«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИНТЕГРАЦИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Вторник 1 марта 2022

2020 год навсегда войдет в историю человечества как довольно сложный и противоречивый, но такой интересный и необычный с точки зрения изменений, произошедших в образовательном процессе. Всем людям, так или иначе осуществляющим образовательную деятельность, пришлось осваивать новую технологию обучения – смешанное обучение (Blended – learning), внедрять новую образовательную форму – дистанционное обучение. Таким образом, наш 21 век навсегда войдет в историю образования как век интенсивного процесса информатизации образования, век постановки новых целей и задач в науке и образовании в связи с введением дистанционного обучения.

 

 

Автор: Гусейнова Надежда Владимировна
Место работы: МБОУ «Гимназия №44» г. Курск
Должность: учитель английского языка высшей категории

 

 

 

Сам термин «Смешанное обучение» появился давно, в конце 90-х годов, на заре популяризации Интернета, тогда в литературе наравне использовались термины «смешанное обучение» и «гибридное обучение» [2].
С течением времени и непрерывным развитием технологий смешанное обучение обретало все большую популярность среди высших образовательных учреждений и ведущих школ в разных странах. Именно опыт смешанного обучения позволил реализовать дистанционное образование на начальном этапе в 2020 году.

Ни для кого не секрет, что символом нового революционного столетия в образовании стали компьютеры, которые перевернули устройство мира и течение привычной жизни, как учащихся, так и учителей. Каждый из нас ежедневно использует те или иные устройства для составления или редактирования документов, поиска нужной информации, для игр и развлечений и, теперь, для обучения и самообучения он-лайн. Образование старается отвечать запросам современного общества, следовательно, использование компьютеров наряду со смартфонами, планшетами, мобильными телефонами и другими подобными устройствами на уроках постепенно становится неотъемлемой частью современного образовательного процесса направленного на высокий результат. Кроме того, дистанционное образование невозможно без использования всех вышеперечисленных устройств.

ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, учитель же выступает в роли организатора, сотрудника и помощника [1]. Дистанционное обучение в полной мере отражает данный запрос общества.

Прогресс и развитие дистанционного образования вспять повернуть невозможно, поэтому каждому педагогу следует найти те инструменты, программы и приложения, которые помогут осуществлять образовательный процесс с наивысшей эффективностью. Наиболее удобным направлением на сегодняшний день, на наш взгляд, является мобильное обучение (англ. M-Learning–Mobile learning). Появилось даже определение мобильного обучения – это деятельность, осуществляемая  регулярно  посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию [3].

Многие современные ученые и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой информационно-компьютерных технологий связано именно с распространением мобильных средств связи, появлением  большого количества  учебных  приложений  и  программ,  новых  технологий,  которые  расширят возможности и качество образования, позволят в дальнейшем реализовать дистанционное образование на высоком уровне [5]. Таким образом, современному учителю, работающему в поле реализации дистанционного образования  просто необходимо шаг за шагом «внедрить» смартфоны в образовательный процесс, тем самым сделать он-лайн урок эффективным и насыщенным, что будет способствовать непрерывному повышению мотивации к изучению предмета.

Как современный учитель, я стараюсь постоянно вносить разнообразие в процесс изучения своего предмета — английского языка, поэтому мобильное обучение считаю неотъемлемой частью при построении и планировании своих уроков, как традиционных, так и он-лайн. Если на начальном этапе «внедрения» мобильного обучения в образовательный процесс я ставила перед собой цель – повысить мотивацию обучающихся к изучению английского языка, то сейчас, я пришла  к  выводу,  что уникальность мобильного обучения в рамках реализации дистанционного образования заключается в том, что учащиеся не привязаны к определенному месту обучения и имеют постоянный доступ к учебному материалу вне зависимости от наличия компьютера.

На своих он-лайн уроках мы с моими учащимися все чаще используем различные мобильные приложения, но самыми популярными для нас являются: BBC Learning English, Google Docs, Google Forms. Наш выбор обусловлен тем, что данные приложения, во-первых, предоставляют много материалов бесплатно, во-вторых, позволяют учащимся не только повысить свой языковой уровень, но и упрощают процесс проведения он-лайн занятия. Кроме того, данные приложения удобны в использовании.

Например, на сегодняшний день Google Docs является одним из самых популярных приложений среди пользователей. Оно представлено на платформах IOS и Android. Для работы с приложением Google Docs следует скачать само приложение на смартфон и создать учетную запись – Google – аккаунт, которая дает возможность пользоваться всеми сервисами компании Google без повторной авторизации. Для получения аккаунта Google необходимо иметь электронный почтовый ящик, адрес которого будет использоваться в качестве логина при авторизации. Затем, непосредственно в своем приложении создать документ для совместной работы и разрешить доступ к документу своим учащимся. Теперь сообщения можно отправлять сразу всей группе, можно осуществлять постоянное взаимодействие через электронную почту, кроме того возможна работа он-лайн, где каждый обучающийся может вносить поправки в документ в режиме реального времени. Данное приложение также позволяет работать с документом и в оф-лайн режиме, что станет отличным подспорьем для групповой проектной деятельности. На мой взгляд, это оригинальное решение, которое помогает и учащимся и учителям свободно работать в режиме дистанционного образования.

Следующий ресурс – Google Forms – отличный помощник  учителя. С помощью данного приложения можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.

Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании:

  • регистрация участников учебных проектов;
  • небольшие самостоятельные работы, викторины, опросы, анкеты-опросники для проектной деятельности;
  • организация совместной работы группы;
  • рефлексия.

Все вышеперечисленное поможет учителю организовать дистанционное образование наиболее эффективно.

Однако самым любимым приложением моих обучающихся является  BBC Learning English. Наш выбор не случаен, зачастую на уроках мы используем материалы сайта www.bbcnews.com, кроме того, высокомотивированные учащиеся получают домашние задания, в которых я предлагаю им подготовить сообщение о том или ином ярком событии, используя информацию из Интернет-ресурса BBC-news, а на следующем занятии получившееся сообщение обсуждается и анализируется. Приложение BBC Learning English позволяет учащимся готовить такие необычные домашние задания и при этом оставаться в курсе всех важных новостей в режиме реального времени, что называется «здесь и сейчас».

Приложение BBC Learning English имеет понятный интерфейс, очень удобно в использовании. Приложение существует и для платформы Android и для IOS, что позволяет каждому владельцу смартфона быть в курсе последних событий, происходящих по всему миру.

Приложение полностью бесплатное  для любого языкового уровня,  что является очень важным аспектом на сегодняшний день.  На основной странице приложения BBC размещены 7 основных разделов. Что наиболее ценно для обучения и самообучения, каждый раздел содержит аудио — или видеоклипы из архивов BBC, кроме того, большинство аудио — и видеоматериалов сопровождаются скриптами. Дикторы и журналисты являются носителями языка, следовательно, обладают не только четкой артикуляцией, но и «классическим» британским произношением.

Первый раздел: Daily lesson, раздел где у учащихся есть возможность просмотреть видео или прослушать аудио сообщения о последних событиях в мире, а затем проделать различные упражнения сопровождающие исходное видео. Вторым разделом является Everyday English – раздел, где каждый обучающийся найдет интересные для себя видео, где используются современные разговорные английские фразы. Третий раздел: раздел “Business English” предлагает экономические и политические тексты, статьи или видео, где вся специфическая лексикой выделена и объяснена. Четвертый и пятый разделы (Grammar and Vocabulary) часто используются на моих уроках в совокупности, так как мы с моими учащимися стараемся использовать изученные слова в контексте нового грамматического правила, например, построив грамматически верное предложение, мини-диалог, мини-высказывание с новой лексикой. Кроме того, данные разделы предлагают нам упражнения на грамматику английского языка, различные короткие тесты.

Для начинающих изучать иностранный язык или для младших школьников существует раздел Pronunciation, где, на примере различных видео, герой Tim разъясняет пользователям приложения, как следует правильно произносить те или иные слова, сложные для восприятия иностранцами фразы.

С группами более высокого уровня возможна работа с разделом Learn with the news, или же с дополнительным приложением One minute BBC-news, где дикторы освещают основные мировые события дня. Можно организовать как индивидуальную работу учащегося (прослушивание ролика в наушниках со смартфона с последующим пересказом основных событий всей подгруппе), так и групповую  работу с последующей групповой дискуссией.

Таким образом, польза всех вышеперечисленных мобильных приложений очевидна: каждый учащийся найдет для себя именно то, что будет отвечать его интересам, развивать его языковые навыки. Построение дистанционного учебного процесса с активным использованием мобильных приложений способствует формированию у учащихся чувства успешности, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения, а также непрерывному повышению мотивации к изучению английского языка [4].

Список литературы:

  1.  Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. // Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982.
  2. Думачев Л.Л., Смолина Л.В. // Использование мобильных приложений для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом ВУЗЕ// Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 1.;
  3. https://iyazyki.prosv.ru/2017/02/close-your-books (дата обращения 11.07.2021)
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mobilnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения 07.07.2021)
  5. https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=16852 (дата обращения 02.08.2020)

Комментарии закрыты.