ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Надежда БУЛАНКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 24 марта 2022Уважаемые коллеги!
Учебно-методическое пособие ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, подготовленное авторским коллективом кафедры иноязычного образования Новосибирского ИПК работников образования, приглашает обсудить ценностные доминанты – лингводидактическую и социолингвистическую ценности – отечественной методологии обучения языку как средству общения и обобщения, в основании которой концепция выдающегося российского ученого А.А. Леонтьева. Именно концепция психологии общения позволит педагогам проектировать эффективные модели обучения нормам межкультурного общения на иностранном языке.
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО
Авторское учебно-методическое пособие адресовано руководителям муниципальных методических объединений (ММО) и учителям иностранных языков для организации эффективной деятельности школьных ММО. В частности, в аспекте реализации системно-деятельностного подхода в инновационном пространстве учебных занятий для развития функциональной грамотности обучающихся как основы актуализации творческого потенциала непосредственных участников образовательного процесса в свете обновленного ФГОС на примере отечественных УМК по иностранным языкам.
Надеемся, что дидактические и информационные материалы практико-ориентированного характера в пособии станет полезным при реализации содержательной технологичности современных моделей обучения нормам межкультурного общения, нашедших отражение в УМК, подготовленных издательством Просвещения в контексте обновленных ФГОС и примерных рабочих программ по иностранным языкам.
Образовательные стандарты, как известно, характеризуются усилением их ориентации на результаты образования, а также тем, что процесс учения в них понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно — деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта, и его реализация обусловливает изменение общей парадигмы образования. Это изменение отражается в ряде переходов:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как умения учиться;
- от изолированного от жизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. к пониманию учения как процесса образования и понимания смыслов;
- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, т.е. к осознанию обучающимися системы учебных действий и усвоению учебных стратегий, которые мы определяем как ментальный план действий по достижению учебных целей;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения, при котором обучающиеся становятся полноправными субъектами процесса обучения.
Все выше перечисленное определяет содержание, и способы обучения иностранным языкам (ОИЯ) в школе. Содержание направлено на развитие умений решать жизненные задачи, т.е. на овладение иноязычной коммуникативной компетенцией как готовности и способности вступать и поддерживать общение с представителями иных культур, как шаг по пути развития толерантности к носителям и проявлениям иных культур.
Вторым необходимым компонентом содержания обучения иностранным языкам в школе является вооружение учащихся способами самостоятельного овладения иностранными языками, многие из которых являются универсальными, т.к. применимыми к изучению других предметов. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.
При осуществлении этих переходов, образование действительно перейдет от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Видеообращение Буланкиной Н.Е., руководителя авторского коллектива учебно-методического пособия ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, заведующей кафедрой иноязычного образования ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО