«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Четверг 31 марта 2022

В статье представляется опыт применения технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка для развития навыков функциональной грамотности.

 

 

Автор: Зимина Татьяна Александровна
Место работы: МОУ «СОШ № 18 им. Героя Советского Союза А.А. Полянского» г. Вологда
Должность: учитель английского языка

 

 

 

В настоящее время одной из главных задач, которые ставит перед собой новая система образования России, является формирование функциональной грамотности обучающихся.

«Функциональная грамотность (далее также – ФГ). Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, ФГ есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [1, c. 342].

Формирование функциональной грамотности — это одна из первостепенных целей обучения иностранным языкам в основной школе. Владея знаниями и навыками в области иностранных языков, учащийся может успешно общаться с окружающими не только на уроках, но и за пределами школы. С развитием новых информационных технологий потребность в знании и применении на практике английского языка возрастает с каждым годом. Обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать язык при общении со сверстниками в социальных сетях, при работе за компьютером, в игровом пространстве. Помимо этого, обучающиеся имеют возможность путешествовать за границу, где навыки общения на английском языке просто необходимы.

Изучение иностранного языка – это в первую очередь повышение языковой компетенции учащихся, их способность использовать лексические и грамматические конструкции согласно жизненным нормам поведения в обществе. На сегодняшний день большинство выпускников если и знают основы фонетики, грамматические структуры языка, лексические единицы, то практически не могут пользоваться иностранным языком при решении коммуникативных задач, не умеют реализовать себя в языковой среде. Учащийся должен обладать такими навыками и умениями как поддержание беседы, выражение своего мнения с аргументами, выражение эмоций, пояснение причины отказа, решение конфликтов с помощью языковых средств и т.д.

В связи с этим, на уроках иностранного языка необходимо формировать лингвистическую компетенцию учащихся, что предполагает:

  • знание определенного количества языковых единиц, готовность и желание взаимодействовать с другими;
  • социолингвистическую способность использовать языковые единицы в определенной ситуации;
  • дискурсивную и стратегическую особенности в качестве умения излагать свою позицию, решать речевые задачи;
  • социокультурную особенность, как готовность и способность вести диалог культур.

Для достижения этой цели и повышения уровня функциональной грамотности обучающихся существует ряд педагогических технологий. Более подробно я остановлюсь на коммуникативной технологии обучения.  Коммуникативность предусматривает речевую направленность   учебного процесса, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации обучения, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны.

Среди многочисленных методов, приёмов, способствующих эффективному формированию коммуникативной компетенции, можно выделить следующие:

  • создание реальной возможности коммуникации на каждом уроке;
  • проведение нестандартных уроков (урок-конференция, урок-экскурсия, урок-путешествие, открытые дебаты и дискуссии и т.д.);
  • включение учащегося в игровую деятельность (игры-драматизации, ролевые игры и т.д.);
  • сочетание индивидуальной работы с групповой и коллективной;
  • использование аутентичного материала на уроках;
  • создание и защита проектов с применением ИКТ технологий, способствующих возникновению ситуаций, имитирующих языковую среду;
  • проведение внеклассных мероприятий по предмету, как шаг к развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Я работаю по УМК «Английский в фокусе» для 5-9-х классов. Полностью  согласна с автором учебника Подоляко О.Е., что данный учебно-методический комплекс дает возможность решать проблему  формирования функциональной грамотности.

Исходя из определения ФГ, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способности учащегося, вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней, готовим к успешной жизни и эффективному взаимодействию с внешним миром. [2]

Продемонстрирую фрагмент урока с применением коммуникативной и ролевой игр, которые учат выражать мысли в их логической последовательности, обучают учащихся речевой реакции, развивают компенсаторные   умения.

Урок в 6 классе по теме: «В кафе».

Это третий урок раздела «Продукты питания», учащиеся уже знакомы с лексикой по теме и работали с диалогом учебника (стр.89 упр.4).

Играющий начинает так:

  • When I went to London….

My father (mother, brother) went to Leeds. What did he (she) buy?

I went to the market (shops) with my mother and we bought back in our basket….

Следующий ученик повторяет фразу и добавляет новый продукт. Каждый ученик, повторив названия всех продуктов может изменить предложение, задав новый тон цепочке.

I went to grocer`s (the butcher`s, the greengrocer`s …….)

  • Response

От собеседника ожидается порой не только ответ на вопрос, но и одобрение, сочувствие, похвала, согласие, возражение, удивление, возмущение и т.д.; от него ждут отклика, ответной реакции (response).

Учитель констатирует факт. За каждое правильное предложение–реакцию дается очко. Факты могут быть совершенно разными.

Учитель: Eating junk food is bad for your health.

Ученики: I am of the same opinion.

It isn`t  worth  talking  about  it.

I don`t care.

Учитель: I bought a cake.

Ученики:  Really!

Unfortunately, I am on a diet.

It`s time to have tea.

  • Ролевая игра «Заказ в кафе или ресторане» (учебник стр.89 упр.5)

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выбирается официант. С помощью меню (на стр.88) и таблицы с фразами (упр.5 стр.89) задача обучающихся заказать  завтрак, обед или ужин (по выбору группы). Каждый посетитель должен  сделать свой заказ,  а официант советует и предлагает самые полезные и вкусные блюда.  Среди детей идет обсуждение на английском языке на основе диалога.

Таким образом, применение коммуникативной технологии на уроках иностранного языка   позволяет повышать уровень функциональной грамотности учащихся, что необходимо для дальнейшего гармоничного развития личности в системе социальных отношений.

Список литературы

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  2. Электронный журнал «Просвещение. Иностранные языки» Архив блога «Развитие функциональной грамотности». Автор: Подоляко О. «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе» (5-9 класс). Рубрика: Из практики учителя. 07.09.2021г.
  3. Английский язык. -5-9 классы: обучающие игры на уроках/авт.-сост. Г. В. Данилова. – Волгоград: Учитель, 2008. -93 с.:ил.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

 

Комментарии закрыты.