РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Пятница 28 апреля 2023PLAY is the WORK of the CHILD
Maria Montessori
Сложность организации учебной деятельности при обучении иностранному языку заключается в том, что изучение проходит вне языковой среды, с ограниченным количеством часов и с неделящимися классами. Поэтому внеурочная деятельность, на наш взгляд, особо важна для создания языковой среды и погружения в английский язык, что немаловажно для достижения на практике предметных, метапредметных и личностных результатов, а также для формирования функциональной грамотности у обучаемых.
Автор: Тюкало Ольга Валерьевна
Место работы: МБОУ Верхнепашинская СОШ №2
Должность: учитель английского языка
Автор: Щепкина Ирина Николаевна
Место работы: МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2
Должность: учитель английского языка
Современные реалии, заказ общества, новый ФГОС требуют, чтобы современный выпускник имел такой уровень образования, который мог бы ему позволить без труда интегрироваться в мировую культуру, применяя полученные в школе знания.
Внеурочная деятельность по языку помогает это сделать как нельзя лучше. Учащиеся играют и танцуют, рисуют и поют, смотрят анимационные фильмы и обсуждают темы, которые не предлагаются программой, но интересны и близки их возрасту. Психологические барьеры и напряжения снимаются, потому что урочной учебной деятельности нет, а вне урока ребенок говорит не ради оценки.
Знакомство с языком, воспитание уважительного отношения к иноязычной культуре на занятиях проходят с использованием разнообразных форм внеурочной деятельности от экскурсии и спектакля до чаепития и решения математических примеров на английском языке. В педагогической практике мы используем такие следующие формы внеурочной деятельности.
Школьное научное общество
Здесь ребята создают проекты или научно-исследовательские работы: «Экскурсия по МБОУ Верхнепашинская СОШ № 2», «Первые пробы переводчика: сонет № 1 В. Шекспира», «Средства художественной выразительности в творчестве Depeche Mode», «Выражение благодарности как вежливая стратегия речевого этикета в английском языке», «Английский алфавит: уникальные особенности, интересные факты и занимательные истории», «Происхождение англоязычных наименований шоколадных конфет». Участие в Школьном научном обществе формирует у школьников творческое мышление, развивает интеллект, способствует пропаганде авторитета знаний.
Олимпиада по английскому языку
Считаем, что это одно из главных средств повышения мотивации и интереса школьников к изучению английского языка, которое положительно влияет на становление личностных качеств учащихся, расширяет их кругозор, формирует самостоятельность и целеустремлённость. Наши ученики школы принимают активное участие в школьном этапе олимпиадного движения, на муниципальном уровне принимает участие около 20-30% школьников, ребята с удовольствием участвуют в дистанционных и он-лайн олимпиадах, на платформах INTOLYMP.ORG, FOXFORD.RU, UCHI.RU, RELOD.ru. Благодаря которым школьники учатся идти путем самостоятельных находок и открытий. При подготовке к олимпиадам используем серию пособий А.П. Гулова «Олимпиады по английскому языку для 8-11 классов», «30 форматов олимпиадных заданий по английскому языку» и К.С. Махмурян, О.П. Мельчиной «Олимпиады по английскому языку 9-11 классы».
Работа по формированию функциональной грамотности проводится в системе, в течение всего учебного года, на внеурочных занятиях, в период проведения декад грамотностей, предметных недель.
На занятиях по финансовой грамотности ученики 5-ых классов отправляются в Англию, США и Германию, чтобы сделать покупки в разных магазинах. Для этого сначала ребята узнают, какую валюту используют в этих странах, затем берут в БАНКЕ «доллары», «фунты» или «евро» и только после этого совершают покупки в Mini-market, Bakery, Toyshop, Butchery. С удовольствием школьники играют в настольную игру “POP to the SHOP”. В конце участники занятия рассказывают, какие товары они купили и сколько потратили денег. Ребята на практике применяют диалоги «В магазине», изучаемые на уроках английского, пробуют себя в роли продавца, покупателя или банкира и уходят с занятия с пониманием, что финансовая грамотность в наше время нужна всем без исключения.
На одном из занятий в 4-ых классах по читательской грамотности проводится «Путешествие в мир детской английской литературы». Прочитав сказку «Голди Лок и три медведя», ребята создают своих героев из подручного материала (перчатки, лоскуты материи, бусины, носки, пуговицы, шерстяные нитки), рисуют фоны для мини-театра и разыгрывают свои истории о девочке и трёх медведях на английском языке, используя языковую основу и модели ответов для построения собственных высказываний.
Другое занятие посвящаем одному из известнейших в англоязычных странах писателю. Как выясняется, художественные фильмы «Кот в шляпе» и «Гринч и Рождество» видели все, а вот их создателя – американского автора Доктора Сьюза (Dr. Seuss) знает не каждый. Школьники узнают, что у этого талантливого писателя есть замечательные стихи, по которым многие американские дети учатся читать. Очень весело и незаметно пролетает время на занятии: прочитаны интересные произведения, к ним нарисованы иллюстрации, а главное, все попробовали сочинить такие же весёлые четверостишия на английском языке в стиле Dr. Seuss. Получилась небольшая книга с иллюстрациями и стихами шестиклассников.
Знакомство с английским писателем М. Бондом и его книжным героем медведем Паддингтоном проходит на занятии «Медвежонок по имени Падингтон или Paddington Trail». На мероприятии ребята знакомятся с автором произведения, с историей создания рассказа о самом известном медвежонке среди детей, проживающих в англоязычных странах, вместе с маленькой девочкой из России проходят все места в Лондоне, связанные в Паддингтоном, читают отрывки из книги, смотрят фрагменты анимационного и художественного фильмов на английском языке. На данном занятии ребята работают в технике “pop-up” (создание бумажных объёмных 3D фигур), используются приёмы драматизации, в процессе которой пополняется словарный запас учеников и отрабатываются полученные на уроках грамматические навыки. Кооперация позволяет всем участникам эффективно коммуницировать, способствует развитию у ребят критического мышления, повышает интерес к чтению и воспитывает уважение к англоязычной культуре. Позитивный эмоциональный настрой всегда даёт возможность учащимся проявить свою креативность и показать свои личностные качества.
Формирование устойчивого интереса к чтению начинается с развития фонетических навыков чтения и здесь активно используется «Веселое чтение» — своеобразный игровой вид деятельности.
Учиться читать, особенно на английском языке, достаточно тяжело. Английские правила чтения сложны и запутаны, очень много исключений из правил, которые надо знать наизусть. В начальной школе этот процесс можно сделать более лёгким и увлекательным благодаря различным дидактическим играм, интересным заданиям и необычным упражнениям.
Чтобы чтение на английском языке стало неординарным занятием, разбиваем всё мероприятие на увлекательные этапы. 1 этап — учим буквы-звуки, смотрим видеоролик, слушаем и повторяем, предъявленную букву – звук для чтения вместе с видеоканалом «Alpha blocks» от BBC
2 этап — называем первый звук, с которого начинается слово на картинке, находим букву (отдельную) к своей карточке и соотносим, читаем первую букву слова на карточке вместе с флэш-карточками «Alphabet Flashcards» от Orchard Toys
3 этап – находим картинку-пазл к своей части буква-пазл, соединяем и произносим, читаем сначала букву-звук, затем целое слово вместе с игрой «Alphabet Match Jigsaw Puzzle» от Orchard Toys;
4 этап – читаем отдельные слова с помощью слайдеров ; 5 этап – читаем отдельные слова с помощью подвижной игры «Прихлопни жучка»
6 этап — читаем отдельные слова с аппетитной командной игрой с ароматом бекона «Жарим яичницу»
7 этап — читаем отдельные слова с очень пугливым гостем «Жирафиком»
8 этап – чтение ступенчатых мини-текстов, сюжетных мини-текстов, серии книг Early Reading;
Процесс чтения становится действительно занимательным, когда можно с одноклассниками посоревноваться. Чья команда забьёт больше мячей-слов в игре «Баскетбол», а какая команда накормит быстрее «Кролика и Щенка», да и своих одноклассников нужно не забыть накормить сэндвичем из слов.
И закончить соревнование можно, «приготовив яичницу» для целого класса.
Математическая грамотность Учащимся вторых и третьих классов всегда увлекательнее изучать математику вместе с волшебниками, магами и чародеями, да ещё и на английском языке. Куда интереснее считать предметы, решать примеры и в это же время варить волшебное зелье, которое поможет в одночасье очутиться в фантастическом поезде, идущем в зоопарк, чтобы пересчитать там всех животных; превратиться в садовников, чтобы вырастить, а потом сосчитать все свои прекрасные цветы в чудесном саду; со сказочным героем Джеком из сказки «Джек и бобовое зернышко» научиться произносить геометрические фигуры по-английски. В цифровом путешествии можно превратиться в пассажиров автобуса, водитель которого должен посчитать, сколько пассажиров можно взять в поездку, а сколько полетят на самолёте или поплывут на океаническом лайнере.
Знакомясь с цифрами от 1 до 10, дети не только учатся правильно их произносить и писать по-английски, но и изготавливают своими руками наглядные пособия, тем самым пополняя своё языковое портфолио.
Естественнонаучная грамотность
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности используем задания с таблицами, чертежами, схемами, рисунками. Информацию берём из разных предметных областей для того, чтобы дети могли интегрировать свои знания и использовать общеучебные умения. Очень хорошо, кода выполнение данного задания требует привлечения дополнительной информации, которую учащиеся находят в энциклопедиях, словарях, справочниках.
Ученикам 5-ых классов на одном из таких занятий предлагаем познакомиться с книгой американского писателя Эрика Карла «Very Hungry Caterpillar», где автор рассказывает ребятам о жизненном цикле гусеницы, которая превращается в бабочку. Прежде чем читать книгу на английском языке, учащиеся работают со схемой, которая помогает разобраться в непрямом развитии насекомых. Играя в настольную игру, школьники самостоятельно рассказывают о превращении гусеницы в бабочку, используя слова, фразы и предложения, данные в прочитанной книге. Результатом мероприятия становится мини-поделка бабочки и гусеницы.
Ещё одно занятие отправляет всех желающих четвероклассников на ферму к знаменитому Макдональду, чтобы помочь ему собирать фрукты и ягоды в саду, выращивать овощи в огороде, ухаживать за домашними животными, разводить цветы. Очень увлекательно с помощью обучающих настольных игр описывать работу фермера на английском языке. Справляться с заданиями ребятам помогает приобретённый жизненный опыт, так как все наши ученики живут в сельской местности и сами помогают родителям заниматься фермерской деятельностью.
Ученики третьих классов смотрят на такого рода занятии анимационный фильм на английском языке про ферму «Зелёная долина», где знакомятся с традиционной английской песней фермера в стиле «country», узнают больше названий домашних животных и их детёнышей на английском языке и создают свою ферму, поселив на ней наиболее понравившихся животных.
Большой интерес вызывают у ребят тематические праздники, где максимально проявляются их творческие способности, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, формируются коммуникативные умения. Так самыми яркими и запоминающимися стали:
«Рождество с Эльфом»
В преддверии Нового года и Рождества всегда интересно узнать, как празднуют эти волшебные праздники английские сверстники, ведь гораздо веселее ждать наступления Рождества и подарков в компании сверстников, нарисовать с ними вместе эльфа, красивые снежинки, спеть английскую Рождественскую песню, получив письмо-задание от английского эльфа.
«День святого Патрика» Волшебство всегда рядом, и стоит только представить себя в Ирландии, и ты отправляешься на поиски горшочка с золотом. Таким образом, шестиклассники знакомятся с обрядами жителей удивительной страны Ирландии на примере празднования Дня Святого Патрика. Праздник начинается с зажигательной ирландской музыки, затем, учащимся предлагается просмотреть видеослайды и видеофильм о Святом Патрике и Ирландии. Участники мероприятия отгадывают зашифрованные слова, традиционно связанные с данным праздником, играют в игры, изготавливают атрибуты весеннего торжества, составляют рассказ о Дне Святого Патрика, рисуют Лепреконов и вместе с ними отправляются искать спрятанный горшочек, наполненный «золотыми» конфетами.
Проведение таких праздников помогает формировать у учащихся потребность в изучении культуры англоязычных стран, воспитывать уважение к традициям и обычаям их народов, а также совершенствовать употребление лексики и развивать навыки говорения и аудирования. (ссылка на занятие)
Таким образом, на занятиях по внеурочной деятельности обучающиеся нашей школы обогащают свои знания в области английского языка, расширяют свой культурологический кругозор, развивают творческую активность и повышают интерес к предмету. А ведь в этом и заключается образовательное и воспитательное значение внеурочной деятельности, в процессе которой создается для каждого ученика особое образовательное пространство и эмоционально-комфортная атмосфера. Всё это позволяет раскрыть способности каждого учащегося, развивать его собственные интересы, в необычной форме осваивать культурные нормы и ценности англоязычных стран и успешно проходить социализацию на данном возрастном этапе. Организуя данным образом внеурочную деятельность в школе, запускается один из важнейших механизмов повышения качества образования: мотивация обучения иностранному языку, развитие стратегии поведения вне урока с применением неродного языка, готовность к переменам и ожиданию нового. Ученики становятся социально востребованными и готовыми к новому. Ведь знание, полученное не только на уроке, будет применимо в дальнейшей жизни.