ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Виктория МИЛЯКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 13 апреля 2023На современном этапе развития системы образования в России происходит глобальный процесс ее модернизации, который приводит к созданию новых приоритетов, соответствующих мировым тенденциям, а именно созданию современного образования, целью которого является нравственно воспитанный, умеющий самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны гражданин.
Автор: Милякова Виктория Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №17 Г.О.Коломна
Должность: учитель иностранных языков, кандидат филологических наук
Для достижения данных целей в школах начинается процесс формирования функциональной грамотности.
На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Владимир Владимирович Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…» [2].
Функциональная грамотность — это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3].
В 21 веке иностранный язык становится средством жизнеобеспечения общества. При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей — навыков свободного общения и практического применения английского языка. В ходе преподавания иностранного языка учителя все чаще сталкиваются с трудностями при работе с иноязычными текстами, такими как не знание перевода многих слов, не умение озаглавить текст, не понимание смысла написанного, не умение выделить ключевые слова и т.д.
Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1, с.35].
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности подростков использовать язык для решения коммуникативных задач.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы, такие как: дискуссии, дебаты, проекты, индивидуальные и игровые задания.
Для формирования математической грамотности, как одного из направления функциональной грамотности на уроках английского языка, стоит уделять внимание следующим заданиям, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – задание на формирование математической грамотности
В данном задании обучающимся необходимо нарисовать карту в масштабе, изучив упражнения 1 и 2. Для формирования финансовой грамотности с обучающимися нужно разбирать более детально следующие задания, представленные на рисунке 2. На уроке ученикам можно предложить расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить.
Рисунок 2 – задания на формирование финансовой и математической грамотности на примере упражнений из учебника «Spotlight» за 5 класс
Для формирование естественнонаучной грамотности можно выполнять следующие задания, которые вы можете увидеть на рисунке 3. Обучающимся можно предложить определить, о чем будет идти речь в данном тексте, изучив заголовок и рисунки к тексту, прочитать текст и ответить на вопросы.
Для формирования глобальной компетентности, стоит уделять внимание на рубрику «Going Green», где описываются различные экологические проблемы во всем мире. В задании, представленном на рисунке 4, говорится о том, что мировые памятники архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается ответить на вопрос «Почему?». Далее необходимо прослушать текст и выполнить упражнения. В качестве домашнего задания предлагается найти информацию о других памятниках мировой архитектуры, которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта, где можно найти необходимую информацию.
Рисунок 4 – задания на формирование глобальной компетентности
на примере упражнения из учебника «Spotlight» за 8 класс
Для формирования креативного мышления стоит уделять внимание выполнению проектов, например, на рисунке 5 представлена рубрика «Culture Corner» из учебника «Spotlight» за 10 класс, в которой предлагается ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе.
Особое внимание на уроках английского языка уделяется формированию читательской грамотности, базовому направлению функциональной грамотности.
На своих уроках с обучающимися 6х классов, в ходе выполнения проекта «ВК в лицах» мы формируем читательскую грамотность. Ученикам нужно прочитать информация об известной личности. Я использую личностно-ориентированную технологию, таким образом, каждый ученик выбирает сам себе известного человека, исходя из своих интересов. Далее обучающимся необходимо составить личную страницу в Контакте о прочитанном человеке, представленную на рисунке 6.
Рисунок 6 – задание на формирование читательской грамотности
На своих уроках я использую различные приемы и задания, направленные на формирование читательской грамотности.
Один из приемов – «Ассоциации». Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и ответить на вопросы: «О чём может пойти речь в тексте? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово…? Из какого источника могла быть взята эта информация?» Прием «Кластер». Обучающимся предлагается составить диаграмму, на основе прочитанного текста. Например, с учениками 5 класса, после прочтения текста из учебника «International Summer School» мы составляли кластер «Что могут и не могут делать ученики в данной школе», представленный на рисунке 7.
Рисунок 7 – пример использования приема «Кластер»
для формирование читательской грамотности
Одно из самых распространенных заданий – прием “True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.
Прием «Пазлы»: ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.
Приём восстановления/заполнения пропусков «Cloze» используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста.
Таким образом, можно сделать вывод, что при правильно организованной работе на уроке и учете индивидуальных особенностей учеников развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
Использованная литература и источники:
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А. Леонтьева. М. Баласс, 2003.С.35.
- https://rmc.vsevobr.ru/uchitel-budushchego/nsur2/621-nsur
- https://mcko.ru/articles/2622