«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ ЕГЭ В МАСШТАБЕ СТРАНЫ

Пятница 16 июня 2023

С момента появления Единого Государственного Экзамена в российском образовательном пространстве не утихают споры относительно как необходимости самого экзамена, так и объективности его результатов.

Автор: Копылов Кирилл Юрьевич
Место работы: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Институт развития образования»
Должность:
методист

Инструменты Государственной Итоговой Аттестации превратились в важный социальный, экономический и политический фактор в жизни Российской Федерации, что накладывает дополнительную ответственность как на разработчиков механизмов экзаменов, так и, прежде всего на лиц ответственных за его проведение.

Несмотря на ряд устоявшихся мифов об автоматизированном или даже роботизированном процессе проверки бланков ответов экзаменационных работ учащихся, едва ли не основной вклад в итоговую оценку выпускника вносят балы, выставляемые по итогам проверки ответов заданий с развернутым ответом.

Баллы в свою очередь выставляются оценивающими их членами предметных комиссий, на основе и в строгом соответствии с подготовленными Федеральным Институтом Педагогических Измерений критериями оценивания. Этот процесс оценивания, в масштабе всей страны, требует наличия тысяч подготовленных к этой роли специалистов, от которых, в конечном счете, зависят судьбы реальных людей и доверие ко всей системе образования.

Вопросы подготовки экспертов для проверки развернутых ответов, а также управление качеством их работы, относятся к одним из наиболее проблемных и актуальных во всем процессе проведения Единого Государственного Экзамена. Особенно это касается проблематики при переходе к дистанционному обучению экспертов, на которое постепенно перешли практически все регионы Российской Федерации.

Качество работы предметной комиссии является одним из критических факторов проведения всего экзамена, что заставляет крайне внимательно относиться к работе входящих в нее экспертов. В этих условиях, с учетом почти повсеместного перехода подготовки на рельсы дистанционных образовательных технологий, вопросы управления качеством работы экспертов приобретают первостепенное значение.

С одной стороны, вопросы управления качеством образования подробно разработаны во множестве работ, так же, как и вопросы применения дистанционных технологий в образовании. С другой стороны, вопросы организации работы предметных комиссий, обучения экспертов и управления качеством работы, как правило, рассматриваются в литературе в отрыве от предыдущего пункта и в разрезе техническо-организационных и нормативно-правовых аспектов.  Это связано прежде всего с тем, что данная проблематика в основном обсуждается в ведомственных отчетах и аналитических документах, редко выходящих за пределы заинтересованного круга лиц и связанна с узкой тематикой вопроса и ее прикладным характером.

Стандартизация результатов подготовки экспертов находится в общем русле современной тенденции стандартизации образования.

Разнообразие вариантов образовательных траекторий, многообразие используемых технологий, средств и методов обучения в подготовке экспертов не должны исключать наличия единых требований к результатам подготовки. При этом в качестве центрального принципа стандартизации должно рассматриваться соответствие требований к результатам подготовки образовательного эксперта — требованиям к его профессиональной деятельности (связка «образовательный стандарт — профессиональный стандарт»).

Образовательная программа подготовки экспертов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ единого государственного экзамена  ориентирована на управление качеством подготовки экспертов, осуществляющих проверки экзаменационных работ обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта. В ходе реализации программы используются:

  • комплекты методических материалов на электронном носителе для выполнения практической и самостоятельной работы
  • методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания
  • анализ работы региональных предметных комиссий.

В результате освоения программы по обучению кандидатов в члены предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, слушатели получают или совершенствуют компетенции:

  • компетентность при проверке и оценивании заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в соответствии с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
  • дополнительные профессиональные компетенции:
  1. ведущий эксперт – статус, позволяющий быть председателем или заместителем председателя предметной комиссии, осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, в том числе в качестве третьего эксперта;
  2. старший эксперт — статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии, быть назначенным экспертом-консультантом для консультирования основных экспертов, осуществлять третью проверку выполнения заданий с развернутым ответом, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами;
  3. основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую и вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом в составе предметной комиссии.

Подготовка экспертов характеризуется следующими особенностями:

  • максимальное использование для подготовки экспертов потенциала существующих образовательных структур;
  • разработка специального содержания образования для подготовки экспертов, учитывающего конкретные направления деятельности экспертов и приоритетно реализуемые ими функции;
  • использование различных форм и методов в процессе подготовки, в качестве средств активизации обучения, обеспечивающих не только овладение технологиями и методами экспертизы, но и формирующих экспертную позицию;
  • включение деятельности по подготовке экспертов в качестве подсистемы, в более широкую систему обеспечения тех процессов развития образования, которые призваны обеспечивать эксперты;
  • использование на всех этапах формирования субъекта региональной экспертизы, механизмов государственно-общественного управления, обеспечивающих открытость данного процесса.

Комментарии закрыты.