«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 13 апреля 2023

На современном этапе развития системы образования в России происходит глобальный процесс ее модернизации, который приводит к созданию новых приоритетов, соответствующих мировым тенденциям, а именно созданию современного образования, целью которого является нравственно воспитанный, умеющий самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны гражданин.

Автор: Милякова Виктория Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ №17 Г.О.Коломна
Должность: учитель иностранных языков, кандидат филологических наук

Для достижения данных целей в школах начинается процесс формирования функциональной грамотности.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации Владимир Владимирович Путин четко определил «…школа должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить…» [2].

Функциональная грамотность — это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [3].

В 21 веке иностранный язык становится средством жизнеобеспечения общества. При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей — навыков свободного общения и практического применения английского языка. В ходе преподавания иностранного языка учителя все чаще сталкиваются с трудностями при работе с иноязычными текстами, такими как не знание перевода многих слов, не умение озаглавить текст, не понимание смысла написанного, не умение выделить ключевые слова и т.д.

Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1, с.35].

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках английского языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности подростков использовать язык для решения коммуникативных задач.

Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие и игровые методы, такие как: дискуссии, дебаты, проекты, индивидуальные и игровые задания.

Для формирования математической грамотности, как одного из направления функциональной грамотности на уроках английского языка, стоит уделять внимание следующим заданиям, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – задание на формирование математической грамотности

В данном задании обучающимся необходимо нарисовать карту в масштабе, изучив упражнения 1 и 2. Для формирования финансовой грамотности с обучающимися нужно разбирать более детально следующие задания, представленные на рисунке 2. На уроке ученикам можно предложить расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить.

Рисунок 2 – задания на формирование финансовой и математической грамотности на примере упражнений из учебника «Spotlight» за 5 класс

Для формирование естественнонаучной грамотности можно выполнять следующие задания, которые вы можете увидеть на рисунке 3. Обучающимся можно предложить определить, о чем будет идти речь в данном тексте, изучив заголовок и рисунки к тексту, прочитать текст и ответить на вопросы.

Рисунок 3 – задания на формирование естественнонаучной грамотности

Для формирования глобальной компетентности, стоит уделять внимание на рубрику «Going Green», где описываются различные экологические проблемы во всем мире. В задании, представленном на рисунке 4, говорится о том, что мировые памятники архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается ответить на вопрос «Почему?». Далее необходимо прослушать текст и выполнить упражнения. В качестве домашнего задания предлагается найти информацию о других памятниках мировой архитектуры, которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта, где можно найти необходимую информацию.

Рисунок 4 – задания на формирование глобальной компетентности
на примере упражнения из учебника «Spotlight» за 8 класс

Для формирования креативного мышления стоит уделять внимание выполнению проектов, например, на рисунке 5 представлена рубрика «Culture Corner» из учебника «Spotlight» за 10 класс, в которой предлагается ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе.

Рисунок 5 – задание на формирование глобальной компетентности на примере упражнения из учебника «Spotlight» за 10 класс

Особое внимание на уроках английского языка уделяется формированию читательской грамотности, базовому направлению функциональной грамотности.

На своих уроках с обучающимися 6х классов, в ходе выполнения проекта «ВК в лицах» мы формируем читательскую грамотность. Ученикам нужно прочитать информация об известной личности. Я использую личностно-ориентированную технологию, таким образом, каждый ученик выбирает сам себе известного человека, исходя из своих интересов. Далее обучающимся необходимо составить личную страницу в Контакте о прочитанном человеке, представленную на рисунке 6.

Рисунок 6 – задание на формирование читательской грамотности

На своих уроках я использую различные приемы и задания, направленные на формирование читательской грамотности.

Один из приемов – «Ассоциации». Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и ответить на вопросы: «О чём может пойти речь в тексте? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово…? Из какого источника могла быть взята эта информация?» Прием «Кластер». Обучающимся предлагается составить диаграмму, на основе прочитанного текста. Например, с учениками 5 класса, после прочтения текста из учебника «International Summer School» мы составляли кластер «Что могут и не могут делать ученики в данной школе», представленный на рисунке 7.

Рисунок 7 – пример использования приема «Кластер»
для формирование читательской грамотности

Одно из самых распространенных заданий – прием “True/ False/ Not Stated” («Верно/ Неверно/ Не указано»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.

Прием «Пазлы»: ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.

Приём восстановления/заполнения пропусков «Cloze» используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста.

Таким образом, можно сделать вывод, что при правильно организованной работе на уроке и учете индивидуальных особенностей учеников развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Использованная литература и источники:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А. Леонтьева. М. Баласс, 2003.С.35.
  2. https://rmc.vsevobr.ru/uchitel-budushchego/nsur2/621-nsur
  3. https://mcko.ru/articles/2622

Комментарии закрыты.