс, книги для учителя, дополнительные карточки для вырезания (для 2 класса) также размещены на сайте УМК «Team Up!» (Вместе) — https://teamup.prosv.ru/

Учебники (бумажная и электронная версии), рабочие тетради, контрольные задания можно купить в интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение».

Присоединяйтесь к группе УМК «Team Up!» (Вместе)  ВКонтакте. Здесь мы размещаем новости издательства, анонсы предстоящих событий, отчеты о мероприятиях, полезные методические материалы.

Издательство «Просвещение» регулярно проводит авторские и методические вебинары для учителей английского языка. Приглашаем посмотреть прошедшие и зарегистрироваться на предстоящие вебинары. Вебинары также доступны к просмотру на YouTube канале Просвещение Иностранные языки

У вас возникли вопросы? Напишите нам — teamup@prosv.ru

 

Комментарии закрыты.