«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Четверг 3 марта 2022

К ученику XXI века предъявляются сегодня важные требования — умение находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами. Одной из новых информационных технологий, призванной реализовать требования стандартов, является технология Веб 2.0. Данная технология позволяет организовать учебно-познавательную, исследовательскую и творческую деятельность учащихся и их учителей в ходе проектной работы на основе компьютерной телекоммуникации на сервисах Веб 2.0 для совместного создания и использования в Сети информационных ресурсов.

 

 

 

Автор: Булаева Марина Александровна
Место работы: МБОУ «Спасская гимназия» Спасского муниципального района Рязанской области
Должность: учитель английского языка

 

 

Сервисы Веб 2.0. обладают важными дидактическими свойствами и методическими функциями, необходимыми для обучения иностранному языку.

  1. Лаконичность. Служит стимулом для тщательного продумывания содержания, стилистического, орфографического и пунктуационного оформления будущего письменного высказывания.
  2. Публичность. Позволяет организовать сетевое взаимодействие между учащимися на иностранном языке и развивать аспекты языка, виды речевой деятельности, а также социокультурную и межкультурную компетенции.
  3. Линейность. Текстовая информация на сервисах размещается в хронологической последовательности. Это позволяет разрабатывать методики развития речевых умений обучающихся через индивидуальную работу каждого учащегося и организацию сетевого общения между участниками проекта.
  4. Гипертекстовая структура. Обеспечивает быстрый доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам в любое время, что наиболее актуально при развитии умения написания рецензий (на книги, фильмы, музыку, выставки и т.д.), а также докладов и сообщений.
  5. Контекстуальность дает возможность встраивания в контекст обучения, в определенное социальное окружение и усиливает чувство сопричастности с глобальным образовательным процессом в целом.
  6. Исследовательский потенциал. Сервисы Веб 2.0. расширяют познавательные способности обучаемых, развивают навыки критического мышления, умения самостоятельной учебной деятельности.

В условиях ускоренного развития информационного общества и возросших требований к ИКТ-компетентности учащихся данные дидактические свойства позволяют сделать создание учащимися проектов на основе сервисов  Веб 2.0 одной из самых актуальных форм проектной деятельности, которая развивают у обучающихся метапредметные компетенции, реализуя деятельностный подход,

Проектная деятельность по английскому языку — это целенаправленная работа с уникальным результатом, который представляет собой, прежде всего, новый речевой продукт на ИЯ, отражающий пути решения учащимися личностно и социально значимых проблем. Согласно типологии проектов, предложенной Е.С. Полат, такие проекты можно определить как творческо-информационные.

Проектная работа на основе сервисов Веб 2.0 полностью укладывается в следующие этапы работы над проектом по английскому языку в школе (Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова) [1]:

  • мотивационный этап (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования);
  • планирующий (подготовительный) этап (обсуждение методов исследования, обсуждение способов оформления конечных результатов и распределение ролей);
  • информационно-операционный (сбор, систематизация и анализ полученных данных);
  • практический (моделирующий) этап (выполнение запланированных действий);
  • контрольно-коррекционный этап (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);
  • рефлексивно-оценочный этап (коллективное обсуждение и самооценка: оцениваются креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта).

Единственное отличие от других проектов в том, что нужно научить детей работать в сервисе и в групповом проекте организовать работу каждого члена группы не только по созданию контента проекта, но и по наблюдению за деятельностью других и её коррекции.

В моей практике учителя английского языка сервисы Веб 2.0 использовались в групповом проекте “People and Pets” по мотивам  «Сказки о докторе Дулитле» Хью Лофтинга. Целью  проекта являлся поиск путей решения проблемы отношений людей и их домашних питомцев в художественном тексте и в реальной жизни, а также отражение результатов исследования через речевые произведения учащихся на английском языке. А также мультимедиа и материальный продукт. Проект состоял из нескольких продуктов, каждый из которых выsполнялся детьми индивидуально, в парах и тройках.

Защита проекта проходила в виде устного журнала с представлением мультимедийных продуктов, созданными на социальных сервисах Веб 2.0. Глог “Doctor Dolittle and His Pets” был выполнен на сервисе Glogster EDU для создания интерактивного плаката (http://edu.glogster.com/), включал готовые интернет-ресурсы (тексты и изобразительную информацию об авторе и его героях, интерактивную книгу – первое издание сказки, аудиофайлы MP3 первой главы аудиокниги и саундтрека к фильму о Докторе Дулитле).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст стихотворения о питомцах Доктора Дулитла в глоге, придуманный самими ребятами по аналогии с известным стихотворением “The House that Jack Built”, стал основой для проведения фонетической зарядки на уроке защиты проекта. Воспроизведение встроенного в глог аудиофайла с чтением главы аудиокниги позволил организовать на том же занятии поисковое аудирование.

 

 

 

 

 

Интерактивный кроссворд на сервисе LearningApps.org (http://learningapps.org/ ) для разработки интерактивных заданий проверил орфографические навыки письма учащихся  — знание кличек животных – героев сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята с гордостью представляли интерактивный альбом (книгой) с рекламой жилья и зоомагазина для животных Доктора Дулитла “The Accomodation for Pets”, созданный на сервисе Calameo для интерактивных публикаций (http://ru.calameo.com/).

Видео-подкаст “Ann and Her Cat Frosik” — индивидуальный проект ученицы на YouTube – позволил ребятам узнать интересную информацию о своей однокласснице и ее питомце,  а затем рассказать о своих домашних животных на английском языке.

Последние два продукта оказали сильное эмоциональное воздействие на учащихся и стимулировали их познавательную и речевую активность, успешно использовались учителем для организации обсуждения темы, т. е. речевой практики.

В конце занятия на сайте MindMeister (https://www.mindmeister.com) дети создали ещё один продукт — ментальную карту отношений людей и питомцев, на основании которой пришли к важному выводу об их сходстве и взаимозависимости, что позволило учащимся найти гуманное решение проблемы, а учителю эффективно провести рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

На Четвером открытом фестивале «Мультимедиа в образовании» (Организатор: факультет «Мультимедиа технологий» образовательного портала «Мой университет» (http://moi-mummi.ru/ ) урок-защита проекта стал абсолютным победителем в номинации «Предметы группы «Иностранный язык» и был награжден Дипломом за лучший материал.

Проекты, выполненные детьми на сервисах Веб 2.0, могут стать отличным дополнением уроков по тематике учебников серии «Английский в фокусе (Spotlight)» — совместной продукции российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing».

Для уроков домашнего чтения замечательным сервисом является Calameo (http://ru.calameo.com/ ), который позволяет публиковать презентации Power Point в виде интерактивной книги с эффектом листания и шелеста страниц. Примером может стать созданный в 7 классе проект по теме «Дж. М. Барри и его книга «Питер Пэн» («J. M. Barry and his book «Peter Pan»).

Работая по материалу учебника, можно широко использовать возможности сервиса для создания газет и плакатов WikiWall (http://wikiwall.ru/ ). Это вики-газета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Так для урока в 5 классе «Известные здания мира» (Famous Buildings of the World (Module 3, Extensive Reading)) учащимися был создан проект «St. Basil’s Cathedral».

На этапе 1 (погружение в проект) мы с детьми определили проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности, определили состав группы. На этапе 2 (планирование деятельности) было разработано стилевое оформление стенгазеты и тематические блоки с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. На этапе 3 (реализация плана) ребята искали материал для вики-стенгазеты в постоянном контакте с учителем. Этап 4 (оформление wiki-стенгазеты) дети получили доступ к онлайн газете, работали одновременно каждый со своего рабочего места, компьютера и наблюдали за деятельностью других членов группы, обсуждали и вносили коррективы. На этапе 5 презентация результатов проходила через демонстрацию wiki-стенгазеты на уроке. В итоге получился туристический постер с фотографиями собора, разноплановой информацией о его истории, внешнем виде, местонахождении и т. д. и видео. На этапе 6 оценка результатов и процесса проектной деятельности проходила в виде коллективного обсуждения и самоанализа.
Ещё одной разновидностью публикации на сервисе Веб 2.0 является комикс, что полностью соответствует потребности подростков в творческом совмещении красочных картинок и текста. Работа  “A Glimpse of London”(«Взгляд на Лондон») была создана на онлайн cервисе для создания комиксов ToonDoo  (http://www.toondoo.com) в рамках темы «Достопримечательности Лондона» (Spotlight 7, Module 3d, Culture Corner). Проект отличается творческим подходом и оригинальностью подачи материала, содержит лингвострановедческую лексику, связанную с реалиями. Сюжет комикса представляет путешествие русской девочки Арины в Лондоне, где её сопровождают английский друг Тед и говорящий пёс Спарки, изображённые на фоне фотографий современного Лондона.

Другой комикс “The Strangest English Tea-Party” («Самое странное английское чаепитие»), созданный в  рамках темы «Льюис Кэрролл и его книга «Алиса в Стране Чудес» (Spotlight 6, Module 5, Extensive Reading)  рассказывает о посещении девочкой Алисой традиционного английского чаепития в 5 часов после обеда, где она беседует со Шляпником, Мартовским Зайцем, Соней и Чеширским котом. Внимания заслуживают высокая лингвострановедческая насыщенность (идиомы) и юмор, а также особенности художественного стиля работы. В комиксе использованы изображения из Интернета, анимированные персонажи и статичные изображения из интерфейса сервиса ToonDoo.

Работы получились настолько интересными и качественными, что сумели занять первые места в своих возрастных номинациях во Всероссийском конкурсе комиксов «Once upon a time there lived…» Конкурс был организован ТГ «Преподавание английского языка» профессионального сообщества педагогов «Методисты.ру».

Лауреатом Всероссийского конкурса «С Днем Победы»! издательства «Просвещение» стала и презентация “We’ll always remember you”, проект в рамках темы «День памяти» (Spotlight 9, Module 1, Across the Curiculum) с гиперссылкой на плейкаст. В плейкасте, созданном на сервисе Playcast (http://www.playcast.ru), использована песня «Журавли» и стихотворение ученицы на английском языке.

Создание мультимедиа-проектов на сервисах Веб 2.0 позволяет:

·     наглядно представить результаты проектной деятельности учащихся;
·     самостоятельно овладеть английским языком в рамках темы;
·     стимулировать исследовательскую деятельность и мотивацию детей к изучению английскому языку;
·     создать в сознании учеников яркие образы реалий для формирования их социокультурной компетенции;
·     повысить ИКТ-грамотность обучаемых и расширить их представления о разнообразии мультимедийных ресурсов и их возможностях.

В целом, использование сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности по английскому языку способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер, сфер исследовательской и практической деятельности, что позволяет повысить продуктивность обучения, прежде всего, в плане овладения ИКТ  и формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

1.   Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей / Под ред. Н.Ю. Пахомовой. – М.: МИОО, 2005.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.