«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

THE TEXT IS DEAD, LONG LIVE THE TEXT!

Четверг 22 декабря 2022

Королем в процессе изучения иностранного языка всегда по праву считался текст. Именно в нем мы находили новые слова и грамматические конструкции, именного его мы выразительно читали и пересказывали. Мы учились задавать вопросы по тексту и выделять в нем тему и главную мысль.

Автор: Мукосеева Юлия Борисовна

Место работы: ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова», ФГАОУ дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации»

Должность: Методист, учитель английского языка, Эксперт

Автор: Ширинян Марина Витальевна

Место работы: АО «Издательство «Просвещение»

Должность: педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»

Но жизнь стремительно меняется, и современным подросткам, живущим в мире «картинок», становится все сложнее читать объемные тексты. Это трудно, долго, а они привыкли получать информацию мгновенно. “We are visual people today,” — говорят они о себе, и текст уже не является для них самым важным источником информации. Или является?

Тремя ключевыми вопросами образования всегда были, есть и будут вопросы «Зачем учить?» – вопрос цели, «Чему учить?»  — вопрос содержания и «Как учить?» – вопрос методики.

Когда я задаю учителям вопрос «Зачем вы учите иностранному языку?», чаще всего я слышу ответ «Для того, чтобы человек мог пользоваться иностранным языком в жизни». И здесь появляется некое противоречие – мы декларируем одну цель, а работаем на достижение совершенно другой. События последнего года показали, что мы все больше информации получаем посредством экрана. А школа продолжает учить ребенка стратегиям работы с бумажным текстом. Сама жизнь доказала, что действительно серьезные задачи можно решать только в команде. А мы продолжаем переставлять парты для организации групповой работы только перед «открытыми уроками». И, к сожалению, иногда мы учим читать и переводить, а не понимать, записывать, а не набирать. А выученные наизусть топики точно не являются показателем владения иностранным языком.

Мы порой тратим время, талант, силы на формирование тех навыков, которые в будущем ребенку не пригодятся. Говоря о целях образования в современной школе, мы все чаще применяем термин «функциональная грамотность», понимаемый как способность человека использовать приобретаемые знания для решения широкого диапазона жизненных задач. Важнейшей составляющей функциональной грамотности является читательская грамотность, т.е. способность понимать и использовать письменные тексты для достижения своих целей. При этом под текстом мы понимаем не только традиционный сплошной текст, но и различные виды несплошных текстов, в которых информация представлена не только вербально, но и графически.

Батырова З.Р., призер Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2022», учитель английского языка Гимназии № 1 МО г. Ноябрьска (Ямало-Ненецкий АО).

Каждый из нас ежедневно «читает» карты и схемы, списки и таблицы, графики и диаграммы для решения как профессиональных, так и бытовых задач. Следовательно, обучение работе с несплошным текстом является не менее важной задачей образования, чем чтение традиционных текстов. С другой стороны, «вербальная» сторона несплошного текста может стать основой для изучения новых лексических единиц и грамматических конструкций. Диаграмма или график позволят учить анализировать и сравнивать, делать выводы и обобщения. Таблица может быть эффективна при обучении преобразованию информации из одного вида в другой. Схемы дают возможность определять причинно-следственные связи. Таким образом, несплошной текст может стать одновременно и элементом содержания образования (ответ на вопрос «Чему учить?»), и способом представления новой информации («Как учить?»). То есть мы можем и учить при помощи несплошного текста языку, и учить работе (взаимодействию) с этим несплошным текстом для решения практических задач.

Пособие Мукосеевой Ю.Б. «Сборник упражнений. 10-11 классы» — один из  инструментов достижения образовательных результатов по предмету.

Учебное пособие содержит 6 модулей по темам «Образование», «Права и обязанности», «Экология», «Технология и наука», «Профессии будущего», «Культура и искусство». Модули имеют идентичную структуру и включают следующие разделы:

Введение: задания творческого и проектного характера, позволяющие актуализировать уже имеющиеся знания по изучаемой теме и сформировать мотивацию. Ученикам необходимо высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, выбрать наиболее эффективный способ решения задачи из предложенных или найти свои варианты решения проблемы. Задания раздела могут выполняться индивидуально, в парах или мини-группах.

Информация, представленная в несплошных текстах: работа с графиками, диаграммами, схемами, инфографикой, таблицами. Выполняя задания раздела, ученики не только приобретают опыт анализа информации, представленной в различных видах, но и изучают лексику по теме. Задания предполагают перекодирование информации и использование таких методов исследования, как опрос и сравнение нескольких источников данных.

Смысловое чтение: применение различных способов чтения в зависимости от поставленной задачи. Задания позволяют формировать навык прогнозирования, контекстуальное мышление, умение видеть внутренние логические связи в тексте, а также предполагают использование ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего чтения.

Письмо: написание эссе и резюме. Школьники познакомятся с правилами написания резюме, форматом эссе, узнают правила построения аргумента с точки зрения логики, потренируются в подборе синонимов и научатся делать свою письменную работу более «интересной» грамматически.

Говорение: презентация, самопрезентация, описание изображений. Задания раздела направлены не столько на подготовку к экзаменам, сколько позволят приобрести навыки говорения, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Старшеклассник получит возможность научиться рассказывать о своих навыках и умениях, представлять результаты исследовательской и проектной деятельности, отстаивать свою точку зрения в дебатах.

Основная тематика предлагаемых в сборнике сплошных и несплошных текстов – это современный взгляд на изучаемую проблему. Статьи, обсуждения в чатах, отрывки из документов, мнения экспертов содержат не только самую современную лексику, но и интересные идеи, которые можно использовать в устной и письменной речи.

Пособие может использоваться в качестве дополнения к основному учебнику в рамках изучения спецкурсов в классах с универсальным, гуманитарным, естественнонаучным профилем, в предпрофессиональных классах (академический, инженерный), а также во внеурочной деятельности.

Ильина С. С.,  директор МБОУ Гимназия №3 г.о. Самара,  Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник образования Самарской области, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», председатель Самарской региональной общественной организации «Клуб «Учитель года», председатель Комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке, депутат Самарской Губернской Думы, Эксперт федерального уровня оценки качества образования, конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Директор школы».

К демонстрируемому изданию подготовлена рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистический практикум по английскому языку», составленная с учётом требований ФГОС СОО, утвержденного приказом Министерства  просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»Целью курса внеурочной деятельности «Лингвистический практикум по английскому языку» на уровне среднего общего образования является обучение взаимодействию с различными видами несплошных текстов на иностранном языке, включающему анализ, интерпретацию и использование представленной в них информации для решения широкого спектра жизненных задач, в том числе – профессиональных.

Отзывы учителей, работающих по пособию «Сборник упражнений. 10-11 классы» Мукосеевой Ю.Б.


Князькова Л.В., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 4 ОЦ г. Новосибирска, победитель национального проекта «Образование 2009», заведующий школьного методического объединения учителей английского языка, зам. председателя региональной комиссии по проверке ЕГЭ.

В своей работе учителя английского языка сталкиваются с определёнными проблемами, связанными с неумением обещающихся работать с иноязычными текстами. Кроме незнания значения многих слов, ученики испытывают трудности в чтении диаграмм, не умеют трансформировать информацию из несплошного текста в сплошной, как устный, так и письменный, не умеют выделять ключевые слова и формулировать вопросы. Более того, они не всегда справляются с заданием переноса знаний и умений из одной области в другую. Другими словами, у обучающихся недостаточно сформирована читательская грамотность, которая является базовой частью функциональной грамотности.

Пособие Мукосеевой Ю.Б. «Сборник упражнений. 10-11 классы» — это отличный помощник в формировании читательской грамотности.

Пособие Мукосеевой Ю.Б. направлено на достижение предметных и метапредметных результатов образования через использование несплошных текстов разных видов. Задания включают работу с графиками, диаграммами, схемами, инфографикой, таблицами. Выполняя задания разделов, учащиеся изучают лексику по теме. Тематика предлагаемых в сборнике текстов интересна ученикам и развивает их кругозор.

С моими учениками мы успешно отрабатываем такие навыки, как представление результатов своих проектов и исследований, умение отстаивать свою точку зрения в дебатах. Я также нахожу очень полезным развитие таких умений, как составление резюме, участие в интервью, которыми ученики смогут воспользоваться в реальной жизни.

Я использую пособие как дополнение к основному учебнику. А также для подготовки к ЕГЭ, поскольку формат большинства заданий пособия аналогичен формату заданий экзамена.


Кубатиева А.В., победитель конкурса «Учитель года заграншкол МИД 2022», финалист конкурса «Учитель года России — 2022»

Учебное пособие по английскому языку Ю.Б. Мукосеевой рассчитано на обучающихся 10-11 классов, включает в себя не только материал, соответствующий кодификатору, что несомненно поможет структурировать имеющиеся знания при подготовке к ЕГЭ, но также предлагает большое количество подтем, что способствует расширению знаний и изучению английского языка на углублённом уровне.

В пособии содержится актуальный, современный материал, направленный на активизацию познавательной активности обучающихся.  Задания способствуют развитию аналитического мышления, навыков поиска причинно-следственных связей, развитию критического мышления. Иллюстративный материал представлен в виде инфографик, схем, таблиц, что поможет развить навык чтения и понимания нелинейных текстов, которые активно вошли в современную жизнь. Данное пособие может служить отличным подспорьем на уроках английского языка при подготовке к единому государственному экзамену, начиная с 10 класса.



Кузнецова Т.А., учитель-методист, эксперт ОГЭ и ЕГЭ, Заслуженный Учитель России.

Текст является основой для развития навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Тексты, которые, в основном, используются в школе — тексты учебные, художественные, научно — популярные и другие. Ну что же такое текст? В данном учебном пособии представлены несплошные тексты. Почему возникла необходимость в таких текстах и заданиях к ним? В рамках развития навыков функциональной грамотности обучающиеся моделируют реальную жизненную ситуацию, ориентируются на разнообразие нелинейных текстов. Все чаще обучающиеся имеют дело с таблицами, схемами, графиками в реальной жизни. Ведь одно из заданий ЕГЭ предполагает работу с таблицами и графиками. Задания в пособии разнообразны и позволяют обучающимся осваивать сложные системы концептов, основанные на метапредметных и универсальных способах. Например, в Модуле 1 автор предлагает следующие задания: Изучите инфографику и подчеркните приложения и технологииРаспределите приложения и технологии, указав наиболее эффективныеВыберите одну из технологий, которая, по вашему мнению, является наиболее эффективной, т.е. это дает возможность анализа, сравнения и выводов.

Таким образом, формируются навыки решения задач в реальных ситуациях. Очень подробно в пособии представлены задания на поиск соответствия утверждений и заголовков, сравнения результатов опроса, создание своей собственной таблицы или графика, таким образом, развивая навыки письменной речи. Помимо этого есть задания по чтению, лексике и грамматике, которые могут быть использованы при подготовке к итоговой аттестации. Несомненно, данное пособие может быть использовано при подготовке учащихся к итоговой аттестации и во внеурочной деятельности в профильных классах.    


Сафиуллина Э. Э., учитель английского языка   МБОУ «Гимназия №39 им. Файзуллина А.Ш.» г.Уфа, Республика Башкортостан, Заслуженный учитель Республики Башкортостан,  лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018»

«Сборник упражнений. 10-11 классы» апробирован  в 10 -11 классах  МБОУ «Гимназия №39 им. Файзуллина А.Ш.»(профильная школа). У нас есть социально-экономическое,   социально – юридическое, химико-биологическое и гуманитарное направления. Мы были безумно рады получить пособие,которое позволяет проводить такой вид деятельности как диагностика навыков чтения, навыков письма. Поэтому каждый из модулей,представленный в издании, полностью соответствует нашим ожиданиям и требованиям для такого рода диагностики. 

Относительно типов заданий,нужно отметить,что это наиболее удачные, яркие виды заданий, которые раскрывают полностью весь функционал языка. Если мы говорим о чтении,то,конечно же, в издании представлен совершенно новый подход особенно к детям, которые сейчас преимущественно визуалы,если мы будем говорить о клиповом мышлении,то все задания с инфографикой,таблицами,графиками  являются самыми актуальными для развития и совершенствования навыков чтения.

Мне понравилось задание на письмо, потому что развивать креативность через такие задания является самым оптимальным.Нужно также отметить,что логическая связь заданий находится на поверхности. Здесь соблюдается принцип от простого к сложному.

Хотелось бы отметить и эстетику сборника, который   выдержан в едином световом разрешении. Данное пособие было распространено среди коллег, и мы смогли запланировать демо-уроки для 10-11 классов на основе этого издания.

Предлагаем вам также ознакомиться с материалами (презентацией, видеолекцией) Мукосеевой  Ю.Б., методиста по иностранным языкам, учителя английского языка ГБОУ Школы им. Маршала В.И. Чуйкова, автора пособия «Английский язык. 10 – 11 классы. Сборник упражнений. Учебное пособие».

Ширинян М.В., педагогический дизайнер Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»  

Одним из показателей успешности вхождения в мировое образовательное пространство является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности (ФГ) обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В современном мире ФГ становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. 

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС) НОО и   ООО актуализировало значимость формирования ФГ с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

В новых ФГОС НОО (п. 34.2.) и ООО (п. 35.2.), утверждённых 31 мая 2021 г., подчёркивается необходимость создания условий, обеспечивающих «возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

14 октября 2022 г. были опубликованы Примерные  рабочие  программы  среднего общего образования по иностранному (английскому) языку (базовый и углублённый уровни)

В данных документах прописано о развитии  сформированных в основной школе умений читать про себя и понимать с использованием языковой и контекстуальной догадки аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи, а также уделяется внимание чтению  несплошных текстов (таблиц, диаграмм, графиков и т. д.) и пониманию представленной в них информации.

Наряду с этим необходимо отметить важность методической поддержки при работе с  УМК и учебными пособиями.  Поэтому   для более детального изучения рассматриваемой темы вы можете обратиться к следующим электронным ресурсам:

  1. В журнале «Просвещение. Иностранные языки» у вас есть возможность познакомиться с авторскими, методическими, а также со статьями учителей-практиков, которые делятся своим опытом работы по учебной литературе издательств «Просвещение»:
  1. На образовательном ресурсе ‒ видеоверсии журнала «Просвещение». Иностранные языки» размещены записи вебинаров, видео лекций и образовательных роликов по проблематике изучения иностранных языков. В плейлисте «Функциональная грамотность», размещенном в социальной сети ВКонтакте, вы найдете актуальную информацию о практическом подходе к развитию функциональной грамотности обучающихся.
  2. Платформа «Учитель. Club» поможет решить наиболее актуальные запросы учителей, школьников и родителей.  Для вас доступны мастер-классы,   сервисы психологической и методической помощи, актуальные предложения по повышению квалификации, обзоры лучших практик,   консультации при выполнении домашних заданий и др.  Кроме того, ученики смогут получить персональную помощь от экспертов и педагогов по темам урока, которые не получилось хорошо освоить.
  3. В каталоге издательства«Просвещение» представлена учебная литература для всех уровней образования.
  4. «Медиатека «Просвещения» — это образовательная платформа с доступом к коллекции учебных и методических материалов, инновационным сервисам для преподаванияучебникам с интерактивными объектами и удобной навигацией.
  5. В разделе  «Аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям» вы можете бесплатно скачать аудиокурсы ко всем линиям УМК по иностранному языку. 7.Книги для учителя, а также рабочие программы ко всем линиям УМК по иностранному языку   размещены в разделе «Рабочие программы для учителей».

Комментарии закрыты.